Погребальная архитектура Древнего Египта. к урокам ИЗО.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465256720 \h 3Глава 1. Общая характеристика погребальной архитектуры погребальной архитектуры Древнего Египта.61.1. Ведущая роль погребального культа древнеегипетском зодчестве.61.2. Конструктивные особенности архитектуры Древнего Египта9Глава 2. Египетские пирамиды142.1 Пирамида Хеопса142.2. Пирамида Хефрена202.3. Пирамида Микерина252.4. Ломаная Пирамида Снофру272.5. Пирамида в Медуме PAGEREF _Toc465256729 \h 31Заключение PAGEREF _Toc465256730 \h 34Список использованных источников PAGEREF _Toc465256731 \h 37Прилождение А39
ВведениеПамятники сурового и величавого искусства - менгиры и дольмены - в разных местностях относятся к очень различным эпохам. В то время как в одних странах уже существовала сравнительно развитая архитектура, в других еще шло накопление опыта. Человеческие общества можно сравнить с отдельными людьми, которые одновременно находятся на различных ступенях своего развития.
Уже в пределах первобытного искусства ясно намечаются два значительных очага архитектуры - Египет и Месопотамия. И, несомненно, не случайно эти два архитектурных типа развиваются в странах, где древнейшим строительным материалом служила глина. Дерева в Египте так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни. Здесь произрастают только пальмы и сикоморы, дающие дерево плохого качества, и тростники. Именно поэтому обычным строительным материалом служит глинистая земля Нильской долины. Из непрерывной цепи каменоломен в скалах, окружающих Нильскую долину, добываются огромные глыбы известняка или песчаника, гранит доставляется из области Нильских порогов.
На протяжении около трёх тысяч лет архитектура Древнего Египта не претерпевала каких-либо изменений. Она не была преемственной и не испытывала никаких влияний извне за счёт уникального географического положения страны. Египет, как и сейчас окружён пустынями, а люди селились исключительно по берегам Великой реки – Нила. Контакты с другими цивилизованными народами были сведены к минимуму, что позволило египетской архитектуре вырасти в самобытную единицу.
Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину, сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники мегалитического характера, к которым относятся культовые здания - храмы и гробницы. Именно данные сооружения будут рассмотрены в курсовой работе.
Все самые замечательные древнеегипетские памятники архитектуры сосредоточены на довольно узкой полосе в 15 – 20 км шириной, в плодородной долине Нила. Те из сооружений, что сохранились до наших дней, имеют самое прямое отношение к разного рода заупокойным культам, господствовавшим в этом древнем государстве.
Египет довел до предельного совершенства мегалитические сооружения; но на протяжении всех эпох сохранялись строительные приемы, основанные на использовании глины, и, вероятно, эти простейшие приемы употреблялись в древнюю эпоху. Египет должен был определить архитектуру других народностей благодаря легкости, с которой можно было там строить еще до появления примитивных орудий.
Цель данной курсовой работы исследовать конструктивные и символические особенности архитектуры Древнего Египта. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности; – четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны; – выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта,
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура; – обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Курсовая работа представлена в нескольких частях: введение, основная часть и заключение, включает список использованной литературы и приложения. Основная часть включает два раздела. Первый раздел посвящен общей характеристике погребальной архитектуры Древнего Египта.
Второй раздел уделяется особое внимание пирамиде как символу египетской культуры.
Работа изложена на 40 страницах, включает 1 приложение, для написания работы было использовано 15 научных источников.
Глава 1общая характеристика погребальной архитектуры Древнего Египта.
1.1. Ведущая роль погребального культа древнеегипетском зодчестве.
Во времена фараонов распространённым типом постройки становится гробница, которая служила чем-то вроде дома для умершего. Первые гробницы напоминали холмы, насыпанные из гальки, укреплённые илом и обложенные кирпичом. Арабы называли эти постройки мастабами (что означает «скамья»).
Эта ступенчатая пирамида, мастаба, состояла из подземной и наземной частей. Строительство всегда начиналось с подземной части, где располагалась мумия умершего и утварь. Мастабы могли уходить под землю на 20 метров. В верхней части находилась молельня. Она имела ложный выход для души умершего и специальное помещение для его статуи (сердаб). Мастабы располагались по сторонам света и часто окружали пирамиды, образовывая тем самым целые города мёртвых.
В Древнем Египте господствовал культ умершего фараона. Правители Египта приравнивались к божествам, их власть была колоссальной. Поэтому для их упокоения строились гигантские пирамиды. Наиболее крупные были возведены в период Древнего царства – время наибольшего расцвета власти фараонов.
Первые пирамиды надстраивались над мастабами. Одна из таких гробниц – это пирамида Джосера, состоявшая из шести мастаб, поставленных друг на друга. Она уходила под землю на расстояние 27 метров, а в высоту достигала 60 метров. До нас дошло имя архитектора этой постройки – первого зодчего монументальной архитектуры в мировой истории. Его звали Имхотеп. Впоследствии его возвели в ранг бога. Он открыл новую страницу в архитектуре Египта. Теперь каждый фараон уже при жизни начинает заботиться о своём посмертном существовании и строит себе усыпальницу в виде пирамиды [14; 152].
Наиболее известный пирамидный комплекс – это скопление усыпальниц в Гизе. Самыми древними пирамидами считаются 3 усыпальницы – Хеопса, Хефрена и Микерина (III тысячелетие до н. э., Древнее царство). Они расположены таким образом, что не закрывают солнца друг от друга. Ни одна пирамида не остаётся в тени другой. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера, эти имеют правильные геометрические формы и квадратное основание. Этот гигантский некрополь охраняет сфинкс – статуя получеловека-полульва. Пирамиды в Гизе являются единственным из восьми дошедших до нас чудес света.
Пирамида Хеопса самая высокая из всех (147 м). Она была возведена в XXVI веке до н. э. и состоит из каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу без использования сцепляющего материала. Вес каждого блока – 2т. Внутри постройки расположены несколько коридоров и погребальных камер.
