Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса предусматривает изучение литературного чтения в объеме 136 часов (из расчета 3,5 часа в неделю литературное чтение 119часов и 0,5 часа в неделю 17 часов Основы Духовно-нравственной культуры народов Р
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено на заседании методического объединения
«Начальная школа»
Протокол № 2
от «27 августа 2015 г.
Руководитель МО:
____________/Менкова М.Д./
«Принято педагогическим советом школы»
Протокол № 2
от «28» августа 2015г. «Утверждаю»
Директор школы:
____________/ Л.И.Зуева/
Приказ № 57/1
от «31» августа 2015г.
Рабочая программа
по литературному чтению для 4класса
(общеобразовательное обучение)
на 2015 -2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Зайцева Антонина Анатольевна
с. Архангельское 2015 г
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 4
Количество часов в год: 136
Уровень рабочей программы: базовый
Классификация рабочей программы по литературному чтению: типовая
Цели учебного курса:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии
героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года.
2. Методические рекомендации департамента образования, науки и молодёжной политики от 24.08.2012 г. № 01 – 03/06321 по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. М – «Просвещение» 2010г
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения )
5. Планируемые результаты начального общего образования. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения)
6. Программа развития универсальных учебных действий в начальной школе.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№576 от 8 июня2015г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от31 марта 2014г. №253
Сведения о программе,
на основании которых разработана рабочая программа.
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования./ [сост. Е. С. Савинов]— М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ( Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина ) по курсу «Литературное чтение». М. -«Просвещение» 2011г.
Программа по ОРС и СЭ 4 класс А.В. Кураев М.:Просвещение, 2012 г.. Описание места учебного предмета в учебном плане
«Методические рекомендации Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным стандартом начального общего образования» предусматривают изучение литературного чтения в 4 классе в объеме – 136часов (из расчета 3,5 часа в неделю литературное чтение 119ч и 0,5ч в неделю 17ч «Основы Духовно-нравственной культуры народов России»), 34 учебные недели.
Структура программы соответствует структуре учебника «Литературное чтение» (в 2-х частях) Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. (М.: Просвещение, 2013)
Форма организации образовательного процесса
Традиционные уроки,творческая работа,дидактическая игра,разнообразные нестандартные формы уроков(урок-отчет,урок-путешествие,интегрированный урок и т д)
Виды и формы контроля
Виды:текущий периодический(тематический),итоговый,самоконтроль.
Формы контроля:устный,фронтальный и индивидуальный.
Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог,;готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1)осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов
Содержание учебного предмета (основные содержательные линии)
№ Наименование разделов Всего часов ОРКСЭ
1 Летописи.Былины. Жития 9 3
2 Чудесный мир классики 19 6
3 Поэтическая тетрадь 1 9 3
4 Литературные сказки 15 5
5 Делу время- потехе час 9 6 Страна детства 8 7 Поэтическая тетрадь 2 4 8 Природа и мы 12 9 Поэтическая тетрадь 3 6 10 Родина 5 11 Страна фантазия 5 12 Зарубежная литература 17 Итого: 119 часов 17часов
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавли-вание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
Описание учебно – методического комплекта.
а) книгопечатные.
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).М. «Просвещение» 2012г.
Литературное чтение. Учебник. 3класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). М. «Просвещение» 2012г
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. М. «ВАКО» 2013г
М.В Бойкина, Л.А.Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь М «Просвещение» 2013г
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
б) печатные пособия
Наборы сюжетных картинок.
Словари.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Комплект таблиц для начальной школы по литературному чтению
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме)
в) Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
3 класс
Презентации к урокам по отдельным темам.
в) Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер лазерный
Классная магнитная доска.
Телевизор
DVD
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер лазерный
Интерактивная доска
Классная магнитная доска.
Телевизор
DVD
№ п/пДата Тема урока УУД Примерное домашнее задание
План Факт 1 Летописи.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Познавательные: Строить рассуждения. Устанавливать причинно-следственные связи. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока,работать по плану,сверяя свои действия,корректоровать свою деятельность
Коммуникативные: Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
С. 6–8, выразит.
читать, вопрос
2 «И вспомнил Олег коня своего»
Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина С. 9–11, выразит.
читать,
3 Россия – наша Родина
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают.
4 «И вспомнил Олег коня своего»
Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина С. 9–11, выразит.
читать,
5 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» С. 12–15,
составить рассказ об Илье
6 «Ильины три поездочки» С. 16–20,
пересказ от лица Ильи Муромца
7 Религия и культура
Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
8 «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы С. 22–25, выразит.
читать, рассказ о битве
9 «Житие Сергия Радонежского».
С. 26–31, пересказ отрывка по выбору
10 Проект: «Создание календаря исторических событий» С. 32
11 Бог и человек в православии
Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»
12 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Проверка навыка чтения
С. 33–34, вопрос 4
вопрос 8
составить план, рассказ по плану
Чудесный мир классики ( 19 часов)
13 П.П. Ершов.
