Рабочая программа по крымскотатарской литературе 7-9 классы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная
школа – детский сад» Нижнегорского района Республики Крым
ОДОБРЕНА
педагогическим советом
МБОУ «Уваровская СОШДС»
Протокол № 8
от 22 июня 2016 г. УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Уваровская СОШДС»
№ 127 от 13.07. 2016 г.
Директор школы ________________А.П. Синюк
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей
социально-гуманитарного цикла
Протокол № 8 от 24.05.2016 г.
Руководитель МО
__________________ Е.М. Синюк СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора __________ Т.А. Кузёмина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по крымскотатарской литературе
для 7-8 классов
основного общего образования в соответствии с ФКГОС
на 2016/2017 учебный год
Количество часов: во 7,8 классах – 34 часов, 1 часа в неделю.
Уровень: базовый
Программу разработала: учитель крымскотатарского языка и литературы Юсупова С.Р.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы «Крымскотатарский язык для общеобразовательных организаций Республики Крым, 5-9 классы» (авторский коллектив:Аблятипов А. С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э. Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В.) под редакцией Аблятипова А.С. ,-Москва «Просвещение» 2015г
с. Уваровка, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарская литература» для 7-9 классов составлена на основе примерной программы федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы «Крымскотатарская литература» для 5-9 классов под редакцией А.С.Аблятипова, Москва,Просвещение, 2015г.
Учебник: Велиулаева А., Алиева Л.А., Муртазаева Г.Э. Къырымтата эдебияты. 7-нджи сыныф ичюн дерслик.3-нджи гъайрыдан ишленильген нешир. – Симферополь: КъДжИ «Къырымдевокъувпеднешир»нешрияты»,2010.
Кокиева А., Салядинов Къ. У., Меджмединова Г.А., Харахады А.М.- Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2002.
Рабочая программа предназначена для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа
Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от возраста и подготовленности обучающихся, что последовательно учитывается в программе.
Содержание литературного образования в 7,8.9 классах разбито на разделы согласно периодам развития крымскотатарской литературы: «Фольклор», «Литература древнего периода», «Литература периода Золотой Орды», «Литература периода Крымского ханства», « Литература 18-19 веков», «Литература периода «пробуждения», «Литература XX века». Линейная система (хронологическая) построения программы на данном этапе поможет сформировать у обучающихся представления о последовательности развития крымскотатарского литературного процесса, начиная с первичного и обзорного изучения тем в 7 классе, с постепенным расширением и углублением знаний о периодах, авторах, произведениях, включая их анализ.
Кроме того, перед обучающимися ставятся задачи совершенствования умений анализа художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя, а также развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов;
- написание сочинение на основе прочитанных произведений и на основе жизненных впечатлений;
- написание творческих работ
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Крымскотатарская литература» тесно связана с другими учебными предметами: крымскотатарским языком, историей, географией, обществознанием. Крымскотатарский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в особенностях человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Умение четко, грамотно, логично, образно изложить на крымскотатарском языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения крымскотатарской литературы. Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться особое внимание.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Планируемые результаты
В результате изучения литературы обучающийся должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов);
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ в 7 классе (34 ч.)
Литература как искусство слова (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор (8 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни.
Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Народные приметы.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Личность Алима — главного героя былин. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.
Литература древнего периода (2 ч.)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения.
Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы.
Махмуд Крымский. «Юсуф веЗулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение.
Литература периода золотой орды
Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
АбдульмеджидиКъырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви.
СейфиСараий. Гъазель. Хикяет.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о жанрах восточной литературы.
Литература периода крымского ханства (4 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: МенълиГерай.Къыта; ФейзиКефеви.Гъазель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер.Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
Литература XVIII-XIX веков (2 ч.)
Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.
Литература периода «пробуждения» (2 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети.
У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не керек?», «О недир?». Призыв к молодому поколению стремиться к знаниям. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али. «Мектепвемиллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъизве ель». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.
Литература xx века (16 ч.)
Б. Чобан-заде. Рассказ «ИндемезДжемиль». Слово о поэте
А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына».Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе.
А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе.
М.Дибагъ. Пьеса «Гизлинишан». Слово о писателе.
О. Амит. Стихотворение «Ватанымменим». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края.
У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшамденъизялысында», « Йырларым». «Шайлыкъыз», «Арыкъбашэтегинде»; «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы
Ш. Алядин. Стихотворения «Танъбульбули», «Чекючдавушы», «Къаракъыз» «Еллернинъдавушы». Слово о писателе.
Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте.
Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.
А.Осман. «Аметнинъкозьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.
Р. Муедин. «АсанчыкъвеКъашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова.«Гъайыпаскернинъанасы». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Народные песни (по выбору)
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
У. Ш. Тохтаргъазы. Одно-два стихотворения (по выбору).
Э. Шемьи-заде.Одно-два стихотворения (по выбору).
Ю. Болат «Алим» отрывок из романа «Алим».
ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУВ
7 сыныф — 34 с
№ Болюклернинъады Всего Осн. ч Н.И. СТО К.иш
1. Кириш 1 1 1 2. Халкъагъызяратыджылыгъы (НИ-2, СТО) 8 5 2 1 3. Къадимий девир эдебияты. 2 2 4. Къырымханлыгъыдевирэдебияты.(К.иш, СТО) 4 2 1 1
5. Уянув деври. (СТО) 2 1 1 6. XXасырэдебияты (Н.И-2, СТО, К.иш) 16 12 2 1 1
7. Йыллыкътекрарлав. 1 1 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 классе
Литература как искусство слова (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
Крымскотатарский фольклор (3 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки.Легенды.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды. «Аювдагъ», «Едикъую», «Демирджидагъы», «Арзыкъыз», «Алтын бешик».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
Литература древнего периода (1 ч.)
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями.
Литература периода золотой орды (1 ч.)
Продолжение и углубление изученного. СейфиСарайи. Газель
Литература периода крымского ханства (5 ч.)
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления МехмедФакъри (18 в.). Иляхи; ХурремиЧелеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного).
Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII-XIX веков (1 ч.)
Исметий. Слово о поэте.«Кефедестаны». Отражение в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
Литература периода «пробуждения» (10 ч.)
И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арсланкъыз».
О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджанханымтюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма.
Литература XX века (15ч.)
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъкъавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъманкъал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджугъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлыкольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнептизе», «Ачлыкъхатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекистанбалладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешильяпынджалыкъыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъзияфетинедавет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзыкъыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учьэсир». Баллада.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору).
А.Гирайбай Стихи (по выбору).
Н. Челебиджихан Стихи (по выбору).
З. Джавтобели Стихи (по выбору).
ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУВ
8 сыныф — 34 с
№ Болюклернинъады Всего Осн.ч Н.И. СТО К.иш
1. Кириш 1 1 2. Халкъ агъыз яратыджылыгъы 3 3 3. Къадимий девир эдебияты. 1 1 4. Къырымханлыгъы девир эдебияты 5 3 1 1
сыныф инша
5. XVIII-XIX асырнынъ эдебияты 1 1 6. Уянувдеври. 7 4 1 1 1
7. XXасырнынъэдебияты(Н.И-2, К.иш, СТО-2) 15 10 2 2 1
8. Йыллыкъ текрарлав. 1 1