Другие две пирамиды – Хефрена и Микерина были возведены позже. По размерам они уступают пирамиде Хеопса.
Фараоны Среднего царства оставили после себя всего лишь 9 пирамид. Экономический упадок Египта привёл к тому, что они уступали размерам вышеприведённым постройкам и не были ориентированы по сторонам света. Камень при их возведении использовался лишь для того, чтобы обложить постройку снаружи. Внутри пирамиды были заполнены щебнем вперемешку с глиной, песком и толчёным кирпичом. Теперь строителям приходилось прибегать к сложным и запутанным системам коридоров, чтобы обеспечить недоступность мумии для грабителей.
Пирамиды Среднего царства утратили своё сакральное значение. Теперь это уже немонументальные постройки. Строители, при их возведении, прибегали к возведению каркаса, который заполнялся щебнем и песком. Для укрепления фундамента применялись гранитные плиты. Вершину пирамиды венчал гранитный пирамидион – маленькая гранитная пирамида. Сегодня эти усыпальницы напоминают лишь холмики, присыпанные песком.
Фараоны нового царства отказались от возведения пирамид. Теперь их хоронили в выдолбленных в скалах ущельях и колодцах. Так, Тутмос I основал некрополь в Долине царей и предложил новый образец захоронения – глубока шахта, уходящая под землю, спуск в которую был возможен по крутой лестнице.
Долина царей за полтысячелетия была застроена 64 гробницами. Сама долина лежит на западном берегу Нила у древнего города Фивы и делится на две части. Гробницы расположены в восточной её части. По своей схеме они не отличались друг от друга: длинная галерея (до 200 м), глубокий колодец, уходящий под землю (до 100 м), несколько подземных колонных залов и усыпальница с саркофагом. Примечательно, что настенные рисунки залов всё ещё сохранили свою расцветку. Они повествуют о подвигах покойного.
Почти сразу же после их возведения, гробницы были расхищены. В одной из подземных скрытых камер были установлены сразу 40 саркофагов с мумиями фараонов. Вероятно, их спрятали, чтобы защитить от грабителей. Эту камеру XII века до н. э. обнаружил французский археолог Гастон Масперо.
Другой учёный, Говард Картер, в 1922 году обнаружил самую знаменитую и богатую гробницу Долины царей – гробницу Тутанхамона. Это единственная усыпальница, которая не была разграблена, будучи заваленной строительным мусором от строящейся соседней гробницы. В усыпальнице Тутанхамона были обнаружены 143 золотых предмета, каждый из которых хранится теперь в Каирском Египетском музее. В 1979 году Долина царей переходит под опеку ЮНЭСКО, будучи признанной памятником Всемирного наследия.
1.2. Конструктивные особенности архитектуры Древнего Египта.
Особенности архитектуры Древнего Египта во многом определил тот факт, что в этой стране не было строительного леса.
Основная растительность для строительства – пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Поэтому основным строительным материалом был камень.
Каменная архитектура Древнего Египта в первую очередь служила потребностям религии. Дворцы, жилые дома строились из легких и недолговечных материалов. Из камня возводились только храмы богов и комплексы гробниц, причем строились они на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения дошли до наших дней, выдержав испытание временем. Именно в Египте начинается история архитектуры. До сих пор великое множество туристов приезжает посмотреть на египетские пирамиды. Недаром они названы одним из семи чудес света. Тайны египетских пирамид будоражат воображение. Ученые до сих пор открывают всё новые удивительные свойства пирамид.
За эти не поддающиеся настоящему осознанию долгие тысячелетия истории Древнего Египта невозможно установить точные археологические даты установить невозможно, поэтому при настоящем состоянии наших знаний памятники архитектуры Египта приходится классифицировать в порядке следования современных им династий. Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении сооружений наиболее сохранившихся – религиозных памятников.
Архитектуру Древнего Египта обычно разделяют на 5 периодов:
– архитектура Раннего царства,
– архитектура Древнего Царства,
– архитектура Среднего царства,
– архитектура Нового царства,
– архитектура Позднего царства.
Века сменялись веками. Каждый новый период приносил значительные перемены в архитектуре. То сооружались громадные пирамиды, то гробницы и скальные храмы, имевшие только внутренние объемы. Однако, в целом, древнеегипетская архитектура отличалась однообразием. Есть черты, которые оставаясь неизменными, прошли через все этапы развития древнеегипетской архитектуры. Есть примеры, когда в Египте одни и те же вещи изготовлялись одним и тем же способом, начиная с ранних династий и кончая периодом римского владычества, то есть на протяжении целых 3500 лет.
Однообразие методов строительства объясняется также и географической изоляцией Египта от других цивилизованных стран, где жили искусные строители, а это лишило египетских зодчих столь необходимой в этом деле конкуренции в архитектуре.
Египтяне использовали кирпич-сырец в качестве основного строительного материала. Кирпич-сырец – это смесь высушенных ила, гальки и соломы. Здания воздвигались из камня (базальт, известняк, гранит). Склеивающим элементом был раствор, замешанный на извести, глине и песке.
Конструкция египетских построек состояла из главных несущих опор, на которых держались блоки-перекрытия. На них сверху ложились плиты. Первоначально несущие колонны имели геометрически правильные формы. В дальнейшем они приобретали более художественное оформление в виде цветков папируса, лотоса и пальмы. Иногда капители приобретали вид головы богини Хатор [9; 125].
Египтяне большое внимание уделяли теме смерти. Они верили, что, умирая, человек, продолжает жить в другом мире.
На протяжении веков сложились отличительные черты архитектуры Древнего Египта:
– строгая симметрия,
– геометризм форм,
– ритмическое повторение идентичных образов,
– тяжесть,
– огромные размеры,
– грандиозность,
– величие.
Монументальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.
Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурной композиции: геометризмом формы, лаконизмом, величественным спокойствием, отсутствием декора. Покрывающие всю её наружную поверхность гладкие полированные плиты известняка создают впечатление монолита идеальной геометрической формы [7; 96].
Монументальность храмов Нового царства проявляется в величественности пропорций, грандиозности их размеров, обязательном введении масштаба.
Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения.
Древнеегипетская архитектура отличается исключительной условностью. Для неё характерна своеобразная система символов. Типы сооружений:
– жилище усопших,
– жилище богов,
– жилище живых.
Характерной особенностью архитектуры Древнего Египта была галерея (коридор). Большие колонные залы и дворы были галерейного типа, об этом свидетельствуют направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной.
Начиная со святилища, в архитектуре храмовых сооружений Древнего Египта, от входа, комнаты и залы становились все более просторными, увеличивался объем помещений, высота потолков возрастала. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. Противоположной концепцией египтяне пользовались при строительстве пирамид. Центральная планировка сооружения представляет редкое исключение.
В египетских сооружениях того времени камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке, перед укладкой камня египтяне кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Впоследствии этим приемом пользовались греки.
Внешние формы построек были очень простыми: наклонные и прямосторонние пирамиды и призмы. Окна не были характерным элементом для построек древних египтян, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.
Как следствие простоты архитектурных форм, поверхности зданий снаружи и изнутри были плоскими и ровными. Это однообразие и геометрическую замкнутость, присущие египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные росписи, тексты и барельефы.
Мотивы украшений зданий в Египте символичны, так например – солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра, или скарабей, священный жук. Также часто встречаются заросли папируса, пальмовые листы, цветы лотоса. Иероглифы в настенных текстах использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить богов, которым поклонялись, исторические события, войны, которые велись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.
Таким образом, обобщим главные особенности архитектуры Древнего Египта:
1.Монументальность. Размеры пирамид этого государства просто поражают воображение. Монументальность проявляется и в самой геометрии сооружений, простых и величественных, и в лаконизме, а также полном отсутствии декора. Даже сравнительно небольшие памятники выглядят очень внушительно благодаря особому приему – масштабированию. Внутри сооружения всегда имеются какие-либо детали, в точности повторяющие его строение. Таким образом, небольшой элемент, копирующий строение в целом, подчеркивает его грандиозность.
2.Симметричность. Этот принцип выражается в равномерном распределении массы зданий относительно центральной оси. Для того, чтобы подчеркнуть ее направление, использовались специальные архитектурные приемы. К примеру, изменение высоты колонн, особые карнизы над входом и т.д.
3.Наличие канона, строгих правил построения, определяемых религиозными представлениями, которые не нарушались никогда.
Глава 2. Египетские пирамиды2.1 Пирамида ХеопсаПирамимда Хеопса (Хуфу) – крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.
Пирамида Хеопса входит в комплекс самых крупных египетских пирамид, расположенных на плато Гиза. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.
Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Существующие методы датирования времени начала строительства пирамиды делятся на исторические, астрономические и радиоуглеродные. В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса – 23 августа 2480 года до н. э.
Высота (сегодня): 138,75 м
Угол наклона боковой грани: 51° 50'
Длина бокового ребра (изначально): 230,33 м (по подсчетам) или около 440 королевских локтей.
Длина бокового ребра (сейчас): около 225 м
Длина сторон основания пирамиды: юг – 230,454 м; север – 230,253 м; запад – 230,357 м; восток – 230,394 м.Площадь основания (изначально): 53 000 м (5,3 га)
Площадь боковой поверхности пирамиды (изначально): 85 500 м
Периметр основания: 922 м
Общий объём пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): 2,58 млн м
Общий объём пирамиды, после вычета всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м
Средний объём каменных блоков: 1,0 м
Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
Самый тяжелый каменный блок: 15 т
Количество блоков: около 2,5 млн.
По подсчетам общий вес пирамиды: около 6,25 млн. тонн
Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м.
Пирамида называется «Ахет-Хуфу» – «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону - (это) Хуфу» ). Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме. Несмотря на то, что пирамида Хеопса – самая высокая и самая объемная из всех египетских пирамид, но все же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн. тонн.
Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень – пирамидион (др.егип. - «Бенбен»). Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.
Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой. Описание этой пробки можно найти у Страбона. Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17 метровый пролом, который сделал в 820 г. халиф Абу Джафар аль-Ма'мун на 10 метров ниже первоначального входа. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя [1].
Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой
Погребальная «яма»
Нисходящий коридор длиной в 105 м, идущий под наклоном 26° 26'46, приводит к горизонтальному коридору длиной 8,9 м, ведущему к камере 5. Расположенная ниже уровня земли, в скальном известняковом основании, она осталась незавершенной. Размеры камеры 14?8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7?0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком. Инженеры John Shae Perring и Howard Vyse в начале XIX века разобрали в камере пол и вырыли глубокий колодец глубиной 11,6 м, в котором они надеялись обнаружить скрытую погребальную комнату. Они основывались на свидетельствах Геродота, утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окруженном каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели. Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершенной, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды.
Восходящий коридор и Палаты царицы
От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи.
В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим при работах Аль-Мамуна. Таким образом, предыдущие примерно 3 тысячи лет считалось, что в Большой Пирамиде нет иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что восходящий проход имеет пробки, установленные в начале строительства и, т. о., этот проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки находились до этого в пределах Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.
Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды – т. н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды, – имеется стык не двух, а сразу трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный туннель. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос, есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым [3].
В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» – то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.
Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.
Грот, Большая галерея и Палаты Фараона
Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи – узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение – «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.
Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений непонятного предназначения. Углубление заканчивается т. н. «Большой ступенькой» – высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» – Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ.). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.
Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше – двускатное перекрытие. Их назначение – распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.
