Проект по национально-региональному компоненту Моя бурятия

Цель проекта:
Формирование и развитие основ музыкальной, художественной, литературного культуры воспитанников через народное искусство своего народа.
воспитание нравственных качеств и патриотических чувств, уважение и восхищение богатством и разнообразием музыкального, художественного, литературного искусства бурятского народа.
Задачи проекта:
знакомство детей с историей возникновения народного творчества;
закрепление знаний о характерных особенностях народного творчества;
создание условий для проявления творчества;
развитие эстетического восприятия, чувство ритма, цвета, творческих способностей.
Тип проекта:
по времени – долгосрочный;
по доминирующей деятельности - творческий;
по характеру контактов - в партнёрстве с семьёй;
по числу участников – коллективный.
Общее руководство проектом: Творческий проект музыкального руководителя.
Партнёры: Родители, сотрудники школьной сельской библиотеки,
учителя Енгорбойской школы.

Этапы проекта:
Организационный. Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по теме проекта, подбор необходимых материалов. Составление плана реализации проекта. Разработка методического обеспечения для реализации проекта.
Практический. Занятия и совместная с детьми деятельность музыкального руководителя. Игры (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.). Изготовление кукол в национальных костюмах, макета юрты, животных. Презентации детьми своих работ по теме проекта. Работа с родителями (информирование о проекте и привлечение к работе над ним).
Итоговый. Создание мини-музея «Быт бурят», суверниров в национальной стилистике. Создание брошюр «Традиции моего народа», «Бурятские народные костюмы», «Табаан хушуун мал».
В рамках проекта я расширяю и обогащаю представление детей о своём народе, о его культуре. Итоговой совместной деятельностью является концерт и выставка поделок.
Мною разработано перспективное планирование, определены задачи, формы работы с детьми и родителями, методические приёмы.
Работая над проектом я использую различные методы и формы. Это занятия музыкального руководителя, беседы, рассматривание картин, национальных костюмов, просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание СД-дисков, чтение художественной литературы, игры, продуктивная деятельность.
Родители активно участвуют в совместных мероприятиях. Это создание брошюр «Религия и вера моего народа», «Традиции моего народа», «Бурятские народные костюмы», «Табаан хушуун мал».
В конце реализации данного проекта я ожидаю получить положительную динамику освоения детьми разных образовательных областей.
Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. Поэтому важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, которая хранит в себе национальная культура.


















Этапы реализации проекта «Мой родной край»

Срок проведения

Форма работы

Содержание работы

Предполагаемый результат


Тема «Табан хушуун мал»

Сентябрь
1.Самообразование педагогов.









1.Беседа
2.Презентация
3.Слушание музыки

4.Чтение художественной литературы.
Обзор и изучение методической литературы по бурятской культуре. Подготовка наглядного материала. Изучение практического опыта на основе интернет-ресурсов.

Знакомство с главным занятием бурят-скотоводством.
Просмотр слайдов.
Слушание музыки Исполняемой на морин-хуре.
Чтение сказки «Будамшуу»
Готовность применять теоретические знания в практической деятельности.
Формирование навыков коллективной деятельности,
развитие творческих способностей, получение определённых знаний и умений.

Работа с родителями. Коллективный рисунок на тему «Табан хушуун
мал»


Тема «Религия и вера моего народа»

Октябрь
1.Беседа





2.Презентация
3.Слушание мантр, поклонов

4.Чтение книг
Знакомство с религией-ламаизмом, языческой верой-шаманизмом. Объяснить откуда они возникли.
Просмотр слайдов.
Как вести себя в дацанах, в священных местах.
Просмотр книг.

Обогащение знаний.
Накопление знаний и религии и вере своего народа, о правилах поведения в общественных местах, местах поклонения, в религиозных храмах.

Работа с родителями. Привлечение к созданию брошюры «Религия и вера моего народа»


Тема «Бурятское народное изобразительное искусство»

Ноябрь
1.Активизация деятельности детей






2.Презентации
3.Выставка «Наше творчество»

4. Школьный музей
Знакомство с декоративно-прикладным искусством:
а)орнаменты;
б)этномода-стилизация бурятского костюма
в) отгадывание кроссвордов;
Просмотр слайдов.
Организация выставки детских работ.

Посещение школьного музея.
Приобретение
знаний об
орнаментах,
проявления
творчетсва в
создании узоров
по собственному
замыслу.





