Рабочая программа по мировой художественной культуре 8 — 9 классы (по Г. И. Даниловой)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2011.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 8 классе – 35 часов в год,
в 9 классе – 34 часа в год.
II. Планируемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества; размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства об особенностях языка изобразительных (пластических искусств, музыки, литературы, театра и кино;
уметь использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
иметь представление о значении разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
должны понимать функции искусства, ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства; осуществлять самостоятельный поиск и информации в области искусства, используя современные технологии; выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
уметь использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития;
III. Формы организаций учебных занятий
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
IV. Учебно – тематический план
8-9 класс
8 класс
№
Тема раздела
Количество часов
1
Цивилизация и культура
2
2
Единство и многообразие культуры
4
3
Особенности художественной культуры Древнего Египта
3
4
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
3
5
Греция – «колыбель европейской цивилизации»
2
6
Художественные достижения доколумбовой Америки
6
7
Идеал Человека в культуре народов мира
4
8
Герой и защитник Отечества
3
9
Образ женщины – матери сквозь века
2
10
Человек в мире Природы
5
11
Итоговое тестирование по курсу
1
Итого
35
9 класс
№
Тема раздела
Количество часов
1
Виды искусства
2
2
Человек в мире природы
3
3
Человек. Общество. Время
2
4
Героический эпос народов мира
1
5
Праздники и обряды народов мира
3
6
Своеобразие архитектурных традиций
4
7
Изобразительное искусство народов мира
7
8
Своеобразие музыкальной культуры
2
9
Театр народов мира
3
10
Самобытность танцевальной культуры
6
11
Обобщающий урок Итоговое тестирование по курсу
1
Итого
34
V. Содержание учебного предмета
8 класс
Цивилизация и культура - (2ч)
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.
Единство и многообразие культуры – (4ч)
Единство мировой культуры. Многообразие и национальная самобытность культуры.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (3ч.)
Особенности художественной культуры Древнего Египта – (3ч)
Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов. Художественная культура Древнего Египта (обобщающий урок).
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока – (3ч)
Художественная культура Китая. Природа и человек – главная тема восточного искусства.
Художественная культура Японии. Традиции и обряды в индийской культуре. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Культура восточных стран (обобщающий урок).
Греция – «колыбель европейской цивилизации» - (2ч)
«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю.
Художественные достижения доколумбовой Америки – (6ч)
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.
Мир и человек в художественных образах (13ч.)
Идеал Человека в культуре народов мира – (4ч)
Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.
Герой и защитник Отечества – (3ч)
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства.
Александр Невский – патриот Земли Русской.
Образ женщины – матери сквозь века (2ч.)
«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Веницианова. Женщина – мать в искусстве XX века.
Человек в мире Природы – (5ч.)
Человек и Природа. Взгляд через века.
9 класс
Виды искусства – (2ч.)
Понятие о видах искусства. Классификация видов искусства. Тестирование.
Человек в мире природы – (3ч.)
Отношение Человека к природе в эпоху Возрождения. Пейзаж в произведениях русских художников. Защита докладов, сообщений.
Человек. Общество. Время. – (2ч.)
Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения). Человек нового времени.
Художественные традиции народов мира (27ч.)
Героический эпос народов мира – (1ч.)
Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
Праздники и обряды народов мира – (3ч.)
Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие архитектурных традиций - (4ч.)
Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Архитектурные традиции (обобщающий урок).
Изобразительное искусство народов мира – (7ч.)
Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки.
Своеобразие музыкальной культуры – (2ч.)
Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.
Театр народов мира – (3ч.)
Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры – (6ч.)
Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов ( танцы народов Африки).
Обобщающий урок – (1ч.)
VI. Календарно – тематическое планирование
(МХК 8 класс)
Номер урока
Наименование раздела.
Тема учебного занятия
Всего
часов
Дата (по плану)
Дата (по факту)
1-3
1. В мире художественной культуры
1.Цивилизация и культура. Понятие о мировой художественной культуре.
2. Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.
