Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
как условие создания воспитательной системы класса.
Из выступления Дроздовой М.Н.
на педагогическом совете школы.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и всегда учили вполне успешно. Сегодня важнейшими становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные пути решения.
Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников, он должен научиться быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, уметь защищать свои права.
Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Как видим требования для “маленького человека” достаточно высоки.
Как же научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы ребенок был индивидуальностью?
Одним из решений этой проблемы является организация проектной и исследовательской деятельности.
Небольшая историческая справка
Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого, можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, знание, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.Джон Дьюи, американский философ и педагог, с чьим именем и связан метод проектов ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. А для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой он должен использовать как уже полученные знания, так и новые, которые еще предстоит приобрести.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Проект позволяет не только передать ученикам сумму тех или иных знаний, но и обучает приобретать эти знания самостоятельно, То есть, осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. При работе в разнообразных проектных группах решается актуальная задача приобретения ребятами коммуникативных навыков и умений,
Конечно, даже несмотря на эти преимущества, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. И хотя со словом проект наши первоклассники знакомятся уже на 3 неделе школьной жизни, на начальном освоении этого рода деятельности вообще следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
А обучение проектно-исследовательской деятельности учащихся я начинала с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволяют учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
Такие элементы исследовательской деятельности легко включаются в структуру уроков.
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
В качестве примера я приведу виды работ.
А) «Посмотри на мир чужими глазами”»
Читаю детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.Задание наоборот
Б) «Составь рассказ, используя данную концовку»
Например: «…Так я и не выучил стихотворение».
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»). Здесь применяются
А) Задания-рассуждения.
Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?»
Б) Упражнения на обстоятельства.
-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Например: соль, сахар, мобильный телефон.
В) Задания типа «Найди возможную причину события».
Например: Молоко прокисло.
3. Развитие умений задавать вопросы
А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи.
Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
В) Игра «Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Такие элементы исследовательской деятельности являются подготовительными и легко включаются в уроки окружающего мира, технологии, обучения грамоте.
На следующем этапе мне необходимо было познакомить учащихся с «техникой» проведения проекта. Поскольку темы проектов уже были предложены на страницах учебников, я учила детей собирать информацию. Отвечая на вопрос, «Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?» дети постепенно выстроили цепочку: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», не забыли и Интернет с помощью учителя добавили «провести эксперимент», «обсудить в группе»
Если разложить карточки с этапами сбора информации, то мы получим не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Все эти этапы на первых порах вызывают большие трудности.
«Спросить у другого человека» — детям, в силу особенностей возрастного развития, трудно спрашивать, и еще труднее слышать и воспринимать ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Поэтому первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.
Сложности возникают и с другими источниками информации. «Получить информацию из книг» - можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.
На следующем этапе работы учились
Обобщать информацию.
В процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Ребята учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Для ученика начальной школы это очень сложно. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.
И делать сообщения по результатам работы (презентация проекта).
Первые выступления были очень короткими. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Таковы были первые шаги по обучению работе над проектом. Важнейшим результатом здесь является, как я считаю, знакомство с общей схемой проектной деятельности или « 5 П» проекта:
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Теперь моим детям предстоит пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
В комплекте учебников «Школа России», по которому работают учителя нашей школы, проектная деятельность включена как один из видов деятельности по всем предметам. Конечно, проект не рассматривается в полном объёме В данном случае, под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами по замыслу авторов могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Поэтому параллельно с обучением исследовательским умениям мы выполняли мини-проекты, фото - проекты по заданиям учебников. Это были работы «Моя семья», «Мой город», « Моя будущая профессия».
Каждый ребёнок получил возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и услышать похвалу в свой адрес. И если первые проекты о своем городе выполнялись в рабочей тетради, что было не очень удобно для презентации работы, то следующие на отдельных листах, с последующим размещением на мини выставке, а далее вкладывались в портфолио каждого ученика. Материал дети представляли в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то писал сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательным требованием было, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.
Из первых проектов самым продолжительным и интересным получился проект по математике «Цифры в загадках, пословицах, сказках», дети постоянно находили интересный материал, который я обязательно использовала на уроках математики, и это мотивировало детей больше всего. В итоге получился общий альбом, где каждый представил отдельную страницу. Загадки, скороговорки сопровождались рисунками - подсказками, которые дети подбирали и рисовали сами. Конечно, всем понятно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.
И еще об одном проекте хотелось бы сказать. Он начался с урока окружающего мира в 1 четверти по теме «Символы России» и завершился в 3 четверти. Благополучно прошел все этапы проектной деятельности, включая папку для сбора информации или портфолио проекта.
Работа над проектными задачами:
- Что это за дерево береза?
- Почему березы белые?
- Легенды и мифы о березе
- Почему берёзу так назвали?
- Чем полезна береза?
- Может ли дерево быть карликом?
- Кто дружит с березой?
- Приметы о березе-Загадки о берёзе
- Стихи о берёзе
- Берёза в творчестве русских художников
- Использование берёзы
в конечном итоге вылилась в информационный проект «Символ Родины моей».
Это коллективная работа всего класса над одним проектом, где каждый ученик внёс свой посильный вклад в общую работу. Чем полезен такой коллективный проект для формирования классного коллектива? Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договориться между собой, распределить обязанности. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как дети осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. И здесь мы уже говорим о воспитательных возможностях проектной деятельности.
Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, родителям, учителю. То есть, проект – это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.