Вентиляционные каналы
От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с XVII в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены около 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности примерно 12 метров. Верхние концы каналов «Камеры царицы» закрыты каменными «Дверками Гантенбринка», каждая с двумя медными ручками. Медные ручки были опечатаны гипсовыми печатями (не сохранились, но остались следы). В южной вентшахте «дверца» обнаружена в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II»; изгиб северной шахты не позволил обнаружить в ней такую же «дверцу» этим роботом. В 2002 году с помощью новой модификации робота в южной «дверце» было пробурено отверстие, но за ней обнаружилась небольшая полость длиной в 18 сантиметров и ещё одна каменная «дверца». Что находится дальше, пока неизвестно. Этот робот подтвердил наличие аналогичной «дверцы» на конце северного канала, но её сверлить не стали. Новый робот в 2010 году смог просунуть в просверленное отверстие в южной «дверце» змеевидную телекамеру и обнаружил, что медные «ручки» с той стороны «дверцы» оформлены в виде аккуратных петель, а на полу «вентиляционной» шахты нанесены отдельные значки красной охрой. В настоящее время наиболее распространена версия, что предназначение «вентиляционных» каналов носило религиозный характер и связано с представлениями египтян о загробном путешествии души. А «дверца» на конце канала - это не что иное, как дверь в загробный мир. Именно поэтому она не выходит на поверхность пирамиды.
Угол наклона
Точно определить первоначальные параметры пирамиды не представляется возможным, поскольку её края и поверхности в настоящее время большей частью разобраны и уничтожены. Это затрудняет вычисление точного угла наклона. Кроме того, её симметрия сама по себе не является идеальной, так что при разных измерениях наблюдаются отклонения в цифрах.
2.2. Пирамида ХефренаПирамида Хефрена (точнее – Хафры) – вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина на Плато Гиза. Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой в 143,9 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»).
Хотя пирамида Хафры и уступает размерами пирамиде его отца Хуфу, её положение на более высоком холме и её более крутой склон делают её достойной соперницей Великой Пирамиды. Две довольно большие камеры и два перекрещивающихся прохода, которые ведут в горизонтальный коридор, представляют собой довольно скромное по отношению к пирамиде Хуфу пространство.
Погребальная камера, расположенная под пирамидой, больше не выложена гранитом, хотя этот защитный материал в изобилии употреблялся внутри пирамиды (сам высокий проход, ограждения и саркофаг), так же как и снаружи (облицовка фундамента пирамиды и храмов). Кровлю камеры обеспечивал свод на стропилах, расцененный как более прочный, чем горизонтальные ригели пирамиды Хуфу. Прямоугольный классической формы саркофаг Хафра из великолепно отшлифованного гранита был размещен в облицовке погребальной камеры. Ниша для каноп, размещенная около саркофага Хафра, была новшеством, которое станет распространенным в более позднее время. Ныне эта пирамида находится в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились, и составляют на сегодняшний день 210,5 м в основании и 136,4 м в высоту.
Во времена фараонов пирамида Хафра была всего лишь элементом заупокойного комплекса, который включал в себя маленькую пирамиду-спутницу, вероятно построенную для супруги Хафра, стену ограждения, заупокойный храм, дорогу, храм в долине и порт, который также необходимо было построить. Современное состояние сохранности комплекса позволяет сказать, что все его элементы были завершены. Храмы Хафры, ставшие образцами для фараонов Древнего царства, были построены из многотонных блоков гранита и известняка. Каменные блоки у входа в его заупокойный храм достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тонн. Это были обширные здания: 113 м на 49 м – заупокойный храм, и 45 м на 50 м – храм в долине, сохранившаяся высота которого в настоящее время составляет 13 м. Учитывая найденные фрагменты, общее количество скульптурных произведений нижнего храма Хафра насчитывает более 200 статуй.
Среди них – знаменитая замечательно сохранившаяся статуя царя, выполненная из темно-зеленого диорита. Правитель гордо восседает на троне с нарядным платком на голове и уреем на лбу, а позади него реет соколоподобный бог Хор.
Высота: 143,9 м (275 королевских локтя)
Длина боковой стороны: 215,3 м (410 королевских локтя)
Угол наклона: 53° 10'
Объём пирамиды: 2 211 096 м
Основание пирамиды представляет собой квадрат со сторонами 210,5 метров (изначально 215,3 метров или 410 королевских локтей). Погрешность от идеального квадрата составляет не более 8 см. Параллельное сближение является практически идеальным и равно 1'15». Боковые грани ориентированы по четырем сторонам света с погрешностью не более 5'26». Искривление сторон от деформации приводит к появлению ошибки от правильного в верхней части пирамиды на 3'46». Угол наклона граней равен 53°10' и 52°02', что очень близко к теоретической величине, соответствующей склону в 4/3. Этот уклон египетского треугольника (прямоугольный треугольник 3,4,5, с теоретическим углом наклона 53°07'48»), был упомянут в четырех разделах Папируса Ахмеса (см. Математика в Древнем Египте). Пирамида изначально имела высоту 143,9 метров (275 королевских локтей). Была покрыта известняком, который виден и сегодня на 45 метрах у самой вершины.
Пирамида была украшена розовым гранитным пирамидионом, который сейчас утерян. У нас нет никаких сведений о том, был ли гранит украшен известняком, гипсом или золотом.
Несмотря на то, что ни одна из древнеегипетских пирамид не сохранила на своей вершине пирамидиона, у пирамиды Хефрена сохранились почти все камни его крепления, образующие небольшую квадратную площадку с квадратным же в плане, углублением: эта особенность делает данную пирамиду уникальной и позволяет нам знать способ крепления пирамидионов на вершинах пирамид.
Отлично сохранился и гранитный саркофаг вместе с крышкой, по конструкции он идентичен хуже сохранившемуся саркофагу Хеопса, также как у саркофага Хеопса имеется несколько сверлованных отверстий по буртику и в крышке, запиравшие саркофаг по-видимому, медными цилиндрами.