Знакомство с
историей своего села


Работа с родителями. Посещение выставки «Наше творчество»


Тема «Традиционная музыкальная культура бурят»

Декабрь
1.Беседа




2.Слушание музыки






3.Презентация




4.Чтение художественной литературы
Знакомство с
фольклором,
авторской,
иструментальной
музыкой.
Слушание ёохора
«Тохомой шэнээн
газартаа» и песни
«Баабгалдай»,
звучания оркестра
бурятских народных
инструментов.
Просмотр слайдов
«Ёохор», «Бурятские
народные
инструменты»,
«Композиторы-детям».
Чтение «Хун шубуун-
дангина тухай домог».

Обогащение
впечатлений.
Накопление
знаний о
музыкальной
культуре своего
народа.

Выразительное исполнение стихов,песен, танцев. Умение различать мелодию по характеру, проявлять фантазию и творчество.




Работа с родителями. Инсценировка сказки «Мышь и верблюд»


Тема «Фольклор и памятники бурятской литературы»


Январь
1.Активизация
деятельности
детей
2.Слушание песни

3.Презентация

4.Чтение
художественной
литературы.
Знакомство с данным
видом искусства.

Слушание песни.
«Тоб,тоб дэбхэрээб»
Просмотр слайдов к
эпосу «Гэсэр».
Чтение бурятской народной сказки «Алтан Хайша».
Инсценировка сказки.


 Развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать и делать выводы.
Развивать навыки устной речи
 Воспитывать чувство ответственности, чувство товарищества при работе в группе
 Активизировать познавательную деятельность и творческие способности, дать возможность применить знания и умения в новой ситуации.

Работа с родителями. Создание коллективного рисунка (родителей с детьми)
на выбранную ими бурятскую сказку.


Тема «Сагаалган»

Февраль
1.Беседа о празднике Сагаалган.
2.Презентация.
3.Занятие «Мои узоры».
4.Чтение художественной литературы.
5.Организация музыкального праздника.
Знакомство с обрядами и обычаями своего народа.
Просмотр слайдов.
Изготовление суверниров.
Разучивание песни «Баабгалдай».

Проведение праздника.
Воспитывать интерес и любовь к малой родине, гордость за свой народ, культуру, традиции, чувство привязанности к родному краю, гордости за историю своей родины и её народа, культуру, уважение к обычаям, традициям.

Работа с родителями. Привлечение к созданию брошюры «Традиции моего
народа»


Тема «Эжыдээ дуратайб»

Март
1.Беседа




2.Презентация
3.Чтение художественной литературы
4.Слушание музыки
Знакомство с ролью матери в становлении ребёнка полноценно развитым членом в обществе.
Просмотр слайдов.



Слушание колыбельной «Yлгын дуун».

Учить детей воспринимать сказку на слух.
 Воспитывать доброе, уважительное, внимательное отношение к маме.
 Активизировать в речи детей высказывания персонажей сказки.

Работа с родителями. Подготовка и проведение концерта, посвящённому
празднику 8 Марту – мамам, бабушкам, сестрам



Тема «Бурятские народные игры»



Апрель
1.Беседа

Знакомство народными играми.
Объяснить правила игр и игровая деятельность

Приобщение детей к этнокультурным ценностям.
Воспитывать чувства сопереживания, любви к братьям нашим меньшим.
Приучать детей к трудолюбию.

Работа с родителями. Изготовление кукол в национальных костюмах.



Тема «Сурхарбаан»


Май
1.Беседа


2.Презентация
3.Слушание музыки
4.Чтение художественной литературы
5. Игры
Знакомство с праздником «Сурхарбаан».
Просмотр слайдов.
Слушание «Мориной соло», «Жалам хар».
Чтение стихотворения
«Сурхарбаан».

Спортивная эстафета на свежем воздухе.
Активизировать познавательную деятельность и творческие способности, дать возможность применить знания и умения в новой ситуации.
Развивать физические качества детей: выносливость, стойкость, мужественность у мальчиков; гибкость, пластичность у девочек.

Работа с родителями. Привлечение к созданию брошюры «Бурятские
народные костюмы».




Енгорбойский детский сад





ПРОЕКТ
ПО НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ

«МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»




Составила:
Муз. рук.: Васильева Д.Б.




2014 г.










15