Конспект занятия по региональному компоненту Моя малая Родина
Конспект занятия в старшей группе
«Моя малая Родина
Грунюшкина Елена АлександровнаКонспект занятия в старшей группе «Моя малая родина»
Конспект занятия
в старшей группе на тему:
«Моя малая родина»
Программное содержание:
- расширять представления детей о природе родного края;
- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
- развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Активизация словаря: белоствольная, крона, корявые ветки, теплолюбивые.
Материал: игрушка ёжик, мяч.
Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, от-гадывание загадок о растениях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.
Организация детей: проведение занятия в виде экскурсии, на участке дет-ского сада.
Ход занятия.
1 часть Вступительная.
Воспитатель: Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы, мама)
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая боль-шая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бес-крайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами.
Воспитатель: Скажите, а как называетсяРеспублика, в котором мы живём? (Мордовия ) А мы с вами кто? (Мордва) Какая река протекает мимо нашей республике? (Мокша) Ребята а в каком городе мы с вами живём ?(Саранск)
Воспитатель: Ребята, а можно сказать, что Саранск– это часть нашей большой Родины – России? (да)
«Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые,
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!»
2 часть. Основная.
Воспитатель: Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это ог-ромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья знакомы вам? (от-веты детей)
Воспитатель: Да, у нас в Камышине растёт много разных деревьев. Ой, мне кажется, нас кто-то зовёт!
«На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок
Нет ни головы, ни ног» (ёжик)
Воспитатель: Он что-то шепчет мне на ушко!
Воспитатель: Ребята, ёжик хочет загадать вам загадку:
«Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.» (Дерево)
Воспитатель: Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево? (Кор-ни, ствол, ветки, листья.)
Воспитатель: Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столь-ко деревьев и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не знает под каким же деревом ему поселиться. Давайте ему поможем. Про-ведём экскурсию по территории нашего детского сада, малой части нашей Родины и расскажем ему про каждое дерево, растущее здесь. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей Ро-дине. Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и вни-мательны. Давайте поприветствуем всё живое:
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.»Воспитатель: Все растения, которые мы видим, являются нашими друзья-ми.
Воспитатель: Итак, начнём нашу экскурсию. Первая остановка:
«Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные»(Берёзки).
Воспитатель: Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев? (дети описывают берёзу – кора, вет-ки, листья, серёжки)
Воспитатель: А вот какими словами описывает берёзу поэт А. Прокофьев:
«Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.»Воспитатель: Теперь пойдёмте дальше.
«Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.» (тополь)
Воспитатель: Тополь, ребята, растет очень быстро, крона большая, хоро-шо задерживает пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха. Ребята, а ка-кой он? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята! Пойдёмте дальше. Перед нами ещё дерево.
«С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.»Воспитатель: Ребята, это же липа — дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Это очень красивое и ароматное дерево. Ну, что, ёжик, может это дерево тебе понравит-ся? Ребята, он говорит, что посмотрит сначала все деревья. Но сейчас он предлагает нам поиграть.
Игра «Дерево - цветок».
Цель игры: повторить названия деревьев и цветов; развивать память, внима-ние, экологическое мышление; воспитывать любовь к природе.
Ход игры: Дети становятся в круг, водящий кидает мяч игрокам со словами «дерево» или «цветок». Дети в ответ называют название дерева или цветка. Кто ошибся, поворачивается в круг спиной.
Воспитатель: А теперь отправимся дальше по дорожке. Куда же приведут наши ножки!
Воспитатель: Вот перед нами ещё дерево. Какое? (акация) Правильно. Какими словами можно описать это дерево? Кора у дерева шершавая, грубая, ветки корявые, тёмные. Это дерево теплолюбивое и весной просыпается очень медленно, нерешительно. Наверное боится, что холода ещё вернутся. Распускаются цветки на акации поздно, в самом конце весны, когда все дере-вья уже распустились. Зато цветёт акация до половины лета. Цветы на акации красоты волшебной, как пуховые кисточки и аромат от них необыкновенный.
Воспитатель: Пойдёмте дальше. А вот ещё одно дерево.
«Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы одела» (рябина)
Воспитатель: Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зи-мой. Почему? (ответы детей)Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.
Воспитатель: Ну а вот перед нами последняя остановка.
«Осенью на ветке
Подрастают детки.
Все без глаз, без рук, без ножек –
Каждый как зелёный ёжик.» (каштан)
Воспитатель: Да, это дерево – каштан. Это очень высокое и крупное дере-во. Ствол толстый, кора гладкая, серого цвета, ветки растут в разные сторо-ны. Цветёт каштан красивыми белыми цветами, похожими на свечи. Его плоды во время созревания покрыты колючками и напоминают маленьких ёжиков.
(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «ёжиками». Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.
Воспитатель: А теперь давайте присядем и немного отдохнём. (дети са-дятся на веранду)
Воспитатель: Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны дере-вья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)
Воспитатель: Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)
- А теперь давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
Цель игры: повторить названия деревьев; развивать умении действовать по сигналу, внимание, логическое мышление, быстроту и ловкость движений; воспитывать чувство товарищества, любовь к природе.
Ход игры: Дети делятся на три команды по названиям деревьев, по команде «раз, два, три…» они бегут к своему дереву. Какая команда быстрее встанет вокруг дерева, взявшись за руки, та и выиграла.
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: Ну, вот и подошла наша интересная экскурсия к концу. Мы показали ёжику все наши деревья и помогли выбрать самое подходящее для него – каштан. Пусть он пока посидит на этом дереве и понаблюдает за на-ми.
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.
Воспитатель: Поэтому мы должны соблюдать особое правило: «Любить и оберегать природу нашего края».
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пустыВсе деревья и кусты
И не будет красоты!»