Сохранившаяся наверху пирамиды «шапка» облицовки находится в крайне ветхом состоянии, и образует «карнизы» что делает восхождение на ее вершину крайне тяжелым делом даже для опытных альпинистов. Если на вершину пирамиды Хеопса время от времени разрешение на восхождение для ученых дается, выдача разрешений на то же самое для пирамиды Хефрена не практикуется никому.
Этапы строительства
По-видимому, Хефрен не отличался крепким здоровьем, в конструкции пирамиды Хефрена четко прослеживаются 2 этапа ее постройки. Сначала была изготовлена заготовка пирамиды значительно меньшего размера, с погребальной камерой, которая ниже, на случай, если фараон внезапно умрет. На это указывает ниша в коридоре напротив входа в неё - это так называемое «помещение для оперирования саркофагом», часто встречающееся в конструкции гробниц. Так как эта предосторожность оказалась лишней, позднее пирамида была надстроена до наблюдаемых размеров, с переносом усыпальницы выше и южнее, а изначальная усыпальница превращена в хранилище заупокойного инвентаря.
Пирамида Хефрена - самая компактная постройка в мире.
Пирамида Хефрена (или пирамида Хафры) - вторая по величине пирамида Гизы, принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на сорок лет позже пирамиды Хеопса. Сторона ее квадратного основания составляет двести пятнадцать метров, а высота - сто тридцать шесть метров. В древности, как и пирамида Хеопса, пирамида Хефрена была на девять метров выше.
Египтяне называли эту пирамиду «Хафра велик». И она, безусловно, оправдывает такую характеристику. Размеры сохранившихся сооружений пирамиды превосходят все иные известные строения такого рода, относящиеся к периоду Древнего царства.
При осмотре пирамиды Хефрена у путешественника даже возникает ощущение, что она выше своей знаменитой соседки - пирамиды Хеопса. Но на самом деле это не так. Пирамида Хефрена кажется выше лишь потому, что стоит на самом высоком месте некрополя Гизы.
Однако пирамида Хефрена превосходит пирамиду Хеопса своей неприступностью. Чтобы подняться на ее вершину, группе опытных альпинистов потребуется не менее часа. Им понадобится не столько сила ног, сколько руки: взбираясь на блоки, покорителям пирамиды придется подтягиваться, словно на перекладине. Вершина сооружения заканчивается небольшой площадкой, вид с которой с лихвой вознаградит смельчаков за все усилия. Пирамида покажется еще более величественной, чем снизу, несколько возвышаясь над пирамидой Хеопса и тем самым создавая эффект удвоенного изображения.
Уникальность пирамиды Хефрена состоит в том, что она является самой компактной постройкой в мире. При объеме в 16 292 000 квадратных метров, свободное пространство пирамиды занимает менее одной сотой процента!
Из художественных находок пирамиды первое место принадлежит замечательно сохранившемуся скульптурному изображению самого фараона, выполненному из темно-зеленого диорита. Правитель гордо восседает на троне с нарядным платком на голове и уреем на лбу, а позади него реет соколоподобный бог Хор.
Скульптура была обнаружена в 1860 году при раскопках развалин нижнего храма и считается одним из самых драгоценных экспонатов Египетского музея в Каире.
Пирамида Хефрена - внутренняя конструкция
Что касается внутренней конструкции пирамиды, то она довольно проста. Ее составляют две погребальные камеры и два входа, расположенных на северной стороне. Первый вход сделан на высоте пятнадцати метров, а второй - прямо под ним, на уровне основания.
В наши дни внутрь пирамиды можно попасть только через верхний вход по коридору, который выравнивается под самым основанием и ведет к погребальной камере. Коридор, идущий от нижнего входа, сначала снижается на глубину десять метров, а после небольшого ровного отрезка вновь поднимается, соединяясь с верхним коридором. Сбоку коридор имеет отвод в небольшое помещение, строительство которого по неизвестным причинам осталось незавершенным.
Погребальная камера фараона располагается приблизительно на уровне оси пирамиды. Она вытесана внутри скалы, а ее сводчатый потолок упирается в каменный массив сооружения. В погребальной камере до сих пор находится пустой саркофаг из великолепно отшлифованного гранита. В 1818 году его обнаружил знаменитый итальянский путешественник Джованни Баттиста Бельцони.
Больше в пирамиде Хефрена нет никаких помещений, камер или шахт. Даже туннель Бельцони уже засыпан песком.
2.3. Пирамида МикеринаПирамида Микерина (известна также как «Пирамида Менкаура») – самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260 тыс. м составляет только десятую часть объема пирамиды Хеопса: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.
Несмотря на небольшие размеры пирамиды (считающиеся признаком упадка), потенциал строителей пирамиды Менкаура был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура – его вес оценен в более чем 200 тонн. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма – одна из самых огромных в эпоху Древнего царства [12].
По свидетельствам очевидцев, пирамида Менкаура была прекраснейшей из всех пирамид. Для произведений скульптуры времени правления Менкаура было характерно высочайшее качество художественного исполнения. Её лучшими образцами были статуи из граувакки, среди которых – новый тип скульптурной группы: триады. Тщательность исполнения, привнесенная в строительство царской пирамиды, названной Нечери-Менкаура («Божествен Менкаура»), является другим свидетельством этого стремления к качеству исполнения.
Примерно на треть своей высоты пирамида была облицована красным асуанским гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой пирамида оставалась на протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли облицовку. Выбор для облицовки пирамиды гранита, по преимуществу материала защитного, быть может, делал бесполезным сооружение огромной пирамиды для защиты царской мумии. С точки зрения архитектоники не было необходимо возводить очень высокую пирамиду, так как погребальная камера отныне располагалась на уровне земли, а после Хуфу (Хеопса) идею высотного расположения камер уже не воплощали, вероятно, из-за технических трудностей подъема блоков перекрытия погребальной камеры. Пирамида Менкаура является отображением завершения этой эпохи, но она, в частности, выражает и начало другой эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт. В самом деле, начиная с царствования Менкаура, высота пирамид стабилизируется и отклонения редко превышают двадцать метров [2; 18].
