Факультативный курс по английскому языку для 8 классов по теме:
Факультативный курс по английскому языку для 8 классов по теме: "Английский язык и основы письменного творческого общения"
Пояснительная записка
Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. Особый психологический микроклимат внеклассной работы – без отрицательных эмоций, без оценок – способствует созданию атмосферы непринуждённости и раскованности. Учитель имеет возможность системно и целенаправленно развивать, углублять и совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Внеклассная работа по иностранному языку должна быть органически связана с учебной работой, строиться на основе учёта не только возрастных особенностей, а так же знаний и навыков учащихся.
Существуют разнообразные формы внеклассной деятельности и одна из них – элективные курсы. Нами был разработан элективный курс «Развитие критического мышления на основе письменной речи», т.к. использование иностранного языка предполагает не только знание лексики, но и такие умения, как владение письменной речью, которое позволяет реально использовать знание языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т. п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. Перечисленные выше умения и навыки важны не только для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта английский язык преподается в старших классах главным образом как средство общения (General English) и как средство обучения (Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся умения письменной речи и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащимися, требованиями развития умения работать с информацией и содержанием обучения, заложенным в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного курса. Он предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к сдаче Единого Государственного Экзамена, а также для учащихся, желающих овладеть основами письменного общения на английском языке.
Данный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
• развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в письменной коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;
• развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
• развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодоления возникающих препятствий;
• развитие компесаторной компетенции;
• воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. научить учащихся анализировать тексты;
2. изучить признаки текстов;
3. сформировать умения использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.
Умение создавать собственные письменные высказывания включает следующее:
• логично строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
• учитывать ситуацию общения: куда, кому и с какой целью пишется текст;
• использовать соответствующий стиль речи и соблюдать формат письма;
• логично делить текст на абзацы и использовать средства логической связи для соединения мыслей внутри текста;
• обладать достаточным запасом лексики и уметь правильно использовать лексические единицы в пределах тем, связанных с повседневной жизнью;
• правильно использовать изученные грамматические структуры в соответствии с коммуникативной задачей;
• соблюдать правила орфографии и правильно оформлять предложение пунктуационно.
Структура программы
Курс рассчитан на 32 учебных часа и состоит из 7 тематических разделов по 1 уроку каждый, включая практические занятия (письменные работы, анализ ошибок и т.д.)
Задания предлагаются в форме открытых и закрытых текстов, разбора как готовых проблемных ситуаций с решениями (кейс-метод), так и проблемных ситуаций, требующих решения. Готовые проблемные ситуации служат опорами для самостоятельного оценивания своих работ учащимися.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля.
Содержание факультативного курса
1 цикл. Что изучает курс «Английский язык и основы письменного творческого общения»
№ занятия Содержание занятия
1 Введение. Наука о языке, разделы, 5 аспектов языка.
2 Лингвокультурология, предмет её изучения.
3 Виды письменного творческого общения (статья, рецензия, аннотация)
4 Подведение итога. Сообщения учащихся
2 цикл. Художественное описание
№ занятия Содержание занятия
1 Работа с текстами, рождественские реалии, их история.
2 Этимология слов.
3 Грамматическая поддержка. Пассивный залог.
4 Грамматическая поддержка. Пассивный залог.
5 Лексическая поддержка по теме. Мини- практикум. Квиз.
6 Художественное описание. Приёмы красочного описания: синонимы, антонимы,эпитеты. Алгоритм составления описания.
7 Презентация и обсуждение написанных работ.
3 цикл. Литературное эссе.
№ занятия Содержание занятия
1 Работа с газетными статьями. Ответы на вопросы по теме: «Проблемы окружающей среды»
2 Грамматическая поддержка. Модальные глаголы.
3 Грамматическая поддержка. Модальные глаголы и их эквиваленты.
4 Лексическая поддержка по теме. Мини- практикум. Квиз.
5 Алгоритм написания эссе. Групповая работа.
6 Стилистические приёмы: лексический повтор, параллельные конструкции.
7 Круглый стол «Переработка мусора». Обсуждение темы по материалам эссе.
4 цикл. Литературная зарисовка, как вид описания.
№ занятия Содержание занятия
1 Спорт, отдых, увлечения. Коммуникативная значимость текста. Высказывание по теме.
2 Грамматическая поддержка. Past Simple, Past Continuous.
4 Грамматическая поддержка. Past Simple, Present Perfect.
6 Лексическая поддержка по теме. Мини- практикум. Квиз. Виды спорта, выделение спортивной лексики.
