Конспект Личностные универсальные действия
1.ПАСПОРТ (общая характеристика)
УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся должен обладать способностью к личностным универсальным учебным действиям
СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:
(описание)
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают формирование готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций.
К ним относятся:
построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку
формирование идентичности личности;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
выделение морально-этического содержания событий и действий;
построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.
Личностный компонент универсальных учебных действий включает в себя понятия:
Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение
Смыслопорождение и смыслообразование
Развитие мотивов учения
Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения .
Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся лицея
Компоненты
Уровни каждого
компонента УУД
Результаты сформированности
каждого уровня УУД
Информационный
Базовый
Приоритетное внимание уделяется формированию:
нравственно-этических основ личности
- -формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности,
Знает:
Ведущие ценности отечественной и мировой культуры,
Понятие толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
критерии нравственно-этического оценивания,
способы выделения морального содержания действия,
определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков,
а также:
осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)
Продвинутый
Приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности;
Знает:
- идентификации основы поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном
-пути решения моральной дилеммы
Деятельностный
Базовый
- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
Формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
Формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика
Умеет:
- проявить интересы, инициативы и любознательность, мотивы познания и творчества;
-учиться с четкой организацией своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);
- проявить самостоятельность, инициативу и ответственность как личность в условиях ее самоактуализации:
проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
Продвинутый
Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
Умеет:
формировать самоуважения и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты;
целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей;
проявить толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Творческий
Базовый
Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Владеет:
формированием способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности
основами ценностных суждений и оценок;
уважением к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
основами критического отношения к знанию, жизненному опыту;
основами понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Продвинутый
Организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса
Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности
Владеет:
основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
основами социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
готовностью к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования
№
Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)
Дисциплины/Курсы/полугодия обучения
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2
пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол
2 пол.
1 пол.
2 пол.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства
[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]
Компоненты
Уровни каждого компонента УУД
Формы текущего, рубежного и итогового контроля
Оценочные средства
и образовательные продукты
Информационный
Базовый
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Оценочные средства:
Результаты анкет/тестов, бесед, наблюдений
Список критериев оценки выполнения учебных заданий
Образовательный продукт:
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения знаний
Продвинутый
Индивидуальные и групповые работы
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Оценочные средства:
Продукты инд./гр. работы
Результаты анкет/тестов
Список критериев оценки выполнения учебных заданий
Образовательный продукт:
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
Деятельностный
Базовый
Индивидуальные и групповые работы
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Оценочные средства:
Продукты инд./гр. работы
Результаты анкет/тестов
Список критериев оценки выполнения учебных заданий
Образовательный продукт:
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат
Продвинутый
Индивидуальные и групповые работы
Анкетирование
Тестирование
Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления
Проектная деятельность
Оценочные средства:
Продукты инд./гр. работы
Результаты анкет/тестов
Продукт проектной деятельности
Список критериев оценки выполнения учебных заданий
Образовательный продукт:
Программа развития способности к самоуправлению.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
Творческий
Базовый
Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий (оргдеятельностные проекты)
Оценочные средства:
Ориентировочная карточка критериев оценки, «поиск» решения или выполнение алгоритма для достижения поставленных целей
Образовательный продукт:
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы
Продвинутый
Индивидуальные и групповые научно-исследовательские работы
(проекты)
Оценочные средства:
Список критериев оценки выполнения учебных заданий
Образовательный продукт:
Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач.
Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования.
[ Компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги, ролевые и деловые игры, ситуации, кейсы и др. ]
Компоненты компетенции
Уровни
каждого
компонента УУД
Методы и технологии формирования
данного УУД
Информационный
Базовый
Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова
Психологические тренинги
Деловые игры
Продвинутый
Технология дистанционного обучения
Технология продуктивного обучения
Ассоциативные мнемонические карты
Деятельностный
Базовый
Кейс- технология
технология ТРИЗ
Продвинутый
Технология проблемного обучения
Проектные технологии
Творческий
Базовый
Технология самообразования
Технология мастер-класса
Технология коллективного творческого дела
Образовательная идеология Пайперта
Продвинутый
Технология портфолио
Технология обогащающего обучения
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]
цЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Литература:
Интернет-ресурсы:
УЧИТЕЛЬ
Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009
Фундаментальное ядро общего образования. Проект М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009
Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика Ростов н/Д: Феникс, 2008
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка М.: Педагогика, 1979
РОДИТЕЛЬ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://школа7.сарапул.рф/parent/sred.php?ELEMENT_ID=491
Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]
Условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Целенаправленное формирование самооценки способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности себя и сверстников. Однако неудовлетворенность собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного самопринятия и самоотношения учащегося. Отрицательное отношение к себе выступает препятствием и деструктивно влияет на развитие личности.
Необходимо раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего он учится), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике «взрослой» жизни через организацию как предметности учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Необходимым условием также выступает специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности.
Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, является стратегией формирования мотивации учения и личностного роста ребенка.
13PAGE 15
13PAGE 14215
‘ђЗаголовок 1Заголовок 515