Длина основания пирамиды Микерина составляет 108,4 метра, а объем всего 260 тыс. м3. Из трех пирамид в Гизе (Пирамида Хеопса и пирамида Хефрена) она самая маленькая и поздняя
Согласно историческим свидетельствам, именно эта пирамида, несмотря на свои размеры, была самой красивой из всех Египетских пирамид. Её строили, уже основываясь на предыдущие знания и опыт постройки двух великих пирамид. О мастерстве строителей говорит хотя бы то, что одна из монолитных глыб внутри храма Микерина весит почти 200 тонн. Это самый тяжелый монолит на всем плато Гизы. Качество огромной статуи царя в центральной капелле храма также выше всяких похвал. Все здесь свидетельствует о стремлении к качеству и красоте
Оригинально было также внешнее исполнение отделки пирамиды. Нижняя треть ее была облицована красным гранитом, середина турским известняком, а верхушка снова красным гранитом. Пирамида Микерина является символом окончания эпохи строительства великих пирамид. Все последующие пирамиды были построены по стандарту, с высотой не более 20 метров
Внутри было обнаружено 2 погребальные камеры, а вблизи еще три гробницы, скорее всего принадлежащих женам фараона. Внутри одной из погребальных камер нашли саркофаг с мумией, вероятно это и был Микерин. К сожалению, исследовать мумию не удалось, при перевозке корабль затонул
Внешний вид пирамиды был сильно нарушен в результате нападения мамлюков в XVI веке нашей эры. Были растащены гранитные плиты, и повреждены стены. В настоящее время правительство Египта планирует восстановить внешний облик пирамиды
2.4. Ломаная Пирамида СнофруДашур. Ломаная Пирамида Снофру. Сенефру, Се-нефер-ру - так ее называли Древние Египтяне. Так она известна нам. Но история ее имени (что в переводе с древнеегипетского означает «двойную гармонию») и ее первоначальное назначение окутано тайной тысячелетий. А пока, самая загадочная и неприступная пирамида Египта радует глаз своими изящными и оригинальными формами, возвышаясь среди желтых песков Дашура, то в ярком сиянии Солнца, то под тенью облаков, то в утреннем тумане, который присущ Египту. Она закрыта для посещений ввиду ее сложных и опасных внутренних помещений, совершенно неприспособленных для нахождения в ней человека. Экспедиция готовилась год. За это время нами был поднят весь доступный в сети Интернет материал. Но, к сожалению, фотоматериал практически отсутствовал. Полагаясь на схемы первых исследователей Ломаной Пирамиды (Джона Перринга, Ахмеда Фахри и Хассана Мустафы), мы поставили перед собой задачу показать вам то, что до сего момента было скрыто за железной дверью Северного Нисходящего коридора.
Ломаная пирамида – египетская пирамида в Дахшуре, возведение которой приписывается фараону Снофру (XXVI в. до н. э.)
Южная пирамида в Дахшуре носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» за свою неправильную форму. Она отличается от других пирамид Древнего царства тем, что имеет вход не только на северной стороне, что было нормой, но также и второй вход, который открыт выше, на западной стороне. Северный вход расположен на высоте примерно 12 м над уровнем земли, ведёт в наклонный коридор, который опускается под землю в две комнаты с выступами. Из этих двух комнат, через шахту ведет проход в другую маленькую камеру, которая тоже имеет выступ в виде крыши. Входы на северной стороне пирамиды делали во время Древнего царства. Это было связано с религиозными верованиями древних египтян. Почему здесь появилась потребность во втором, западном, входе – это остаётся загадкой. В этой пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах. Имя Снофру было написано красной краской в двух местах в «ломаной» пирамиде. Его же имя найдено на стеле, которая стояла внутри ограды малой пирамиды [15].
Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт (1863–1938) предложил свою «теорию приращивания». Согласно ей, царь умер неожиданно и угол наклона граней пирамиды был резко изменен с 54 градусов 31 минуты до 43 градусов 21 минуты, чтобы быстро закончить работу. Курт Мендельсон предложил альтернативу: пирамида в Медуме и южная пирамида в Дахшуре были построены одновременно, но случилась авария в Медуме – возможно, после дождей обшивка обрушилась – и этот инцидент заставил спешно изменить угол наклона сторон пирамиды в Дахшуре, когда она была построена уже наполовину.
Погребальный комплекс состоит из большой пирамиды фараона и пирамиды-спутника. Обе они окружены каменной стеной в 2 метра толщиной. Каменная ограда соединяется с погребальным храмом длинной насыпной дорогой. Храм расположен в 704 метрах от пирамид, поэтому его называют Встречающим храмом (или Храмом долины). Более того, обнаружены остатки ещё одной дороги, уходящей от этого храма вглубь долины к другому храму. Такое расположение объектов погребального комплекса уникально и нигде в Египте больше не встречается.
Высота: 105,07 м (~ 200 королевских локтей)
Длина стороны основания: 188,60 м (~ 360 королевских локтей)
Периметр: 754,4 м;
Площадь: 35 570 м2Объем: 1 237 040 м3
Угол наклона: 54°34' и 43°21'
Угловой коэффициент: нижней части - 7/5; верхней - 17/18
Ориентация сторон пирамиды на четыре стороны света(ошибка): ~ 9'12»
Есть 2 входа: с северной стороны - на высоте 11 м. и с западной - на высоте 33 м.
1 этап строительства
Этапы строительства пирамиды
Археологи выяснили, что пирамида перестраивалась три раза. То, что это так, подтверждается расположением каменных блоков. Пирамида перестраивалась с целью придания ей более устойчивой конструкции, однако вышло совсем иначе. Перестройки привели к возрастанию давления блоков на внутренние камеры, что привело к появлению трещин и даже реальной возможности обрушения.