2.Художественные символы народов мира.
3
1
1
1
4-6
2.Единство и многообразие культуры.
1. Единство мировой культуры.
2. Мировое древо как отражение единства мира.
3. Многообразие и национальная самобытность культуры.
3
1
1
1
7-9
3. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.
1. Особенности художественной культуры Древнего Египта.
2. Художественный канон в искусстве.
3. «Дома вечности богов» и фараонов.
3
1
1
1
10-12
4. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
1. Символический характер искусства.
2.Природа и человек – главная тема восточного искусства.
3. Религиозные верования и их отражения в искусстве
3
1
1
1
13-14
5. Греция – «Колыбель европейской цивилизации»
1. «Страна героев и богов».
2. Прогулка по афинскому Акрополю.
2
1
1
15-20
6. Художественные достижения доколумбовой Америки.
1.Цивилизации Центральной и Южной Америки.
2.Своеобразие культуры ольмеков.
3.Характерные черты искусства ацтеков.
4.Особенности художественной культуры майя.
5.Памятники художественной культуры инков.
6.Защита презентаций по теме.
6
1
1
1
1
1
1
21-24
7.Мир и человек в художественных образах
1. Понятие об идеале.
2.Взаимоопрос по теме «Божественный идеал в религиях мира».
3.Святые и святость.
4.Защита рефератов по теме «Святые и святость»
4
1
1
1
1
25-27
8.Герой и защитник Отечества
1.Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.
2.Идеал благородного рыцарства
3.Патриоты земли Русской
3
1
1
1
28-29
9. Образ женщины – матери сквозь века.
1. «Венеры» первых художников Земли.
2. Священный лик Богоматери.
2
1
1
30-34
10. Человек в мире природы.
1. Человек –венец творения Природы
2. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды».
3.Человек перед лицом разбушевавшейся стихии.
4. Три возраста жизни.
5
1
1
1
1
35
11. Итоговое тестирование по курсу
1
Итого
35
VI. Календарно – тематическое планирование
(МХК 9 класс)
Номер урока
Наименование раздела.
Тема учебного занятия
Всего
часов
Дата (по плану)
Дата (по факту)
1
Виды искусства.
1.Понятие о видах искусства.
1
1
2-5
Человек в мире природы.
2. Человек и природа. Взгляд через века.
3. Пространство и время в зеркале мифов.
4. Человек эпохи Римской империи.
5. Человек в центре мира (эпоха Возрождения).
4
1
1
1
1
6-7
Человек. Общество. Время.
6. Пространство и время в зеркале мифов.
7. Человек нового времени
2
1
1
8
Героический эпос народов мира.
8. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
1
1
9-12
Своеобразие архитектурных традиций.
9. Понятие об архитектурных стилях.
10.Особенности храмовой архитектуры.
11.Дом-жилище человека
12. Контрольная работа.
4
1
1
1
1
13-19
Изобразительное искусство.
13. Язык изобразительного искусства.
14. Художественные средства и жанры живописи.
15. Искусство графики.
16. Художественная фотография.
17. Язык скульптуры.
18. Декоративно-прикладное искусство. Искусство дизайна.
19. Защита докладов, сообщений.
7
1
1
1
1
1
1
1
20-22
Праздники и обряды народов мира.
20. Всякая душа празднику рада.
21. Религиозные праздники и обряды народов мира.
22. Ах, карнавал! Удивительный мир
3
1
1
1
23-24
Своеобразие музыкальной культуры.
23. Музыка как вид искусства.
24. Понятие о музыкальных жанрах.
2
1
1
25-27
Театр народов мира.
25. Рождение русской народной драмы.
26. В музыкальных театрах мира.
27. Искусство кукольного театра.
3
1
1
1
28-33
Самобытность танцевальной культуры.
28. Страстные ритмы фламенко.
29-30. Радуга русского танца.
31-32. Искусство индийского танца.
33. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки).
6
1
2
2
1
34
Обобщающий урок.
34. Урок-игра.
1
1
Итого:
34
15