«Накануне отмены крепостного права»

Урок истории в 8 классе по теме
«Накануне отмены крепостного права»


Цель: Сформировать представление о том, что отмена крепостного права была неизбежна
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование комплекса умений по работе с текстом документов для установления причин и предпосылок отмены крепостного права

Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого , способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности гражданственности и уважения к истории России;

Ход урока.
Здравствуйте, я очень рада видеть вас. Я уверена, ребята, что наше сотрудничество будет успешным и у нас с вами все получится.
Ребята на партах у вас лежат рабочие листы в течение урока, мы будем работать с этими листами и вносить туда новую информацию, а в конце урока я их соберу для последующей проверки.
Вступление: ребята урок у нас сегодня необычный потому, что мы начинаем изучать новый этап в истории нашей страны, и этот этап называется « Эпохой освобождения»
Тема нашего урока: « Накануне отмены крепостного права»
Цель: мы постараемся выяснить с вами причины отмены крепостного права.
Актуализация знаний.
А поможет нам в этом история и искусство. Искусство призвано дарить людям эстетическое наслаждение, но очень часто художники в своих произведениях стараются показать ту или иную социальную проблему, и эта проблема вызывает у нас совсем другие чувства. Подумайте, о какой социальной проблеме здесь идет речь? Внимание на экран. (Слайд 1)
Предполагаемый ответ: речь идет о крепостном праве.
Учитель:
Крепостное право, понятие не новое, но давайте попробуем вместе дать ему определение.
Крепостное право-форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк)
Добиваюсь, что бы дети сами сказали определение.
- ребята скажите, пожалуйста, а в России кто-то поднимал вопрос о крепостном праве?
Предполагаемый ответ: тайные общества, декабристы, Александр 1 и Негласный комитет, Николай 1(за годы царствования было создано 9 секретных комитетов)
Проблема: Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?
- Попробуем вместе ответить на этот вопрос в течении урока.
Новые знания. Рассказ учителя:
В сознании современников эпоха Освобождения прочно соединилась с именем императора Александра II. (Слайд 2)
Родился Александр 2. 17 апреля 1818 года в Кремле в среду на святой неделе, это был первый ребенок в семье. Его родители Николай Павлович и Александра Федоровна были очень рады рождению первенца, но не только они, будущий воспитатель Александра II великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский так откликнулся на рождение малыша: (Слайд3)
Будущий император получил блестящее воспитание и разностороннее образование, он владел четырьмя языками это английский, немецкий, французский и польский. Николай I избрал своему наследнику в наставники сначала капитана Карла Карловича Мердера боевого офицера, награжденного за храбрость, проявленную под Аустерлицем, а после его смерти - поэта Василия Андреевича Жуковского, (Слайд 6) который составил специальный план обучения Александра 2 сроком на 12 лет. Целью плана было «образование для добродетели и нравственности». Особое внимание уделялось гуманитарным наукам, таким как история, география, экономика, юриспруденция.. Александр 2. вступил на престол в 36 лет. Годы его правления с 1855-по 1881. Александра II называют царем освободителем, так как благодаря его настойчивости было отменено крепостное право, проведены другие прогрессивные для того времени реформы.
Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.
Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр2 к крепостному праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.
Вопрос:
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?
(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).
(Физкультминутка для глаз)
Учитель:
С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138, найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое политический режим?
Предполагаемый ответ: Политический режим это метод правления в стране.
- Ребята а теперь докажите на конкретных примерах, используя последний пункт параграфа Российская «Оттепель», что в начале правления Александра 2-го действительно произошло смягчение политического режима?
(работа с текстом книги)
Предполагаемый ответ
Первыми шагами его стали:
Подписание мирного договора в Крымской войне;
Амнистия политических заключенных;
Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
Ликвидация военных поселений;
Свобода выезда за границу;
Ослабление цензуры.
Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра 2, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. В соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы
Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.
Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут . Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.

Документы:
Кошелев А.И.
“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)

“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.
Число крестьянских волнений в среднем за год
18011825 гг.
18261850 гг.
18511855 гг.

26
43
32



Федоров В.А.
“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
«Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.

(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)
Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда). Развитие же частных фабрик и заводов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.
Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические, социальные, нравственные.
Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.
Предполагаемый ответ:
Низкая производительность крепостного труда;
Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма
Крепостное право - угроза общественного спокойствия
Возможность потерять статус великой державы
Безнравственность крепостного права

Молодцы.
А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.
Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?
(Слайд с причинами в виде схемы)
Предполагаемый ответ:
Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право
Вывод: Россия находилась накануне великих реформ
Урок окончен. Спасибо всем за работу. Д/з п. 19. На уроке за работу получают оценки (назвать кто) Ребята рабочие листы после звонка положите мне на стол для последующей проверки.
Мы живем в 21 веке и у вас на столах лежат смайлики и магнитики с помощью которых я попрошу вас выразить свое отношение к уроку. Мои впечатления от урока вот такие (вешаю солнце)

Рабочий лист.
Тема урока

____________________________________________________________

Внимательно прослушайте сообщение об Александре II, во время сообщения заполните пропуски в тексте.

Александр II был сыном императора
Родился Александр
·
· в ..году
Его воспитателем был поэт .
Александр II вступил на престол, когда ему было лет.
Он правил с . по ..г.
Годы царствования Александра II называют эпохой .
Фамилия имя уч-ся

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315