На первом этапе стороны основания имела длину 157 м, а угол наклона около 58° (или 60°). При таких значениях основания и угла высота пирамиды получилась бы около 125 м.
Когда половина пирамиды была уже собрана, были обнаружены проблемы с крепостью всей конструкции и строителям пришлось отказаться от первоначального плана.
На первом этапе уже были сделаны около 12.70 м. туннелей входа (нисходящий коридор) и примерно 11.60 м. восходящего коридора.
2 этап строительства
Для повышения надежности конструкции строителям пришлось уменьшить угол наклона до 54°. Соответственно пришлось увеличить и длину стороны основания пирамиды на 15,70 м. Теперь общая длина основания стала равняться 188 м. Расчеты показывают, что при угле в 54° и длине основания в 188 м. высота пирамиды составила бы 129,4 м, а объем - 1.592.718,453 м3. Однако на высоте 49 м. строительство снова прекращается.
3 этап строительства
С целью снижения нагрузки на внутренние камеры пирамиды, на третьем этапе строительства был изменен наклон только верхней части пирамиды - он был уменьшен до 43°. Из-за уменьшения угла наклона снизилась и общая высота пирамиды - до 105 м.
Особенности пирамиды
Пирамида содержит в себе 2 фактически не связанные меж собой (изначально) системы помещений - Верхнюю и Нижнюю. Ход между ними был пробит после строительства через слои кладки. В настоящее время конструкция этих помещений выглядит очень странно, но это вызвано тем, что в помещениях (вероятно, древними копателями) выломаны и убраны огромные объемы полов и конструкций, лежавших на полах. Так, например, по сохранившимся следам цемента в виде ступенек в самой нижней камере, становится понятно, что здесь шла очень крутая каменная лестница до перехода в камеру выше. В камере выше также был высокий пол или постамент, и нижнее «окно» в вертикальный колодец было недоступно для современников фараона. В верхних помещениях, в т.н. камере царя, ныне виден большой массив распорных балок из ливанского кедра. В оригинале же эта система была глубоко утоплена в кладку и пол камеры. Радиоуглеродный анализ дерева указал примерное время создания пирамиды и царствования Снофру.
2.5. Пирамида в МедумеПирамида в Медуме – египетская пирамида, расположенная по дороге в Файюм, примерно в 100 км к югу от Каира. По форме нестандартна. Состоит из 7 ступеней, из которых сегодня видны только 3. Сложена из известняковых блоков. Была построена для фараона Хуни, последнего правителя III династии. Его сын Снофру расширил и увеличил пирамиду, добавив 8-ю ступень и сделав стороны пирамиды гладкими.
Расположена пирамида к югу от Каира, в 100 километрах от столицы. Изначально она состояла из 8 ступеней, но позже была добавлена 8 ступень. В наши дни видны только 3 из них. Сложена из блоков известняка, стороны отделаны гладким облицовочным камнем. Похожим образом строили также ступенчатую пирамиду Джосера [10; 89].
Из-за особой ступенчатой формы пирамиду в Медуме прозвали «неправильной». Еще в летописях XV века описывалось, что от пирамиды осталось всего 5 ступеней и что она сильно испорчена эрозией, также говорилось о том, что местное население постоянно растаскивает камни
В XVIII веке виднелись только три ступени пирамиды. Множество исследователей, включая экспедицию Наполеона, исследовали пирамиду. Самое подобное описание дал Флиндерс Питри, детально описав и внутренние палаты, и внешний вид сооружения. Вблизи были найдены разрушенные храмы и усыпальницы, а также часть стены, окружавшей пирамиду
Изначальная высота медумской пирамиды составляла 118 метров, а основание 146 на 146 метров, из чего следует, что пирамиды была довольно таки большой. Вход внутрь был найден в самом низком слое пирамиды и отрыт на высоте примерно в 20 метров от первой ступени
Внутри сооружение является самым простым из всех египетских пирамид, всего один коридор и погребальная палата из идеально отшлифованных плит известняка. Самого гроба так и не нашли, только его остатки, вероятно во время разграбления пирамиды его разрушили
Полагают, что Медумская Пирамида была возведена преемником Джосера по имени Хуни, сведений о котором сохранилось очень мало. Первый фараоном четвертой династии - Снофру - превратил ступенчатую пирамиду в Медуме в пирамиду правильной формы путем заполнения ступеней каменными плитами [5; 142].
Первоначально Медумская Пирамида была высотой 118 метров с основанием 146х146 метров. Ныне от входа, который расположен в самом низком ее открытом слое, примерно в 20 метрах над основанием, она поднимается приблизительно на 45 метров, являя миру лишь остатки третьей и четвертой ступеней. Первые две скрыты в окружающих развалинах, от пятой остался лишь небольшой выступ, от двух или трех последних сохранились упавшие блоки. Раскопки в непосредственной близости к Пирамиде позволили обнаружить множество отполированных известняковых облицовочных плит.
Вход в пирамиду нашли в 1882 году. В камере были найдены лишь обломки деревянного гроба, который по своему стилю относился к эпохе Древнего царства. Однако против ожидания саркофага там не оказалось, хотя камера по размерам (5,90х2,65 метра) явна была рассчитана на него. То, что саркофаг некогда там находился, в первую очередь подтверждает толстая балка со следами каната, с помощью которого опускали саркофаг в камеру.
Внутренняя структура Медумской пирамиды - простейшая из всех, нам известных: создается впечатление, будто ее архитектор совершенно забыл об осторожности. В пирамиде лишь один коридор, по которому в нее входили. Начинается он на северной стороне и круто опускается вглубь примерно на 7 метров ниже основания, где расширяется, превращаясь в две горизонтальные “прихожие”; точно под вершиной расположен вход в погребальную камеру. Этот вход имеет интересную особенность: в отличие от всех других пирамид в камеру попадают не сбоку и не сверху, а снизу, через отверстие, проделанное в ее полу.
