Практикум для педагогов Семикаракорская керамика
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14
Подготовила: зам.зав. по ВМР
Резникова А.И.
г. Новочеркасск
2014 г.
“Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда”.
(Китайская народная пословица)
Роспись в стиле Семикаракорского промысла
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой рисования элементов узора Семикаракорской росписи
Задачи:
- ознакомление с мотивами Семикаракорского промысла: овощи, фрукты, цветущие травы, сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора; палитрой краск южной природы, которые впитали в себя семикаракорское письмо: золотисто – охристые, зеленовато-изумрудные цвета;
- освоение техники рисования элементов узора Семикаракорской росписи.
Материал: образцы, тетрадь «Семикаракорская роспись», заготовки, краски, палитра, кисти, салфетки.
Время проведения: теоретическая часть-15 мин.; практическая часть – 30 мин.; презентация творческих работ – 10 мин.
Структура практикума.
Теоретический блок
Сообщение «Белая Семикаракорская керамика – художественный феномен»
Практический блок
Роспись заготовок в стиле Семикаракорского промысла
Презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы
Декоративно-прикладное искусство Дона, в частности, деревянная, металлическая и глиняная посуда, которую изготовляли иногородние и отставные казаки. Для изготовления посуды самым популярным материалом считалась древесина. Кроме того, использовали кору, бересту, дуб, лозу.
На обеденном столе казака самой почётной посудой с древних времён была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли, хлебом-солью встречали почётных гостей, соль с солоницей являлись знаком радушного приёма, поэтому солоницу старались украсить, сделать её нарядной. Хозяйственная посуда и утварь, употреблявшееся в повседневном быту: лопаты для посадки хлеба в печь, корыта и коромысла с вёдрами, деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, решета, махотки.
Первая металлическая посуда у казаков появляется благодаря их многочисленным походам, из которых они привозили огромное количество медной и латунной посуды. Так возникали горшки, гляки, кружки, кувшины, миски. Широкое распространение получили медные гляки – горшкообразные, с сильно вздутыми боками и узким горлышком сосуды, в которых кипятили в печи воду. Стенки гляка выколачивали из цельного листа меди и к ним припаивали дно и горло. Из меди делались преимущественно кухонная посуда: котлы, кувшины, сковороды. Металлическая посуда изготовлялась также из железа и была представлена ендовами, братинами, кубками, стопами, мисками, подносами. Широко распространённой посудой были ендовы – сосуды с желобчатым носиком из верхнего края, служившие для подачи на стол и разлива напитков: браги, кваса, пива. Ендовы были открытыми и с откидными крышками. Декоративное украшение медной и металлической посуды: цветки, растительные завитки, дополнявшиеся иногда изображениями людей, птиц, животных, жанровыми сценами.
Изготовление плетённых изделий из (лозы) краснотала, чакана (камыша), которые занимали большое место в быту и хозяйственной деятельности казаков: чемоданы; сундуки; сапетки для хранения сыпучих продуктов (соли, крупы); плетёнки для сушки фруктов; сита, шумовки.
Глиняная посуда казаков, материалы, технология изготовления посуды. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали её на большой глубине, строили гончарни для производства глиняной посуды. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле, и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в неё ссыпали глину с песком, добавляли воды, месили. Глине придавали форму на гончарном станке – круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок принимал нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки. Горшки складывали в горн, вырытый в земле, и выжигали. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место, ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Форма и декор глиняной посуды зависел от того, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи.
Известные донские керамисты З.С. Левин, Ю.И. Романовская, И.И. Никитин, которые отражали характерные донские черты своей керамики, в частности, сервизы: "Блинный", "Сервиз для ухи", "Аксинья" и др. Керамика донских мастеров по своей образной конструкции была проникнута "духом" курганных раскопок и говорила о традициях казачьего быта. Изготавливая изделия, керамисты использовали животный мир своего края, например, квасник был исполнен в форме воробья, а кофейник в форме петуха.
Современный народный донской промысел, в частности, семикаракорский фаянс, который впитал в себя все краски края, цвет донской земли. Время и место его возникновения. Цех художественной керамики организован в 1972 году на месте бывшей гончарной мастерской, которая издавна была в станице Семикаракорской. В 1990 году цех художественного фаянса Семикаракорского райпромкомбината вошёл в ассоциацию "Народные художественные промыслы России". Художественно-стилевое направление промысла – семикаракорское письмо, яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражено оптимистическое, праздничное мироощущение, идущее от русского народного искусства. В основе семикаракорского письма лежит букетно – растительный орнамент, дополненный сеткой, арабеской и другими элементами. В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые и зеленовато-изумрудные цвета. Обязательные вкрапления бирюзы. Применяется живописный теневой мазок, отличающийся акварельностью цветового звучания. В Семикаракорской росписи применяется исключительно ручная роспись, подглазурные краски которой дают сплавленный с глазурью "вечный" декор. Мастера, которые стояли у истоков Семикаракорской росписи: Л. Алдошина, С. Мартеньянова, О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н.Рогочая, Н. Верченко. Интересные работы создаёт молодое поколение: В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньянов. Фаянс создаётся в основном методом литья и ручной формовки. Фаянс обжигается в печах дважды. Первый обжиг "Утильный", второй – "Политой" при очень высокой температуре. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайницы, салатницы.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за её пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и а рубежом – во Франции, в Японии, Англии, Германии, Югославии, Болгарии, Польше. Промысел отмечен многими наградами международных и всесоюзных выставок.
Практический блок «Роспись заготовок в стиле Семикаракорского промысла»
Материал: образцы, тетрадь «Солнечная керамика», заготовки, краски, палитра, кисти, салфетки.
Время: 30 мин.
Структура:
Элементы росписи;
- подбор цвета,
- продолжи узор,
- дорисуй узор.
Презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы
Выставка и выступления педагогов. Оценка результативности практикума
1. Как, по – вашему мнению, прошёл практикум?2. Как работали участники:
как общались?
все ли участники были активны?
3. Что вы могли перенести в свою практическую деятельность.4. Ваши предложения (размышления, замечания, дополнения) по проводимому практикуму.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Практикум для педагогов
"Семикаракорская керамика".