Статья на тему: Личностные универсальные учебные действия, формируемые средствами дисциплин «Литературное чтение» в системе «Школа 2100»
Личностные универсальные учебные действия, формируемые средствами дисциплин «Литературное чтение» в системе «Школа 2100»
У обучающегося будут сформированы:
1-2-й классы 3-4-й классы
– умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– умение высказывать свое отношение к героям прочитанных произведениях, к их поступкам.
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть ) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Задания в учебнике «Литературное чтение» системы «Школа 2100» направлены на формирование личностных универсальных учебных действий благодаря организации различных видов деятельности. Одним из наиболее эффективных приемов работы является создание условий для эмоционального переживания детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чём захотелось подумать). Например, после прочтения отрывков из книг «Шляпа Волшебника» Туве Янссона и «Хоббит» Джона Р.Р. Толкина учащимся предлагается ответить на вопрос: «Понравились ли вам сказочные человечки? Почему?», тем самым формируется такое личностное действие, как умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Формированию умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей способствуетсоставление характеристики героев на основе анализа контекста. То есть поиска в тексте слов, предложений, повествующих о событиях, местах действия и т.д., чтение и анализа портрета героя, описания его жилища; речи героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему. Примером выступает такое задание, следующее за произведением А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»: «Найдите в тексте описание Мальвины (как она ведет себя, как говорит, как выглядит). Что можно узнать о характере Мальвины из этих описаний?».
Еще одно значимоесредство формирования личностных универсальных учебных действия – это развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. Например, познакомившись с блоком стихотворений, среди которых: «Это – да! Это – нет!» Ю. Мориц, произведения Олега Григорьева, «Очень страшная история» Г. Остера, «Колдунье не колдуется»М.Бородицкой, учащимся предстоит поразмыслить над таким заданием: «Поэт – это человек, который создает стихотворения. Он умеет тонко чувствовать, видеть прекрасное в окружающей жизни и открывать его людям. А если обыкновенный человек умеет чувствовать, видеть и ценить прекрасное, о нем говорят: «Поэт в душе» или «Поэтическая натура». Что это значит? Стихотворения каких поэтов вам нравятся? Почему?».
Выражая свое отношение к героям, событиям, языку произведения, школьники развивают умение аргументировать свою точку зрения, высказывать своего отношения к прочитанному.Например, после знакомства учащихся с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок» авторы учебника предлагают им ответить на вопрос: «Кто из героев сказки «Конек-Горбунок» вам особенно понравился? Почему?»
В целом, задания, направленные на достижение личностных результатов, в учебниках в рамках курса «Литературное чтение» можно представить в виде 4групп:
задания на интерпретацию текста: «Как вы понимаете слова Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»); «А вот еще очень важные слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы понимаете, что это значит?» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»);
задания, предполагающие анализ характеров и поступков героев:«Какой характер у старика, у старухи? Почему вы так думаете?» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»); «Каким вы представляете себе БильбоБэггинса? Расскажите о его характере» (Джон Р.Р. Толкин «Хоббит»);
задания, предполагающие высказываниеавторского отношения к героям с аргументацией:«Расскажите, что же необычного сумел увидеть Виктор Хмельницкий в обычном мире?» (В.Хмельницкий «Снег и скрипка»);
задания, предполагающие высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией: «Как вы оцениваете поступок старухи? Как вы относитесь к старику? Жаль ли вам его? Является ли он, по—вашему, положительным героев?» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
задания, заключающиеся в формулировании концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?): «Какое человеческое качество высмеивается в обеих сказках?» (Японские сказки «Добрый крестьянин» и «Ивовый росток»); «Вы заметили: во всех трех сказках всесильные правители признали себя побежденными. Почему? Если вы сумеете ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключенную в этих сказках» (Татарская сказка «Мудрый старик», киргизская сказка «Мудрая девушка», русская сказка «Мудрая дева»).
Произведения в учебниках подобраны таким образом, чтобы донести младшим школьниками красоту, многогранность окружающего их мира, чтобы воспитать ценностное отношение к культуре и искусству. Тексты, вопросы, задания в учебниках показывают учащимся, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.[47, 61]
Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим на ступени начального общего образования наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Исходя из сказанного особенностью формирования личностных универсальных учебных действий учащихся в рамках программы данного курса «Литературное чтение» является направленность на дистанционное общение с писателем, а именно:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Об этом свидетельствует включение такого этапа урока, как знакомство с автором на этапе работы с текстом после чтения. Учащиеся еще раз возвращаются к беседе о личности автора, дополняя свои представления впечатлениями о нем на основе прочтения текста: «Каким ты представил автора после прочтения произведения? Как ты считаешь, какими качествами обладал человек, создавший подобный рассказ (повесть, сказку и др.)».
Таким образом, содержание и методический аппарат учебников помогают развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический вкус, вырабатывать отношение к литературе как к искусству слова. В курсе литературного чтения с помощью специальных заданий формируются интерес и потребность в чтении; закладывается фундамент для формирования высоконравственной личности.