Конспект урока для 2 класса


Конспект урока музыки во 2 классе
«Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
Цели:
Обучающая:
Формировать понятия о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Формировать навык анализа тембровых окрасок музыкальных инструментов.
Формировать навык анализа музыкальных произведений.
Формировать целостное восприятие художественных образов, созданных инструментами.
Развивающая:
Развивать умение слушать музыку: правильно определять характер музыкальных образов произведения, различать музыкальные инструменты по тембру.
Развивать интеллект младших школьников средствами музыки ( развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
Развивать навыки исполнения музыкального произведения (понимание, осмысление, выразительность).
Воспитывающая:
Воспитывать любовь к русской музыке, к произведениям русских композиторов.
Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, красоты, доброты.
Универсальные учебные действия: умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства свои и окружающих;
Умение формулировать и точно выражать характер музыки;
Умение организовывать свою деятельность при выполнении самостоятельной и групповой работы;
Умение оценивать результаты своей деятельности.
Тип урока: закрепление знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Жанр урока: тематический урок.
Дидактические принципы обучения: принцип обусловленности общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания, принцип сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей, физиологический принцип, организационный и психологический.
Методы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод анализа и сравнения, метод обобщения.
Виды деятельности: индивидуальная, групповая, общеклассная.
Форма контроля: текущий, групповой и фронтальный контроль.
Домашнее задание: предусмотрено.
Методическое сопровождение:
Музыка С.С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк», музыка М.И. Глинки увертюра из оперы «Руслан и Людмила», компьютерная игра « Угадай героя сказки по тембру инструмента», видеозапись фрагмента оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», Видеоролик на песню Г.Струве « Моя Россия», Партитура песни «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, музыкальные инструменты ударной группы симфонического оркестра (треугольники, барабаны, металлофоны),портреты С.С.Прокофьева, М.И.Глинки, конверты с заданием для работы в группах, карточки с музыкальными инструментами, карточки с музыкальными терминами, оценочные карточки.
Ход урока:
Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Начнём наш урок.
Определение темы урока. (Эмоциональное включение в урок) Актуализация знаний.
-Какую музыкальную сказку мы слушали на прошлом уроке, кто её автор? (Петя и волк С.С. Прокофьева).
-Кто озвучивал героев сказки? (Музыкальные инструменты).
- Мы продолжим изучать возможности этих инструментов и создадим свой оркестр. Поэтому тема урока: «Инструменты симфонического оркестра» .Контрольный вопрос: Из каких тембральных групп инструментов состоит симфонический оркестр?
- Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить следующие задания:
Отвечать на вопросы,
Слушать музыку,
Узнавать новое,
Выяснять значения слов,
Разгадывать загадки,
Выполнить творческое задание.
Проверка домашнего задания
- Я предлагаю вам вспомнить некоторые понятия, которые вам понадобятся сегодня на уроке. Что такое оркестр?
- Какие инструменты озвучивали героев сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева?
-Что означает слово тембр в музыке?
4. Работа в группах.
- Наша сказка имеет продолжение… Я предлагаю вам разделиться на команды и поиграть с волком в игру « Угадай героя сказки по тембру инструмента» Каждая команда выбирает цветную карточку, за которой спрятан мелодический лейтмотив героев нашей сказки. И если вы правильно назовёте героя и музыкальный инструмент, его озвучивающий, то вы вызволите уточку из волчьего брюха, и у сказки будет счастливый конец. Мы отгадали все загадки волка и можем немного отдохнуть.
5. Физкультминутка.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немного помолчим…
Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприсядаем,
И с начала всё начнём.
6. Работа в группах.
- Все музыкальные инструменты по способу игры объединены в группы.
Струнные смычковые, духовые медные, духовые деревянные и ударные.
Каждая из четырёх команд вытягивает конверт с названием одной из групп и пока звучит музыка, из предложенных в виде карточек музыкальных инструментов составляет свою группу оркестра. Каждая команда обоснует свой выбор.
- Вы сейчас образовали свой симфонический оркестр.
-Запомните, симфоническим называют оркестр, в котором представлены все четыре группы инструментов. Руководит оркестром дирижёр. Запись партий всех инструментов называют партитурой. Загляните в наш музыкальный словарь и запомните как записываются эти слова.
7. Слушание музыки.
Посмотрите видеозапись фрагмента оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и послушайте, как звучат вместе все группы оркестра, и ответте на вопрос: Какими музыкальными инструментами представлена ударная группа в оркестре? Какую роль она выполняет: мелодическую или ритмическую?
8. Анализ музыкального произведения.
Какой характер музыки, темп и динамику создали инструменты симфонического оркестра? Какими музыкальными инструментами представлена ударная группа в оркестре? Какую роль она выполняет : мелодическую или ритмическую?
9. Исполнение песни.
Песня «Наш оркестр» в сопровождении ударной группы симфонического оркестра.
-У каждого из вас есть свой музыкальный инструмент. Это ваш голос. Мы сейчас подготовим его для исполнительской деятельности:
- упражнение на дыхание и артикуляцию;
- распевки на гласные звуки, музыкальные скороговорки;
- разучивание вокальной партии с отбиванием ритмического рисунка песни «Наш оркестр» Е. Тиличеевой;
- соединим вокальные партии и партии инструментов;
- исполнение песни «Наш край».
- Иногда один или два инструмента оркестра могут солировать. Так бывает и в хоровом коллективе.
Исполнение стоя двухголосой песни «Наш край» Д.Б. Кабалевского с участием солиста. Исполнение стоя песни «Моя Россия» Г. Струве в сопровождении видеоролика.
10. Обобщение.
- А как бы вы сейчас ответили на вопросы: Из каких тембральных групп состоит симфонический оркестр? Музыка каких композиторов звучала на уроке? Как называются музыкальные произведения? Какой оркестр называют симфоническим? Кого называют дирижёром? Что такое партитура?
11. Рефлексия.
-Какие чувства вызвала у вас музыка в исполнении инструментов симфонического оркестра? Что полезного вы для себя узнали?
- На следующих уроках мы часто будем слушать музыку симфонического оркестра.
12. Домашнее задание.
- Повторите термины, слова песен. Используя различные источники информации, найдите ответ на вопрос: Существует ли в нашей области симфонический оркестр?
13. Итог.
- Мне понравилось и выразительное исполнение песен, и работа поисковых групп и ответы на вопросы. Урок окончен. До свидания.