Сообщение Личностные универсальные учебные действия

«Основные пути, методы, технологии формирования ЛУУД»
Из личного опыта.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать такой этап урока – как введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Я работаю учителем 17 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В своей практике для развития ЛУУД я использую современные педагогические технологии:

Технология
Какие личностные УУД развивает

1
технология проблемного обучения
стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения

2
проектная деятельность
формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов

3
ИКТ-технологии
позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

4
технология уровневой дифференциации
формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели

5
технология ситуативного обучения
формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия

6
технология продуктивного чтения
формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения


Технология проблемного диалога
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников можно попросить написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.
В учебниках 3-4 класса по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Выделяем этапы работы с текстом на уроках:
-до начала чтения
-в процессе чтения
-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.
Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Технология оценивания учебных успехов
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.
Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
«Карта знаний и достижений» - это специально отведённое место в классе ( представлено на листе ватмана, стенде), в специальной детской тетради (портфолио) «Мои достижения и успехи», где отражаются достижения учащихся в той или иной его сфере деятельности. «Карта знаний» по предмету может помочь учащимся:
- сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач;
- позволит обозначить и осознать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете;
- делать предположения о возможных дальнейших подвижениях.
«Карта знаний» может стать средством:
- планирования;
Удержания предметной логики в течение учебного года;
-рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.
Этапы работы над «Картой знаний»:
1 этап – «запуск» (сентябрь). Выполнение стартовых коллективных проектов по созданию карты.
2 этап – работа с «картой» (октябрь-апрель).Какие-то вопросы могут исчезать или , наоборот, появляться, она может наполняться новым содержанием.
3 этап – рефлексивный (май).


Информационно-коммуникационная технология
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ - технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.
Использование проектной и исследовательской деятельности.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Мной был организован в этом учебном году следующий проект во внеурочной деятельности:
Проект "Русские народные игры»
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Работая над проектом, мы развивали такие ЛУУД, как:
Знание о своей этнической принадлежности,
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
Знание о народах России;
Освоение общекультурного наследия России;
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;


Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе.
Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития..
Осуществляя дифференцированный подход в своей деятельности, руководствуюсь следующими требованиями:
создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения использую:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Русский язык
В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика
Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Задание №1
3-й уровень
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Задание №2.
3-й уровень
Найди значение выражения:
7800-(398+507*6)=
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
1-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Окружающий мир
Предлагаю разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

ЛУУД можно формировать средствами учебных предметов.





Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература»


УУД

Типы заданий

Личностные

Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной.

Задания:
1) на интерпретацию текста;
2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
3) анализ характеров и поступков героев;
4) формулирование концептуальной информации текста.
В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?








Личностные

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
Система речевых упражнений:
- свободные диктанты,
- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.
Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр. 2 стр. 33. «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие».








Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »

УУД

Типы заданий

Личностные

Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.
Работа с задачами на историческом материале, относящемся к построению Российского государства в период XVII–XIX веков, подразумевает личностную оценку описанных реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.
Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни», «Обоснуй своё мнение»
Задачи и задания, названные «Странич5а для любознательных».













Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УУД

Типы заданий

Личностные

Одна из целей предмета – научить школьников объяснять своё отношение к миру.
Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.
Умение осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.
На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина Россия!».
Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
Учебник 1-го класса, ч.  2 (с. 72)

· На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции  общепринятых нравственных правил.)
Учебник 3-го класса, ч.2 (с. 21)

· Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина Россия!». (Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.)
Учебник 4-го класса, ч.1 (с. 25)

· Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.)



Сейчас я работаю во 2 классе.
В моей работе для развития ЛУУД я использую следующие приёмы:
Универсальные учебные действия
Педагогические приёмы
Результаты развития УУД

Личностные    
Задание массивом. Дай себе помочь.
Выход за пределы.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
Театрализация. Идеальное задание.
Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование



Описание педагогических приёмов
Задание массивом

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. Пример. Изучая «Песенки Вини-Пуха» на уроке литературного чтения, дала домашнее задание – выучить то количество песенок, которое сам себе определишь, но не менее одной. Из 22 учеников класса – 3 выучили все песенки.
2. Задается большой массив задач сразу в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Выход за пределы:

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся
Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа – эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Стань творцом, и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка!
Заголовок 215