План программа по духовно нравственному воспитанию Родной свой край,люби и знай!
МБДОУ - детский сад № 8 « Белочка »
« Родной свой край
люби и знай»
План программа
по духовно – нравственному воспитанию детей через приобщение их к истории родного города и края.
Разработчик программы
Заместитель по УВР- Наумова И.А
Редактированная и дополненная
г Красноармейск.
«Человеку никак нельзя жить
без Родины, как нельзя жить
без сердца».
К. Паустовский.
Актуальность темы:
Родина, Отечество.В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.
Из национальной доктрины образования в РФ
Цель
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию.
Задачи
Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Расширить знания детей о флоре и фауне Подмосковного края .Культивировать эмоциональное , поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предками. Воспитывать заботливое отношение к природному окружению . Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают , в предметах быта, в названии города, улиц) гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями родного края. воспитывать лучшие качества присущие русскому народу: трудолюбие, доброту, взаимопомощь, взаимовыручку, сочувствие, милосердие.
Развивать творческие, интеллектуальные способности детей, их речевую культуру. Способствовать успешной социализации личности ребенка через взаимосвязь с социально- культурными организациями
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели , музыкальный руководитель.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы:
Создание условий для проведения открытых мероприятий, занятий, бесед и т.п - Мини музея детского сада , интерьера «Русская Изба», уголков патриотического воспитания в группах детского сада.
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
(оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания (Метод обследования беседа) . Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации программы дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи программы выполнены.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ «Детский сад» № 9 в 2007 – 2008 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний по основной образовательной программе показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Хрустальные роднички», «Веснушка», спортивных соревнований « Веселые старты» с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места, повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Младшие группа и средний возраст
Направление работы :
Я, моя семья, мой дом, адрес ,улица, ближнее окружение
Специально организованная деятельность, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдения за работой сотрудников, целевые прогулки по территории ДОУ.
Дидактические игры: «Расскажи мне о себе», «Расскажи о своей семье»( по фотографии) « Кто потерялся?» С.Р игры - «Моя семья», «Я в детском саду».
Природа на участке детского сада, близлежащий лесопарк «Банный»
Наблюдения на участках детского сада, организованная образовательная деятельность по формированию простейших экологических представлений , наблюдения за животными в уголке экологии. Чтение художественной литературы (произведения Е Чарушина, М Пришвина), фольклорный репертуар: песенки, пестушки, заклички, пословицы, поговорки; стихи и загадки .
Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках. Рассматривание иллюстраций, (фотографий) картин с изображением родного края, города. Создание альбома «Детям о городе» (фотографии, рисунки детей , их высказывания)
Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемых в сказках.
Рассматривание и тактильное обследование экспонатов мини интерьера «Русская изба» , мини- музея Детского сада.
Ознакомление с русским фольклором: народные песни, сказки, колыбельные пословицы, потешки, поговорки, загадки .
Заучивание и использование русского фольклора в организованной и свободной деятельности детей , в режимных моментах, при драматизации р.н сказок, кукольном , пальчиковом и настольном театре .
Чтение., театрализация по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой»,
Проведение досуговых мероприятий разной направленности на фольклорном материале.
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, колыбельных, частушек, разучивание хороводов и народных игр.
Организованная и самостоятельная образовательная деятельность по музыкальному воспитанию, слушание и пение народных песен, колыбельных, разучивание хороводов и народных игр.
Знакомство и игра на народных музыкальных инструментах .
Организованная и самостоятельная образовательная деятельность по драматизации и театрализации народных сказок , проведение развлечений .
Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством Подмосковья ( Сергиев Посад – Загорская игрушка - матрешка, Павлов- Посад – платки, Богородская игрушка.
1.Рассматиривание экспонатов в музее «Русская изба» - вышивка на полотенцах, наволочках для подушек, вязанные коврики, игрушек в народных костюмах и т.п
2. Отражение впечатлений в практической деятельности: лепка, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация, в игровой деятельности .
Старшая и подготовительная группы
Направление работы :
Красноармейск – его улицы, площадь Победы ,памятные мета.
1. Организованная образовательная деятельность , экскурсии с родителями по городу по запросу воспитателя, рассматривание фотографий, иллюстраций в мини музее детского сада , посещение Городской картинной галереи в ГДБ рассматривание картин городских художников и художников Подмосковья. Целевые прогулки по близлежащим улицам города .