7 Алгоритм написания зарисовки. Групповая работа. Критерии оценивания.
8 Конкурс зарисовок «Олимпийские игры». Оценка зарисовок.
5 цикл. Особенности написания рецензии.
№ занятия Содержание занятия
1 Театр. Работа с текстами. Компрессия текста. Правильные, неправильные утверждения, ответы на вопросы.
2 Грамматическая поддержка. Причастие I.
3 Грамматическая поддержка. Причастие II.
4 Лексическая поддержка по теме. Фронтальная и самостоятельная работа. Квиз.
5 Алгоритм написания рецензии. Работа с вариантами рецензий, их анализ. Групповая работа.
6 Итог. Презентация журнала «Мои творческие работы на английском языке».
Алгоритм составления композиции.
• Разберитесь в чем цель вашего письма;
• Представьте воображаемую ситуацию (например: Вы – репортер, хотите написать о пожаре, который произошел ночью);• Представьте воображаемого читателя, т.е. к кому обращена данная композиция (например управляющий компании, в которой вы работаете попросил вас написать о…). Это поможет решить вам в каком стиле писать свою композицию (деловое или неофициальное);
• Решите, какой вид письма вы будете излагать (письмо, статья, сводка новостей и т.д.);
• Продумайте, какие элементы вы будете включать в свою композицию (описание места, комментарии о преимуществах и недостатках, выражение своего мнения);
• Составьте план своей композиции. Ваши идеи должны быть организованы в абзацы.
Расположение большинства типов письма состоит из трех частей: вступление, главная часть и заключение.Вступление. Цель абзаца – дать понять читателю основную идею композиции. Содержание данного абзаца должно привлекать читателя и заставить его продолжить чтение данной композиции.
Главная часть обычно состоит из двух или более абзацев. Его цель раскрыть и развить тему композиции. Количество абзацев и то, как Вы их разделяете, зависит от вида письменной речи.
Заключение. Короткий абзац, в котором Вы можете обобщить основную мысль Вашей композиции, вновь заявить о своем мнении в других выражениях, подвести итог, выразить свои чувства.
Алгоритм написания личного письма.
Адрес пишущего указывается в правом верхнем углу.
2. Под адресом дата. Например: Saturday, March 1st, 1999, или менее официально: 9 September 1999, 09/09/1999.
3. Письмо начинается с обращения. Например: Dear Sally? Dear Aunt Jane, Dear Mr Brown, My darling. После обращения ставится запятая.
4. В начале письма автор обычноа) благодарит адресата за ранее полученную корреспонденцию, например: Thanks for…, Many thanks for…, How nice of you to…, I was glad to get your letter…б) извиняется, что не писал раньше, например: I must apologise for not writing… I really should have written sooner…
5. Основная часть письма. В ней должны быть раскрыты все аспекты, указанные в задании.
6. В конце письма автор обычно упоминает о дальнейших контактах. Например: I’ll write again soon, Looking forward to seeing you. Hope to hear from you soon.
7. Завершающая фраза письма зависит от близости автора и адресата, после нее всегда ставится запятая. Ниже приводятся пять возможных вариантов от наименее формального (1) к более формальному(5)1) I love you so much,2) Lots of love., Much love,3) Love,4) Best wishes, All the best,5) Yours,
8. Подпись автора. Личные письма подписываются без указания фамилии: Sally, David.
Алгоритм написанию официального письма.
Адрес пишущего указывается в верхнем правом углу, включая почтовый ход.
2. Под адресом после пропуска строки указывается дата. Порядок написания даты в британском варианте - дата/месяц/год, в американском варианте – месяц/дата/год. Чтобы избежать непонимания, лучше писать месяц не цифрой, а словами. Ср: британский вариант:12/02/1999. Американский вариант: 02/12/1999
3. Имя и адрес человека, которому адресовано письмо.
4. После пропуска строки - обращение, которое обычно начинается словом Dear. Например: Dear Sir, Dear Madam, Dear Sir/Madam, Dear Mr White
5. Вводная часть. Например, ссылка на объявление в газете: With reference to your advertisement in … for…
6. Объяснение цели написания письма. Если это письмо с просьбой принятия на работу, следует указать, каким опытом и знаниями обладает пишущий. Можно использовать следующие формулы: I wish to gain experience of.., Having already worked as… for (time) I wish to extend my experience/feel I could be useful to you..., I feel that my qualifications match your requirements…
7. Приводятся дополнительные детали, которые могут заинтересовать работодателя, но эта часть не должна быть слишком длинной.
