Организация исследовательской деятельности младших школьников


Организация исследовательской деятельности младших школьников
Китикарь Светлана Ривовна
СОШ № 16, Пермь

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Одной из проблем экологической направленности, с которой сталкивается школьное образование, является оторванность теоретических знаний по экологии и природопользованию от непосредственных интересов личности школьника, его семьи. Задача школы - помочь детям выработать алгоритмы экологически ориентированного поведения в ближайшей социоприродной среде. Для этого необходимо создать условия, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что выход из экологических проблем существует. Он, с одной стороны - в знаниях, с другой – в их применении, в обретении практики действий экологически ориентированного поведения и здорового образа жизни. Помочь в этом может формирование у младших школьников исследовательской компетентности. Становление исследовательской компетентности представляет собой процесс ненасильственного, добровольного перехода учащегося в позицию исследователя, осуществляемый через внутренний источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода выбора цели, способов и средств её реализации, ориентация на деятельность, включающую процесс рефлексии. (А.И.Савенков)
Развивать познавательный интерес и исследовательскую активность, формировать экологически ориентированное поведение лучше начинать с младшего школьного возраста. С этой целью мы и стали проводить в начальной школе конкурс учебно-исследовательских работ «Первые шаги», который проходит уже в течение 5-ти лет. Участвуют в нем ученики начальной школы с 1-го по 4 класс. Речь идет именно об учебно-исследовательском конкурсе, т.к. в этот период еще рано говорить о самостоятельной исследовательской деятельности, так как младшие школьники находятся только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами.
Цель конкурса:
Приобщение школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира, формирование навыков исследовательской деятельности.
Тематика детских исследований разнообразна: мир природы, экологические аспекты естествознания, культура здоровья, мир увлечений. Выбор тем осуществляется с учётом интересов и познавательных потребностей ребёнка, его информационных возможностей. Учитель исполняет роль навигатора, партнёра, консультанта. Мотивы, побуждающие к исследовательской деятельности, разные: интерес к предмету, желание углубить свои знания, расширить кругозор, самоутвердиться, получить похвалу или награду.
Отметим некоторые темы исследовательских проектов победителей и призёров конкурса: «Кошка в городской квартире», «Этапы становления Пермской школы классического балета», «Румба: прошлое, настоящее и будущее», «Обитатели домашнего аквариума», «Пермский клуб -Урал-Грейт», «Красноухие черепахи в семье: роль в создании благоприятного психологического климата», «Почему я часто болею», «Панды – символ защитников дикой природы», «Как телевидение влияет на развитие ребенка», «Съедобные растения Пермского края или рецепты из бабушкиного сундука».
Система работы с увлеченными детьми складывается из нескольких компонентов: предметные факультативы, занятия психолога по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, тренинги и практикумы с родителями учеников, создание команды предметников вокруг ученика (учитель естествознания, информатики, истории и др.), спецкурсы по оформлению реферата, риторические практикумы по его защите. Система нашей работы оказалась созвучной основным положениям концепции А.И. Савенкова по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Продвижение учащихся через участие в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, краевого уровня неизменно повышает учебную мотивацию, самооценку, рост экологической культуры, побуждает к поиску дела по душе в сфере дополнительного образования, формирует портфолио ребёнка буквально с 1 класса.
О росте уровня экологической культуры учащихся свидетельствует и интерес к участию в литературно-художественных конкурсах. В 2007-2010 г.г ученики 3,4 класса стали победителями регионального конкурса «Экология. Творчество. Молодёжь», «Чистая вода», «Взрослые, мы обращаемся к вам!». Их стихотворения, экологические сказки, слоганы, рассказы опубликованы в краевом сборнике «Лешачок» (2008), газете «Луч». Качество работ младших школьников обусловило выход на общероссийский уровень: 30% учащихся приняли активное участие во Всероссийских конкурсах «Человек на Земле», «Гагарин в судьбе моей страны!», международного конкурса сочинений «Лицо России». Активно участвуют учащиеся нашей школы в краевых и муниципальных исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях: «Дерзание – старт» (2008,2009 г.г.), «Мой первый опыт» (школа № 132), «Есть край на карте России» (на базе школы № «153), в городском фестивале школ РО.
По данным школьного мониторинга, учащиеся начальной школы, которые активно занимаются учебно-исследовательской деятельностью, имеют более высокие показатели качества обучения в основной школе, активно участвуют в краевых и городских конкурсах, занимая призовые места, обладают ярко выраженной познавательной мотивацией. Учащиеся приобретают опыт партнерского взаимодействия с педагогами, сверстниками, родителями. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников, с удовольствием выступают на конференциях в основной школе.
В течение последних лет мы ведём мониторинг родительского мнения. На вопрос: поддерживаете ли Вы идею школы о проведении УИК учащихся младших классов? 93% родителей отвечают - да, 7 % - нет (считают, что в начальной школе рано). Сформулировали родители трудности, которые испытывают дети при подготовке к конкурсу: формулировка темы, проблемы, цели и задач работы, структурирование материала, подготовка текста защиты, создание компьютерной презентации. Отмечают, чему содействует этот конкурс: повышению мотивации к учению их детей, развитию интеллекта и творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков учебно–исследовательской деятельности, развитию речи.
Педагоги школы, владеющие методикой исследовательской и проектной деятельности, сами являются активными участниками различных конкурсов, успешны в ходе аттестации, работают в инновационном режиме.
Таким образом, исследовательская компетентность младших школьников способствует становлению экологического стиля жизни, направлена на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.