2. Отражение знаний о своем родном городе в практической деятельности: лепка, конструирование , рисование, аппликация; в игровой деятельности- С.Р .игры «Строим дом, ( город)», «Путешествуем по городу» и др ; в дидактических играх – «Назови улицу», « Узнай место в городе». В викторинах и КВН о родном городе .
Виды транспорта в городе : железнодорожный, автомобильный.
Организованная и самостоятельная деятельность детей , экскурсии, наблюдения, целевые прогулки по обобщению понятий городской транспорт
Отражение знаний о городском транспорте в игровой, практической деятельности ( ср.и «Путешествуем по городу», на чем приехали к нам гости», конструирование транспорта из спичечных коробков, рисование и лепка видов городского транспорта)
Красноармейск - славен трудом людей.
Организованная образовательная деятельность с детьми о предприятиях города и их значении, о том, где работают их родители. Рассматривание фотографий , беседы по их содержанию.
Экскурсии на Почту, магазин «Лесной», ГД библиотеку, ателье «Галла»
Отражение знаний в игровой, продуктивной деятельности : Ср.игры- «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», « Торговый центр», «Ателье»,»Почта» и т.д ; рисунки на тему - « Моя профессия» ,
« Профессия моих родителей», « Мой детский сад», «Моя воспитательница».
4 Социально- значимая акция - «Сделаем наш город чище»
Сельское хозяйство области, природное окружение и животные Подмосковных лесов и рек .
Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию экологических представлений . наблюдения, опыто-экспериментальная деятельность , трудовая деятельность в уголке природы, на огороде . Рассматривание физической карты Подмосковья, области , картин и иллюстраций в книгах, энциклопедиях о природе Подмосковья. Чтение художественной литературы эколого-нравственного содержания. Беседы воспитателя с детьми о сельском хозяйстве и животноводстве области .
Проведение социально-значимых акций « Они остались зимовать, мы им будем помогать – Покормите птиц зимой», « Сбережем первоцветы», « Украсим Землю цветами ».
Творческие игры - «На уроке Географии», «Что мы увидели в лесу» КВН и викторины о животных, птицах
Развлечения и фольклорные праздники «Хлеб всему голова» «Жаворонушки летите - весну красную несите» и т.п
Организация выставки овощей и фруктов, цветов – «Осенняя ярмарка» с привлечением родителей .
Краеведческие сведения о городе Красноармейске.
Организованная образовательная и самостоятельная деятельность детей по формированию краеведческих знаний . Посещение исторических мест города совместно с родителями. Целевые экскурсии и пргулки.
Сбор познавательного и краеведческого материала о городе и крае в мини музее ДОУ.
Отражение полученных знаний и впечатлений в самостоятельной художественно-творческой, изобразительной деятельности ( лепка, рисунки, ручной труд, конструирование , аппликация) в сотворчестве с родителями.
Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки русского народа.
Чтение русских былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества
Рассматривание картин В.Васнецова « Богатыри».
Беседы о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей.
Театрализованные игры «Русские богатыри». Русские народные игры
Отражение впечатлений в игровой , практической деятельности детей
( лепка, рисунки, панно, коллажи).
Места боевой славы, герои войны.
1. Рассказ воспитателя о мужественной борьбе русского народа в ВОВ. О земляках воевавших за наш город и работниках тыла.
2. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций , и экспонатов в мини-музее ДОУ ( книга – памяти, фронтовые письма, вырезки из газеты «Городок» о наших земляках, принимавших участие в ВОВ и тружениках тыла.
3. Посещение музея Боевой славы в СОШ №1, в гимназии №6. Экскурсии на Площадь Победы, возложение цветов, целевая прогулка к НИИ «Геодезия» рассматривание военной техники совместно с родителями .
4. Слушание и исполнение песен военных лет, проведение музыкальный композиций, досугов, утренников к Дню Победы, битвы под Москвой., к 23 февраля – дню защитника Отечества, Дню России.
Знакомство с выдающимися людьми города Красноармейска .( художники, поэты, композиторы, герои труда, почетные люди города , трудовые династии.)