8. Фраза о желательности дальнейших контактов. Например: I look forwards to hearing from you. I should be glad to attend an interview/ I could come foe an interview at any time which would suit you.
9. Завершающая фраза. Your faithfully - если обращение Dear Sir/Madam. Your sincerely – ли обращение Dear Mr Brown/Dear Mrs Jones10. Подпись должна быть читаема и ее рекомендуется расшифровывать печатными буквами.
Алгоритм по написанию эссе (выражение мнения).
Эссе, выражающее мнение, является видом дискуссионного эссе и представляет личное мнение пишушего по определенной теме. Мнение должно быть четко выражено и подкреплено примерами. Также необходимо представить противоположную точку зрения в отдельном абзаце.
Данный вид эссе состоит из:
• вступления, в котором обозначивается тема и выражается мнение по данной теме.
• основной части, состоящей из двух или более абзацев (каждый представляет отдельную точку зрения с примерами, подтверждениями) и абзаца с противоположным мнением.• заключения, в котором вновь заявляется мнение.
В данном виде эссе используются в основном настоящие времена и фразы, выражающие мнение. Также используются фразы, перечисляющие факты.
Алгоритм по написанию обзоров (книг, фильмов и т.д.).
Обзоры – это короткое описание книг, фильмов, пьес и т.д. Они пишутся с целью проинформировать читателя/зрителя и дать им рекомендации.
Обзоры состоят из:
• вступления, в котором дается общая информация (названия, автор/режиссер, тип произведения, место действия);
• основной части, состоящей из двух или более абзацев. Первый дает информацию о сюжете произведения. События представлены в хронологическом порядке. Другой представляет детальное описание событий, главных героев;
• заключения, в котором даются рекомендации.
При написании обзоров используются в основном настоящие времена и разнообразные прилагательные.
Памятка по написанию обзоров новостей.
Обзоры новостей – короткие описания текущих событий, вызывающих интерес публики (катастрофы, политические и спортивные события и т.д.). Они пишутся официальным стилем от третьего лица и содержат объективную информацию, факты. Обзоры новостей встречаются в газетах, журналах. Используются обычно прошедшие времена, страдательный залог.
Обзоры новостей состоят из:
• Заголовка. Заголовок пишется в манере, привлекающей внимание читателя;
• Вступления, которое дает общую информацию о времени, месте и людях, принимавших участие в событиях;
• Основной части, состоящей из двух или более абзацев. В основной части событие описывается в деталях;
• Заключения, которое включает в себя комментария людей по поводу события, предпринятые действия или дальнейшее развитие событий.
Linking devices.
To state personal opinion: In my opinion,/ In my view,/ To my mind,/ I believe that,/ I feel strongly that,/ It seems to me that,/ I think that.To list advantages and disadvantages: One/another/a further/the main/the first/the greatest advantages/disadvantages ofTo list points: Firstly/in the first place/first of all/to start with/secondly/thirdly/finallyTo add more points on the topic: What is more, furthermore, also, apart from this/that, in addition to, moreover, besides, too, not to mention the fact thatTo refer to other sources: According to, with reference toTo express cause: Because of, owing to, due to, for this reasonTo express effect: Therefore, thus, as a result, consequently, so, as a consequenceTo give examples for example, for instanceTo show contrast: Yet, however, but, although, even though, in spite of the fact thatTo introduce the other side of the argument Opponents of this view say, how ever there are people/those who oppose… claim that
Литература.
1. Стилистика русского языка (для 10-11 классов школ с углубленным изучением русского языка).2. И.Р. Гальперин «Стилистика английского языка», Москва, 19713. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Общее (порлное) среднее образование. И.Л.Бим, М.З. Биболетова, Астрель, 2004г.4. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2000.5. Virginia Evance. Successful writing/ Intermediate. Express Publishing, 2000.6. Virginia Evance, Jenny Dooly. Mission:FSE, Express Publishing,20087. Virginia Evance, Jenny Dooly. Enterprise 4. Intermediate, Express Publishing, 2008г.8. Единый государственный экзамен. Английский язык. Учебно-методическое пособие по курсам подготовки экзаменаторов. Москва: Издательство «Уникум-центр», 2003.
9.Ресурсы сети Интернет.
10.Hartley B., Viney P. “Streamline English. Connections” Oxford University Press, 1979.
11. Hartley B., Viney P. “Streamline English. Destinations” Oxford University Press, 1989.
12. Эккерсли С.Е., Маколей М. «Живая грамматика». - М.: Международные отношения, 1992г.