Статья «Проект как один из методов воспитательной работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию»
ГРИГОРЬЕВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
Проект как один из методов воспитательной работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников
ГБОУ ООШ с. Старое Максимкино
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, потому как именно с семьи, с родного села, города начинаеися осознание священного чувства любви к Родине. Необходимо, чтобы подросток задумался о том, что есть Родина, чтобы он соотносил понимание Родины как особого образа окружающего его мира, заботился о его сохранении и преобразовании, чтобы осознавал, что Родина это то, что нас объединяет.
Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина одна из основных задач в учебно-воспитательной работе нашей школы. Большую роль в этом играет краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение обращает школьников к прошлому, чтобы они, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В работе классного руководителя поэтому уделяю особое внимание воспитанию гражданина и патриота России, основанному на знании символики, истории села и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
«Педагог есть организатор деятельности детей»,- считал Л.С.Выготский. Одной из основных задач моей воспитательной деятельности является организация разнообразной, творческой, личностно - и общественно значимой деятельности в классе.
Только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности.
Вовлекать учащихся в деятельность помогает метод проектов, который использую в своей практике с 2006 года. Уделяю внимание работе над различными социально значимыми проектами. Работа часто выходит за рамки классных часов и специально подготовленных мероприятий. Считаю, что данный метод позволяет решать и задачу развития познавательной активности учащихся.
Проектная деятельность это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Главная задача классного руководителя в такой работе – найти проблему, которая будет по-настоящему значима для ребенка, так, чтобы ее успешное решение было для него действительно важно. В этом случае высокий мотивационный потенциал обеспечит вовлеченность, активность, заинтересованность, ответственность, находчивость, настойчивость в овладении новым материалом, необходимым для эффективного решения проблемы.
Как показывает практика, гражданско-патриотическое воспитание школьников на примерах боевых традиций старшего поколения формирует у подростков чувство ответственности, жажду открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны прошлого.
День Победы был и остается священным днем для всех людей нашей страны. Очевидцев тех событий остается с каждым годом все меньше и меньше, но из поколения в поколение передается благодарность и восторженное отношение нашего народа к тем, кто ценой своей жизни освободил родную землю.
Событиям Великой Отечественной войны уделяю в работе особое внимание. Предлагала учащимся изучить историю семьи, узнать новое о родственниках - участниках войны и создать свою страничку в альбоме «Эхо войны в памяти моей семьи». Итогом работы стало не только оформление альбома, но и представление работы на классном собрании, выставка работ.
К 65-летию Победы в 2010 году учащимися был создан проект «Учитель – гражданин – ветеран». Ребята работали с материалами школьного архива, встречались с ветераном Великой Отечественной войны, с краеведом Сучковым А.И., брали у него интервью, записывали его воспоминания. Творению учащихся присуждено второе место на районных краеведческих чтениях. Продолжаем с ребятами создавать альбомы о жизни и творчестве педагогов-ветеранов нашей школы.
«Пионеры-герои», «Города-герои» Информационные проекты учащихся представлялись слушателям в читальном зале сельской библиотеки. По материалам были оформлены стенды, альбомы.
Эти работы переносят учащихся в то тяжелое военное время, делают его героев ближе и понятнее.
Патриотическое воспитание в логике педагогики сопереживания рассматривается как совместное сопереживание ценностям и интересам Родины, направленное на ее понимание, совместное проживание и эмоциональное сочувствие. Любовь возникает в процессе принятия человека, вживание в него, стремления жить его мыслями, чувствами, делами. В стремлении понять, что есть Родина, учащиеся обретают и развивают свои патриотические чувства. Эмоциональное проживание, совместное погружение, проявление эмоций и чувств по отношению к различным явлениям и событиям составляют основу педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств подростков.
В современной школе еще сохраняется интерес к разработке проблем патриотического воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе.
Желание знать, чем и как жили подростки в далеком прошлом, позволило учащимся создать альбом «Взвейтесь кострами синие ночи». История пионерской организации села была изучена с самого ее основания. Работа в конкурсе проектов «Мы в истории ДДТ», посвященной 50-летию районного Детского дома творчества, заняла первое место.
Участие в таких мероприятиях помогает учащимся познавать культуру родной земли, образ жизни людей старшего поколения.
Метод проектов в моей работе помогает показать детям, что можно изменить мир, вовлекать их в поиск путей и средств решения проблем, принять участие в работе по улучшению жизни для всех.
Здесь не остается без внимания проблема экологии. Учащимися 6 класса был разработан проект «Пластиковой бутылке – вторую жизнь», которую ребята представляли на районных краеведческих чтениях и заняли 3 место.
Три проекта по теме «Мое село в будущем»: «Детская площадка», «Парк» и «Спортивная площадка» ребята презентовали на районном фестивале национальных культур «Шире круг». Работа была замечена, глава сельской администрации поддержал идеи ребят. Сегодня детская площадка является любимым местом деревенской ребятни.
Проблемы (они лежат в основе метода проекта), взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для детей, позволяют учащимся применять знания и умения из различных областей, дают возможность получить реальный и ощутимый результат, использовать продукты учащихся в жизни класса, школы и села.
Отсюда начинается патриотизм, с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению пережитого опыта и осознанию своего места в обществе. Без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Меняется общество – меняется и система образования, определяются новые ориентиры. Содержанием и высшей ценностью новой модели общества становится свободный, творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся как в общении, так и в разнообразных видах деятельности.
1. Классный руководитель. Научно-метод. журнал. №3. - М.: ОЦ «Педагогический поиск»,
1998
2. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
1
РђЗаголовок 315