Рассказ воспитателя о художниках, поэтах, композиторах, героях труда, почетных людях города , трудовых династиях
Экскурсии в ГКГ, рассматривание картин художников города
( Зражевский А.А, Коновалов Н.А, Мацеевич Л.В.Кондратьев А.А, Иващенко Ю.Н)
Чтение стихов А Мироновой , Г. Бесова
Слушание музыкальных произведений Ю.Г Остапенко, Жикина
Составление творческих рассказов на основе полученных знаний .
Тематические праздники, вечера встреч с привлечением родителей.
« Посиделки»- досуг на основе фольклора
Вечер русских народных игр и забав « Как играли наши бабушки и дедушки».
День матери – тематический досуг
Викторина «Знаете ли вы природу родного края»,КВН « Кто лучше знает свой город»
сентябрь
«Знаешь ли ты свой город?»
Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
Беседа, анкетирование
2. «Угадай, где я нахожусь?»
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
Дидактическая игра
«Где я отдыхал летом»
Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
октябрь
«История возникновения родного города»
Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города
Беседа
«Центральная улица города»
Сравнить улицу первоначальную
(увиденную на фото) и современную
Дидактическая игра
«Улицы родного города»
Учить передавать красоту родного города
Изобразительная деятельность
Родные просторы
Познакомить родителей с природным окружением
Оформление стенда для родителей
Ноябрь
«Достопримечательности родного города»
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города
Рисование по впечатлениям
Занятие
По озн с окруж
Рисование
«Найди отличия»
Сравнивать особенности старого и современного города
Дидактическая игра по фотографиям
«Русская изба »
Знакомить детей с с укладом жизни , с утварью
Посещение Интерьера «Русская изба»
«Придумай названия будущим улицам города»
Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали.
Творческое задание
Декабрь
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»
Учить детей отличать профессии города от профессий села.
Дидактические игры
«Все профессии важны»
Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
Сюжетно-ролевые игры
«Делу – время, потехе – час»
Закреплять знание русского фольклора
Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного города»
Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции
Занятие
Январь
Птицы нашего города
Углублять и конкретизировать представления о животном мире. Воспитывать бережное отношение к птицам
Акция « Они остались зимовать мы им будем помогать»
Выделять птиц Подмосковья из всего многообразия пернатых обитателей
Викторина
«Знай и люби родную природу»
Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Занятие
Февраль
Богатыри земли Русской
Чтение былин и преданий о защитниках Руси ( Илья Муромец). Формировать образ защитника в сознании детей , воспитывать мужество, смелость .
Чтение в свободной деятельности
Отражать в рисунках впечатления от прочитанного.
Рисование , лепка по теме
Развивать двигательные умения Воспитывать стремление к победе, ловкость.
Спортивно- фольклорный праздник
Праздник к 23 февраля Дню защитника Отечества
Отражать полученные знания в театрализации, исполнении песен, танцах, дикламировании стихотворений .
Утренник
Март
Где работает ваша мама?
Знакомить детей с женскими профессиями присущими нашему городу
Беседа
Транспорт в нашем городе
Познакомить с транспортом в нашем городе . Выделять автомобильный и железнодорожный транспорт
В свободной деятельности
Рассматривание фотоальбомов,
Профессия наших мам
Отражать впечатления в рисунках
Рисование
Символика города
Формирование познавательного интереса к геральдике города их значение ( герб и флаг)
Аппликация, рисование
Апрель
«Крестьянская изба»
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.
Экскурсия в музей
«Что лишнее?»
Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.
Дидактическая игра
Украсим город цветами
Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.
Социально-экологическая Акция
«Моя Родина – Подмосковный край»
Обобщить знания о флоре и фауне Подмосковья ; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок
Май
«Этих дней не смолкнет слава!»Встреча с ветеранами
Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы,
Встреча с ветеранами
«Боевая слава нашего народа»
Сформировать представление о героизме, подвиге.
Экскурсия на мемориал
«Что ты знаешь о своей малой Родине?»
Выявление усвоенных знаний детьми
Диагностика
«Откуда хлеб пришел»
Познакомить с историей выращивания хлеба
Оформление альбома
«Узнай на вкус»
Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий
Игра
«Булочная»
Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу
Сюжетно – ролевая игра
Сельское хозяйство и животноводство Подмосковья
Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях
Занятие
‚ђЗаголовок 3‚ђЗаголовок 4‚ђЗаголовок 515