Технологическая карта к уроку изобразительного искусства Древняя Эллада (4 класс)
Технологическая карта Предмет Изобразительное искусство
Класс 4 класс
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Тема Древняя Эллада
Цель Познакомить с искусством древнегреческой вазописи, выполнить рисунок вазы с росписью.
Задачи Образовательные:
формировать опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства Древней Греции, познакомиться с техникой выполнения росписи древнегреческих сосудов.Развивающие:
развивать творческое воображение, совершенствовать практические навыки при компоновании, изображении предмета, выполнении орнаментального украшения предмета.Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к культуре Древней Греции, воспитывать аккуратность, тактичное отношение к результатам творческой деятельности одноклассников.
УУД Личностные УУД:
эмоционально-ценностное отношение к миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, способность к эстетической оценке произведений декоративно-прикладного искусства.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обдумывать замысел, выполнять работу в соответствии с определенными правилами, оценивать результат своего труда.
Коммуникативные УУД:
высказывать суждения о художественных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства, уметь выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
умение различать древнегреческие вазы по их назначению и видам росписи.
Планируемые
результаты Предметные:
Знать:
Виды древнегреческих ваз, особенности их орнаментов.
Уметь:
компоновать изображение, рисовать симметричную форму предмета, выполнять орнамент.
Личностные:
воспринимать и эстетически оценивать произведения искусства.Метапредметные:
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Основные понятия Археология, гончар, керамика, вазопись, чернофигурные, краснофигурные, симметрия, меандр, спираль, пальметта.
Межпредметные связи Литература, история, география, музыка.
Ресурсы: основные и дополнительные Учебник Л.А.Неменская «Каждый народ - художник» для 4 класса,
Хрестоматия школьника Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»,
интерактивная доска, магнитная доска, презентация, музыкальное сопровождение «Греческие мелодии»,
рисунки учителя, керамические изделия, рисунки – схемы разных типов сосудов,
схемы геометрических узоров, изображения с различным композиционным расположением рисунка,
раздаточный материал с изображением геометрических узоров,
бумага белая А4, бумага тонированная А5, ножницы, клеевой карандаш,
простой карандаш, чёрный маркер, гелиевая ручка.
Формы урока Изображение на плоскости (рисунок, аппликация) с последующей росписью.
Технология Игровая технология. Системно - деятельностный подход в обучении.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Орг. момент Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Раскладывают материалы и принадлежности. Личностные: личностная мотивация учебной деятельности;
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Коммуникативные: организовывать и осуществлять сотрудничество.
Подготовка к активной познавательной деятельности Интересуется, что такое «археология»?
Раздаёт «осколки» предмета.
Предлагает отправиться с археологами в страну Элладу, где жили эллины.
Как называется
Спрашивает, как называется сейчас эта страна?
Демонстрация карты Греции.
Греки прославили свою страну на все последующие времена: белоснежными храмами с мраморными колоннами, многочисленной скульптурой, олимпийским движением Формулируют определение.
(Наука о древностях, изучающая старинные вещи и предметы).
Обосновывают.
Собирают из фрагментов вазу на магнитной доске.
Отвечают на вопрос. (Греция)
Смотрят и изучаю карту Греции.
Личностные: личностная мотивация учебной деятельности.Познавательные: самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач.
Регулятивные: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Установка познавательных задач Просит сравнить, похожа ли ваза, которую собрали из осколков с той, что находится на экране? Объясните.
Какая тема нашего урока?
Что мы должны узнать на уроке?
Сравнивают, находят отличие, выражают свои мысли.
(У древнегреческой вазы есть роспись).
Формулируют название.
(Древнегреческая вазопись).
Определяют задачи.
Из чего изготавливались вазы, для чего применялись, что такое вазопись, виды росписи, тема изображений.
Личностные: личностная мотивация учебной деятельности.Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели.Регулятивные: определять целеполагание и планирование.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Усвоение новых знаний Рассказывает о материале (глина).
Назвать мастера, работающего с глиной?
В Афинах район гончаров назывался Керама.
Что у нас сейчас называют похожим словом?
Показывает керамические изделия.
Назначение посуды.
Виды росписи: чёрнофигурная, краснофигурная.
Предлагает попробовать и увидеть разницу.
Назвать сюжеты, темы росписей.
Геометрический орнамент. Меандр- извилистая река.
Что напоминает?
Пальметта – пальмовый лист.
Спираль – движение. Символ жизни.
Некоторые исследователи считают, что, изображая спираль по кругу, эллины (греки) представляли образ Вселенной, а центре её пуп – Землю.
Физминутка.
Высказывают предположения. (Гончар)
Высказывают предположения.
(Керамика-изделия из глины).
Слушают, смотрят, сравнивают.
Рисуют на доске зубочисткой и фломастером на предложенных учителем рисунках. Исследуют технику.
Определяют сюжет. Высказывают сои предположения.
(мифологические сюжеты, спортивные праздники, бытовые картинки греков)
Анализируют. (Лабиринт)
Выполняют упражнения под греческие мелодии. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Познавательные: понимать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Первичная проверка понимания Предлагает сделать выводы. Формулируют ответы на вопросы презентации, сравнивают с правильным ответом. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, положительное отношение к учению.
Познавательные: способность и умение учащихся производить обобщение.
Регулятивные: способность учащегося самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы.Пояснение к практической работе учащихся Этапы выполнения.
Сосуд выполняется на гончарном круге.
Какую имеет форму?
Показать, что нужно сделать с листом бумаги, чтобы получилась симметричная форма у вашего изделия?
Сгибает тонированную бумагу пополам.
Разворачивает. У нас видна середина сосуда.
Рисует его половинку. Каждый рисует свою форму. Вазы получатся разные.
Но у всех есть главные части. (Горлышко, тулово, донце, ручки).
Снова складывает бумагу по сгибу и вырезает.
Полученную фигуру размещает на листе бумаги.
Даёт задание проанализировать варианты компонования изображений.
Следующий этап работы самый интересный.
Как вы его назовёте?
Чёрным фломастером, словно лаком, выполняет узкие и широкие полоски на горлышке и у донца.
В центре тулова оставляет широкую полосу.
В узких полосках рисует геометрический узор.
Просит прочитать названия узоров.
В центральной широкой полосе нарисует оливковое дерево – символ Греции.
Спрашивает домашнее задание: почему в Древней Элладе уважительно относились к оливе?
Делают выводы. Высказывают мнение. (Симметричную)
Демонстрируют. (Сгибают лист бумаги пополам).
Показывают варианты подготовленных учителем работ и объясняют ошибки. (Три разных рисунка: ваза в центре, ваза на краю листа, ваза смещена)
Дают определение.
(Роспись).
Называют. (Меандр, пальметта, спираль).
Рассказывают миф об Афине и оливковом дереве. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Практическая работа учащихся Во время работы включает греческие мелодии.
Проводит индивидуальную и фронтальную помощь учащимся.
Самостоятельно выполняют задание. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность моделировать новые образы путём трансформации известных.
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной форме, решать художественно-творческие задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем,
Рефлексия
Приглашает на открытие выставки рисунков на классной доске.
Интересуется у учащихся результатом их работы. Всё ли получилось? Были трудности?
Знакомит с кроссвордом. Даёт задание обобщить тему урока.
Прикрепляют свои рисунки на доску.
Дают характеристику своим работам.
Отвечают на вопросы кроссворда.
Личностные: эмоциональное осознание себя, способность к самооценке своих действий.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: самоконтроль и самооценка достигнутого результат.аКоммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения