Эссе Я учу детей нового поколения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Титаревская средняя
общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
396742, Воронежская область, Кантемировский район, с. Титаревка, ул. Победы,31, тел. 57-136,
Е-mail: knt-tit@school.vrn.ru, ОГРН 1023600847643, ИНН 3612005787, ОКПО 51700414
1542415365125
Эссе «Я учу детей нового поколения»
учителя математики МКОУ Титаревской СОШ
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Куликовой Татьяны Сергеевны
2016г.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
Василий Ключевский
Учитель - это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу.
Если ты всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии – быть педагогом! Что я и сделала: окончив школу, поступила в педагогический университет.
О своем выборе я не жалела никогда! У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё – служить детям и её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке.
Позади уже более двадцати лет работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений. За это время много найдено мною приемов, методов обучения, но каждый день нахожусь в поисках сверхзадачи урока, стремление к достижению которой добавило бы уроку значительности, возвышенности, праздничности. Ведь урок, как музыкальное произведение, рождается со звонком и заканчивается со звонком, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пройти к пониманию, к истине, а значит и к радости.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.
Мои ученики! Какие же они разные!.. Я иногда задумываюсь, какое поколение детей сейчас приходит ко мне в класс? Что отличает их от предыдущих? Сегодня в моде жизнь в виртуальном мире. Дети не представляют своей жизни без компьютеров, телефонов, планшетов. Но ведь виртуальный мир это не только игры, а еще и социальные сети, новости, а значит, общение, а общение - это та же реальность, только в другой форме.
Я учу детей, проявляющих интерес ко многим вещам. Да, они мало читают, но зато у них много знаний из других сфер – к примеру, они смотрят немало фильмов. Да, для этих ребят некоторые интересные вещи из науки или техники могут быть неизвестными, но школе надо умело их подталкивать к познанию этих вещей, и если это правильно сделать, дети из школы могут выйти очень начитанными и хорошо подкованными. Главное, что в нынешнем поколении есть любознательность!
И как же подтолкнуть детей к тому, чтобы в школе им стало гораздо интереснее, чем в интернете? Это самый главный вопрос для педагогов. Во-первых, нужно, чтобы учителю самому все это было интересно. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы уже для ученика эти задания были интересными: чтобы они не только читали те или иные книги по математике, но и решали на их основе какие-то задачи, чтобы умели работать с источниками. Если вся эта работа находится на их уровне развития, ученики это чувствуют, и в итоге это и для них хорошо, и для педагога. А если учителю придумывать суперумные задания или примитив, то ученик, конечно, быстро задаст себе вопрос: «А зачем мне вообще нужны эти знания?». Учителю это все делать непросто – хочется дать многое, но здесь есть риск уйти от школьника очень далеко, а это будет неправильно.
Я использую различные формы проведения уроков (лекционные, групповые, игровые), различные виды деятельности учащихся на уроке, применяю элементы различных инновационных технологий с использованием ИКТ. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. Выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, показываю тропинку к пониманию - и у ребенка возникает вера в свои возможности и желание учиться.
На уроках математики необходимо не только формировать математические компетентности, но и воспитывать Человека, научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни.
Моя цель, как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. А самым способным я должна уделить особое внимание. В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы. Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.
Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения!
Я никогда не считала себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы нравственности подрастающего поколения, психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, стараюсь создать уютную обстановку в классе, доверяю своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.
Выбрать профессию учителя, по моему мнению, – это поступок. Ведь именно благодаря моей профессии, которую подарила мне жизнь, я каждое первое сентября встречаю десятки учеников. Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства. И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, звонят, что им удалось самоопределиться, и в этом есть и моя заслуга. Некоторые из них продолжают моё дело: воспитание личности.
А это значит — урок продолжается!…