Открытый урок по биологии на тему: Почва как среда жизни
Класс 5
Урок № 10
Дата: 18 ноября 2015 год
Тема: Почва как среда жизни.
Педагогические цели: Создать условия для формирования у учащихся представления о почве как среде обитания животных.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные: Понятия: перегной, гумус, плодородие. Анализировать и сравнивать внешние строение животных обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.
Личностные: Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук.
Метапредметные: Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений), формирование приемов работы с информацией, развитие коммуникативных умений.
Образовательные ресурсы. Учебник Биология Живой организм 5 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., тесты, тетрадь – тренажер.
Понятия и термины. Почва, перегной, плодородие.
Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.
Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Технологии обучения: системно – деятельностный подход, игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.
Основное содержание темы. Состав почвы. Особенности почвы как среды жизни. Приспособленность живых организмов к жизни в почве. Охрана почв.
Организационная структура урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Сказала лопата:
Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля – чтобы жить.
(А. Тетивкин)
III. Постановка учебной задачи
- О какой земле идет речь! (о почве)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы:
Что?
Какой?
Какие?
Как?
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Демонстрация почвы.
Что такое почва?
Какое вы бы дали определение?
Почва – это самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.
Если почву разрезать как пирог, она состоит из слоев.
Работа с учебником. Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.
1. Плодородный слой
2. Переходный слой
3. Почвообразующая горная порода.
Самостоятельная работа с учебником
Посмотрите на рисунок 1.11 и назовите состав почвы?
Составление схемы «Состав почвы»
Состав почвы
Минеральные вещества почвы Органические вещества почвы
(глина, песок, вода с растворенными солями) (перегной или гумус, - остатки животных и растений)
Работа с учебником посмотрите на рисунок 1.12 (состав почвенного и атмосферного воздуха).
Состав почвенного воздуха существенно отличается от состава атмосферного воздуха.
Прочитать пункт параграфа «Особенности почвы как среды жизни» стр. 27.
Особенности почвы как среды жизни.
1. Свет отсутствует.
2. Более постоянная температура по сравнению с наземно – воздушной средой. Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
3. Особый газовый и водный режимы.
Биологическая справка.
Количество организмов в почве огромное. В почве средней полосы России на 1 метр можно встретить до 1000 сильно различающихся по численности видов почвенных обитателей: до 1миллиона клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дождевых червей, около 5о млн. круглых червей, количество же простейщих даже трудно оценить.
Приспособленность живых организмов к жизни в почве.
1. Обитание множества организмов, которых можно увидеть только с помощью микроскопа (водоросли, бактерии, грибы, черви).
2. Малые размеры мелких животных помогают им передвигаться между почвенными комочками, проникать на большую глубину (насекомые, пауки. клещи).
3. Крупные животные прокладывают в почве ходы, поэтому их называют землероями (дождевые черви, личинки насекомых, кроты).
Значение почвы для животных.
1. Жилище.
2. Укрытие от врагов.
Значение животных для почвы.
1. Круговорот веществ
2. Перемешивание почвы
Физкультурная минутка.
V. Закрепление знаний и способов действий.
Тест.
1. Почва – верхний плодородный слой земли.
2. В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух.
3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно - воздушной среде.
4. Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
5. Гумус необходим для питания растений.
6. В почве обитают только мелкие животные.
7. Почвенные животные слепы.
8. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают ее.
9. Типичные почвенные животные – крот.
10. Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Взаимопроверка.
Ответы:
1 +, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7+, 8+, 9+, 10+.
VI. Подведение итогов.
1. Почва – это самая молодая и наиболее заселенная среда жизни.
2. Состав почвы: минеральные и органические вещества.
3. Благодаря гумусу почв приобретает рыхлую структуру, хорошо снабжается кислородом. Чем больше гумуса в почве, тем она плодороднее.
4. многие живые организмы приспособились к жизни в почве.
VII. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Где можно применить новые знания?
Кто лучше всех работал на уроке?
Информация о домашнем задании.
Параграф 8, стр. 26 – 27, составить кроссворд «Жизненный мир почвы», письменное задание в тетради тренажер.