Погребальная камера выложена тщательно отшлифованными плитами из турского известняка; потолочное перекрытие из необычайно мощных блоков, тоже известняковых; снизу они вытесаны полукругом, так что производят впечатление свода. Камеры для погребальной утвари, которых в более ранних пирамидах было такое множество, здесь, как ни странно, отсутствуют совсем. Первоначально пирамида была построена как ступенчатая и лишь на третьем или четвертом этапе строительства ее превратили в “истинную”, заполнив уступы каменной кладкой.
ЗаключениеВ заключение отметим то, что времена Древнего Царства IV династии продолжает оставаться «черным ящиком» для историков и археологов. До сих пор нет ясных свидетельств, являются ли пирамиды в Гизе гробницами фараонов, храмами-гробницами или храмами древней религии, смысл которой до сих пор неясен. Загадкой остается и уровень древних математических, астрономических и архитектурных знаний: судя по совершенству, точности и огромным масштабам пирамиды Хеопса, он был удивительно высок. Это позволяет говорить о существовании чёткого архитектурного плана древних строителей, понимание которого могло бы привести к разгадке многих тайн пирамид Гизы. Многочисленные попытки обнаружить этот план пока не увенчались успехом; тем не менее, многие археологи убеждены, что такой план существует.
Прошло уже много лет с момента строительства Пирамид, но они до сих пор хранят в себе множество тайн. Их создатели вполне овладели техническими и декоративными возможностями камня - нового материала, введенного в монументальное строительство.
Архитектура в Египте была призвана содействовать утверждению существующей идеологии - египетской религии, власти фараонов и жречества; она делала все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивала величие власти фараона и ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями, созданными как бы самой природой и богами. Храмы, система их построения и убранства, их мощные конструкции, скульптура и живопись - все это способно было подавить психику молящихся,
Пирамиды в Гизе – древнейшее явление в культуре человечества, они насколько архаичны, настолько и загадочны в своей неоднозначной природе. Эти сооружения сохранились так хорошо, что несложно представить себе, как именно они выглядели даже несколько тысячелетий назад. Поскольку египетские властители любили роскошь и богатство, логично было бы предположить, что их гробницы полны сокровищ. Так решили и арабы, которые в 820 году попытались разграбить пирамиду Хеопса. Согласно древним источникам, они не нашли совершенно никаких сокровищ. Пролом, оставленный ими, сохранился до наших дней. Теперь через него проходят туристы для того, чтобы осмотреть это грандиозное сооружение изнутри. За огромной дырой, расположенной на высоте 17 метров от земли, начинается очень узкий проход, ведущий в недра пирамиды.
Сами жители Египта называли комплекс из трех пирамид – Хеопса, Микерина и Хефрена – «На склоне высоты». Форма этих грандиозных сооружений берет свое начало в архитектуре Имхотепа. Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре недалеко от Мемфиса (т.н. пирамида Джосера – древнейшая каменная постройка, датируемая ок. 2650 г. до н.э.). Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив всю постройку в четырёхступенчатую пирамиду. Таким образом, зодчий выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений.
Пирамиду Хеопса в древности считали одним из семи чудес света. О том, как строились пирамиды, ученые в наши дни судят по рассказам древнего историка Геродота. Согласно его записям, возведение большой пирамиды длилось порядка 30 лет. Причем 10 лет ушло на строительство дороги, по которой доставлялся материал. В процессе возведения участвовало около 100 тыс. человек. Строительство пирамиды Хеопса началось в XXVIII в. до н.э. Состоит это сооружение из 2300000 блоков. На сегодняшний день его высота составляет 138,75 м. Когда-то эта цифра была равна 146,6 м, причем наверху лежал огромный камень – пирамидион, который, по всей видимости, упал во время одного из землетрясений. Внутри этого сооружения нет совершенно никаких надписей и рисунков. Вокруг трех самых больших пирамид расположены пирамидки поменьше. Комплекс включает в себя также знаменитого Сфинкса.
Список использованных источниковАракелян Г. Г. Новая гипотеза строительства египетских пирамид / Г. Г. Аракелян, П. П. Олейник // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 8. С. 29-30.
Бонвик Д. Великая пирамида Гизы: факты, гипотезы, открытия / Д. Бонвик // / Джеймс Бонвик ; [пер. с англ. Т. Е. Любовской]. Москва, 2016. – 86 с.
Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – Омега-Л, 2011. – 432 с.Загадка египетских пирамид снова раскрыта // Секретарское дело. – 2010. – № 11. – С. 76.
Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. – М.: Инфра-М, 2010 – 480 с.
Канин И. Д. Сакральный архетип Древнего Египта / И. Д. Канин // Москва, 2010. – 216 с.
Кинк Х. А. Как строились египетские пирамиды / Х. А. Кинк // отв. ред. Ю. Я. Перепелкин. Москва, 2010. Сер. Академия фундаментальных исследований: история (2-е изд.).
Костина, А. В. Культурология / А. В. Костина. – Спб.: КноРус, 2012. – 334 с.
Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М.: Проспект. 2012. – 288 с.
Моисеева Л. А. История цивилизации: курс лекций: учеб. пособ. – / Л. А. Моисеева. – Ростов н./ Д.: Феникс, 2012. – 528 с.
Морэ А. Во времена фараонов / А. Морэ // Москва, 2014. – 218 с.
Нестерова А. В. Памятники древнего Египта / А. В. Нестерова // Москва, 2002. – 168 с.
Соловьева К. А. Египетские пирамиды / К. А. Соловьева // В сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 140-141.
Солонин, Ю. Н. Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011 – 566 с.
Теория культуры. / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2012 – 592 с.
Теплов А. И. Пирамиды открывают тайны двух тысячелетий / А. И. Теплов // Альфред Теплов. Запорожье, 2012. – С. 12-14.
Приложение Аэ
Рисунок 1 – Прирамиды в Гизе (Гизехе)
Рисунок 2 – Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)
Рисунок 3 – Пирамида Джосера. Египет