Коспект урока изо Вазопись Древней Греции


Урок изобразительного искусстваТема урока: «Вазопись Древней Греции»
Цели и задачи урока:
- обучающая:
разобрать понятие вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;
- развивающая:
развивать художественно - творческие способности учащихся; образно-ассоциативное мышление;
- воспитательная:
развивать художественно - эстетический вкус; потребность в освоение ценностей мировой художественной культуры; расширение кругозора; формирование собственной культурной среды;
Методы работы:
наглядный (демонстрация слайдов и репродукций);
практический (изложение нового материала, практическая работа детей).
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
Говоря о подлинной культуре, мы не сможем пройти стороной и не поговорить об этой удивительной стране, которая стала родиной европейской культуры. Эту страну так и называют «колыбель европейской цивилизации»
- Сегодня мы приглашаем Вас в увлекательное путешествие к берегам Эгейского моря, в один из древнейших городов. Вы сможете не только полюбоваться красотами Эллады, но и соприкоснуться с удивительным миром античности.
3.Определение темы урока
- А отправимся мы в один из красивейших городов того времени в Греции. А как он называется, вы должны отгадать сами.
“Ты чурбан, если не видел ______
Если же видел и не восторгался - осел!
А если добровольно покинул_____,
то ты верблюд!”(АФИНЫ)
Так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав.
4. Изложение нового материала
Афины были самым прекрасным городом Древней Греции.
Итак, чем же могли гордиться древние греки в своем городе.
Посмотрите на город — как он красив!
-Агора
-Акрополь
-театр Диониса
-храм Афины
Но сегодня нас интересует один из кварталов Афин, который был известен не только за пределами города, но и за пределами самой Греции.
Из истории Древнего мира мы знаем, что в Афинах один из его кварталов назывался Керамик - это район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Вазопись Древней Греции
Сегодня мы познакомимся с одним из видов искусства Древней Эллады — с искусством росписи ваз. С вазописью Древней Греции.
Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина.
Самый распространённый греческий сосуд – амфора.
Амфора – ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Изящная гидрия (рис.) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Килик — плоская чаша, которую удобно держать в руках.
Кратер - для смешивания
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. ) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика (рис. ) – сосуд для хранения.
Ойнохоя — кувшин для воды
Физминутка Стили вазописи.
В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Геометрический рисунок на вазах располагался горизонтальными полосками ., возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя.
В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Стиль этот еще называют «ориентализирующим». Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.
А сейчас давайте закрепим и проверим наши знания.
Задания с интерактивной доской.
Рисунок
тест
на соответствие
Орнамент.
Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. (Работа в рабочих тетрадях. Зарисовать несколько орнаментов).Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Бутон лотоса. – символ жизни.
Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.
Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
5. Работа с карточками
Самостоятельная работа по определению стилей.
6. Самостоятельная работа (под музыку)
Экспресс — выставка «Античная керамика» с защитой работ. Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный сюжет росписи.
6. Заключительное слово учителя
- Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами.
- Мы проложили незримый мосток между антиностью и нашим временем. И если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче!
Материальное обеспечение урока:
Программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2006 год,
учебно-методическая газета «Искусство». «Искусство Древней Руси»
Л. Любимов, энциклопедия «Искусство». «История искусств» П.П. Гнедич. Мультимедийная установка, репродукции, слайды. Тетради учащихся, альбом для рисования А 4, цветные карандаши, простой карандаш, стёрка, ручка.