Подготовка сообщения о П.П. Ершове . П.П.Ершов «Конёк-
Горбунок»
Познавательные: Строить рассуждения. Устанавливать причинно-следственные связи. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока,работать по плану,сверяя свои действия,корректоровать свою деятельность. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Работать в заданном темпе.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Коммуникативные: Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению С. 36–38, выразит.
читать, найти отрывок к иллюст-рации, объяснить смысл слов
14 П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» С. 39–49, выразит.
читать, вопросы 3, 4, Ознако-миться с др. вариантами сказки
15 Православная молитва
Выяснить у родителей значение слова «искушать»
16 П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» С. 50, 61вопрос 6, вопрос 7 деление на части, план.
17 А.С.Пушкин.
«Няне»
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
18 А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» наизусть по выбору
19 Библия и Евангелие
Спросить у своих родителей, знают ли они какие- нибудь притчи
20 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 70–82,
выр. читать
21 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 83–91, вопрос 7, отрывок наизусть
22 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 90–91, вопросы 2, 3, 4, подробный пересказ 1 части
23 Проповедь Христа
Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
24 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Выучить
наизусть отрывок по выбору
25 Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. С. 94–96, выразит.
читать, вопросы 1, 2 Иллюстрация к произведению
26 М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» 27 Христос и Его Крест
Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»
28 19 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» С. 97–102,
читать, вопрос 5
29 21 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» С. 103-110
30 22 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» С. 113,
вопросы 2, 3, 7
краткий пересказ по плану
31 23 Пасха
Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.
32 26 Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство» С. 114– 118, выра-зительно читать, вопрос 3,
чтение в лицах
33 25 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» С. 119, придумать аналогич. историю
34 29 Сообщения о А.П. Чехове. Проверка навыка чтения
С. 122– 133, выра-зительно читать, вопрос 2,5
35 30 Православное учение в человеке
Выяснить:
- как Библия рассказывает о происхождении души;
36 А.П. Чехов «Мальчики».
С. 122– 134,
пересказ по плану
37 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
С. 135, 136
вопросы 6, 7. Составить свои вопросы для викторины.
Поэтическая тетрадь (9 часов)
38 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Познавательные: Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги. Строить рассуждения
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока,работать по плану,сверяя свои действия,корректоровать свою деятельность. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
С. 138,
Выучить наизусть, вопросы 4, 5
39 Совесть и раскаяние Выясни у родителей, почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит
40 А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» С. 141– 142, вырази-тельно читать, словесное рисование картин
41 Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» С.143-144, выразительно читать
42 А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Проявление бережного отношения к природе, к родному краю С. 145, выразительно читать
43 Заповеди. Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
44 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» С. 146, выучить наизусть, вопросы 1, 2 подобрать образные средства со словом «золотой»
45 Н.А. Некрасов «Школьник»,
С. 147– 149, наизусть по выбору
46 Н.А. Некрасов
«В зимние сумерки нянины сказки...» 47 Милосердие и сострадание Выясните у родителей, совершали ли они поступки милосердия
48 И.А. Бунин «Листопад».
С. 150– 151, наизусть (отрывок), вопрос 6
49 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
С. 152–154,
вопросы 3, 9
Литературные сказки (15 часов)
50 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Познавательные: Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги. Строить рассуждения. Размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чем смысл добра» , «почему сказка всегда заканчивается хорошо
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока,работать по плану,сверяя свои действия,корректоровать свою деятельность,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации.
Личностные: Проявление интереса к литературной сказке. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
С. 156– 168, читать , разделить на части
51 Золотое правило этики. Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»
52 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» С. 156– 168, составить план
53 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» С. 168,
вопросы 6, 7, пересказ по плану
54 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» С. 169– 178, читать,
пересказ отрывка
55 Храм По желанию можно посетить храм. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
56-57 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Проверка навыка чтения
С. 179
58 П.П. Бажов «Серебряное копытце» С. 180– 191, читать
59 Икона Выясни «Богоматерь – это Бог или человек
60 П.П. Бажов «Серебряное копытце» С. 180–192,читать, вопрос 9, словесное рисование
61-62 П.П. Бажов «Серебряное копытце» С. 191, 192
63 Творческие работы учащихся.
Подбор иллюстративного
64
3чет. С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» С. 193–204, читать
65 С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» С. 204– 214, читать, Составить план
пересказ
66 С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».
С. 214
67 С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».
Пересказ по плану
68 Обобщение по разделу «Литературные сказки».
С. 215, вопрос 2
Делу время – потехе час (9 часов)
69 Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» Познавательные: Осуществлять анализ и синтез.
Строить рассуждения.
Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока,работать по плану,сверяя свои действия,корректоровать свою деятельность,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)
Личностные: Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время - потехе час»
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
С. 4–16, читать
70 Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» С. 16, вопросы 5, 6, пересказ
71 В.Ю. Драгунский
«Главные реки» С. 17–23, подготовка к чтению по ролям,
72 В.Ю. Драгунский
«Главные реки» С. 17–23, пересказ от 3-го лица
73 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» С.24-28, чтение в лицах
74 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» С.24-28, пересказ от лица Мишки
75 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» С. 29–34, вопрос 5
составить характеристику героя
76 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» С. 29–34,
77 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
С. 36, вопрос 7 С.36, вопрос 10, письм.
Страна детства (8 часов)
78 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Познавательные: Осуществлять анализ и синтез.
Строить рассуждения.
Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации. составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)
Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими поступками С. 38–46, читать С.46, в.3,4, доказать своё мнение
79 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Составить план
80 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» С. 46, вопрос 7
81 К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» С. 47–58, читать, вопросы 6,7, озаглавить части
82 К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» С. 53–58, пересказ отрывка
83 К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» С. 53–58, пересказ отрывка
84 М.М. Зощенко «Елка».
С. 59–64, вопрос 4
составить картинный план
85 Обобщение по разделу «Страна детства».
С. 66, вопросы 9, 11
Поэтическая тетрадь (4 ч)
86 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Познавательные: Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием «лирическое произведение»
С. 68–70 выразительное чтение, вопрос 6
87 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» С. 71, выразительное чтение,
88 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
«Наши царства» С. 72–73, вырази-тельно читать
89 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
С. 74, вопрос 9
Природа и мы (12 часов)
90 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Познавательные: Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации. составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)
Личностные: Осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). Привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, уважение к старшим) С. 76–83, вопросы
2-4,
91 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» С. 76–84, пересказ, вопрос 5
92 С. 85–91,читать. Вопр осы 2,3
93 А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» С. 85–91, пересказ
94 М.М. Пришвин «Выскочка» С. 92–95, вопрос 5 составить
пересказ от лица главного героя
95 М.М. Пришвин «Выскочка» Придумать рассказ о дом. животном
96 Е.И. Чарушин «Кабан» С. 96–99, пересказ, чтение в лицах
97 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» С. 100–109, читать, вопросы 8,9
98 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» С. 100-109, разделить на части
99 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
С. 110, вопрос 10,
100 Проект «Природа и мы» С. 111
101 Обобщение по разделу «Природа и мы».
С.111, в.7
С. 112, вопросы 8, 9
Поэтическая тетрадь (6 часов)
102 Б.Л. Пастернак «Золотая осень» Познавательные: Анализ текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, умение ориентировать в книге, целенаправленный и самостоятельный выбор книги
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием «лирическое произведение»
С. 114–115, вопрос 3,
Выразительное чтение.
103 С.А. Клычков «Весна в лесу» С. 116–117, вопрос 3,
Выразительное чтение.
104 Д.Б. Кедрин «Бабье лето» С. 118,
наизусть
105 Н.М. Рубцов «Сентябрь»
Проверка навыка чтения
С. 119,
Выразительно читать
106 С.А. Есенин «Лебедушка»
С. 120–126, вопрос 4
107 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». С.120-125, составить рассказ
Родина (5 часов)
108 И.С. Никитин
«Русь» Познавательные: Умения анализирован лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Регулятивные: Умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока)
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
С. 128–132, отрывок наизусть
109 С.Д. Дрожжин
«Родине» С. 133–135, вопрос 3
110 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Б.А.Слуцкий «Лошади в океане» С. 138_139, вырази-тельночитать, рисунок к строкам
111 Проект: «Они защищали Родину» С. 140-141
112 Обобщение по разделу «Родина».
С. 142, вопрос 7 письменно
Страна Фантазия (6 часов)
113 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Познавательные: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.Строить рассуждения
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы
С. 144–146, читать, вопрос 4,
114-115 Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» С. 147- 149 задание 4
116 Кир Булычёв «Путешествие Алисы» С. 150–157, вопрос 9 пересказ
117 Кир Булычёв «Путешествие Алисы» С. 150–157, вопрос 9 пересказ
118 Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
С. 158–159,
Зарубежная литература (17 часов)
119 Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» Познавательные: Высказывание своего мнения о прочитанном произведении по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг
Регулятивные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев С. 160–162,
120-121 Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» 163-164
165-166
вопрос 9, пересказ по плану
122 Г.Х. Андерсен «Русалочка» С. 167–174, вопрос 3,
123 Г. Х. Андерсен «Русалочка» С. 175–182, вопрос 4 устное рисование
124-125 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 183-190
191-193
126 М. Твен «Приключения Тома Сойера» С. 194–196, вопрос 6
127-128 М. Твен «Приключения Тома Сойера» С. 196–199, вопрос 3
199-200
129 Проверка навыка чтения 130 Итоговая диагностическая работа 131 С. Лагерлеф «Святая ночь» С. 201–204, вопрос 2
132 С. Лагерлеф «Святая ночь» С.205-208
133 С. Лагерлеф «В Назарете» .Определение нравственного смысла произведения. С. 209-212
134 С. Лагерлеф «В Назарете». Работа с иллюстрациями. С.213-216
135 Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
136 Итоговый урок. Список литературы на лето