Рабочая программа внеурочной деятельности Край в котором я живу
.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Край, в котором я живу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа факультативного курса “Край, в котором я живу” разработана в соответствии с требованиями развивающей программы , главной задачей которой является представить воспитанникам целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Программа рассчитана на 1 год
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы воспитанники стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель и задачи курса.
Цель – расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания воспитанников о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Прогнозируемые результаты.
Знания и умения участников кружка в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе воспитанников;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Основные принципы содержания программы:
принцип доступности (отбор материала доступного для возрастного восприятия);
принцип наглядности (обеспечение иллюстративности, возможности визуального восприятия преподаваемого материала);
принцип личностной ориентации (расширение личной заинтересованности в рассматриваемом материале);
принцип системности и целостности (сохранение единой цели и связности в отдельных блоках программы);
принцип экологического гуманизма (воспитание и укрепление бережного отношения к окружающей среде);
принцип краеведческий (воспитание любви к истории родного края);
принцип практической направленности (возможность использования полученных знаний в изучении истории семьи, села, района, области при составлении отчетной итоговой работы).
Учебно-тематический план.
№
Перечень тем
Количество часов
всего
теория
практ
1
Введение
1
2
Моя семья
17
15
2
3
Моя школа
7
6
1
4
Моё село
16
9
7
5
Мой район. Достопримечательности района
31
19
12
Итого часов:
72
50
22
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Всего
Теория
Практика
Теория
Практика
Форма
занятия
Используемые приёмы и методы, дидактическое и техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.Введение
1
1
Зачем изучать историю своей семьи, школы, села. Как увидеть мир вокруг нас, найти своё место в мире
Рисунки на тему «Моя семья»
Организационное занятие
Рассказ педагога
Ответы на вопросы педагога
2. Моя семья 17 (15/2)
1-2. Что такое семья?
2
1
1
Понятие семьи. Как мы представляем семью.
Организация выставки фотографий на тему «Моя семья»
Беседа
Беседа
Просмотр представленных фотографий
3-4. Кто я? Где живу?
2
1
1
Рассказ каждого о себе. Своё мнение об окружающей природе и людях села.
Рисунок «Мой дом»
Дискуссия
рассказ, беседа, рисунок
Экскурсия по селу
5 «Дорожите именем своим»
1
1
Что обозначают наши имена? Тайна имён. Почему нам доли такое имя?
Поиск значения своего имени
беседа
рассказ, наблюдение, игра.
Пополнение знаний с помощью сети Интернет
Получение значения своего имени
6. Моя фамилия
1
1
Как появились на Руси фамилии. История моей семьи, моей фамилии.
Фотографии моей семьи
беседа
Лекция, исследования собственных фамилий с помощью сети Интернет
Получение значения своей фамилии
7. Лента времени моей жизни
1
1
Рассказ о взрослении и интересных историях раннего детства.
Рисунки « Когда я был маленький»
беседа
Рассказ, беседа, рисунки.
Выставка рисунков
8. Мой папа. Моё отчество.
1
1
Рассказ о моём папе, детство, учеба, любимое занятие.
Фотографии, рисунки
беседа
Рисунки, рассказ.
Просмотр представленных фотографий
9. Моя мама
1
1
Рассказ о моей маме : детство,
учеба, любимое занятие.
Фотографии, рисунки.
беседа
Рассказ, рисунки
Просмотр представленных фотографий
10-11. Я - сын, я – дочь. Каков я?
2
1
1
Рассказ о различных профессиях, интересующих детей.
Подготовка и показ детской презентации о профессиях
Круглый стол, обмен мнениями
Рассказ, рисунки, иллюстрации журнальные и компьютерные.
показ детской презентации о профессиях
12-13. Профессии моих родителей
2
1
1
Встреча с родителями и их рассказы о производстве, на котором они работают
Просмотр фотографий и рисунков детей.
Экскурсия
Экскурсии на почту, магазин, медпункт, детский сад.
Ответы на вопросы педагога
14-15. Моя бабушка, мой дедушка.
2
1
1
Рассказ о бабушках и дедушках, их молодости и зрелости и их любви к внукам.
Встреча с дедушками и бабушками на чаепитии, просмотр фотографий.
Беседа
Беседа за круглым столом.
Ответы на вопросы педагога
16. Моя родословная
1
1
Знакомство с понятием «Родословная»
Оформление альбомов о своей семье
Практическое
занятие
Самостоятельное составление альбома
Конкурс альбомов
17. Итоговое занятие по теме
1
1
Конкурс рисунков по теме « Моя семья» -
Мини-выставка детских рисунков
3. Тема: «Моя школа» 7(6/1)
1.Что такое школа? Вводное занятие.
1
1
Значение школы в жизни человека. Как раньше учились в школе, чему учат в школе.
Осмотр кабинетов
Экскурсия
рассказ, беседа.
Ответы на вопросы педагога
2. Моя школа.
1
1
Рассказ об истории создания школы в селе Лыченцы.
Знакомство с историческим материалом о школе
Рассказ, Экскурсия
Рассказ, просмотр фотографий.
Ответы на вопросы педагога
3. Дом, в котором я учусь.
1
1
Нашей школе 40 лет! Рассказ о строительстве школы, о её директоре.
Экскурсия по школе, школьному двору и прилегающей территории
Рассказ, Экскурсия
Рассказ, Беседа со старыми учителями, просмотр фотографий.
Ответы на вопросы педагога
4-5.. Традиции школы. Законы и заповеди.
2
1
1
Рассказ об учениках прошлых лет, традициях, законах и заповедях.
Встреча с учениками прошлых лет, просмотр архивных материалов, видеофильмов.
Рассказ, Экскурсия
Беседа, рассказы, круглый стол. Просмотр фотографий и видеофильма.
Мини-выставка рисунков детей
6. Я – ученик моей школы.
1
1
Рассказ о правилах поведения в классе. Отношения с ребятами в классе.
Ролевая игра.
Ролевая игра.
Беседа, ролевая игра.
Ответы на вопросы педагога
7. Конкурс рисунков «Моя школа»
1
1
-
Оформление выставки
Практическое занятие
Выполнение рисунков
Проведение выставки
4. Тема: «Моё село » 16 (9/7).
1.Вводное занятие
1
1
Рассказ о современном селе, об объектах на территории села: школа, детский сад, пилорама, магазин и др.
Экскурсия по селу.
Экскурсия по селу.
Рассказ, беседа, экскурсия.
Рассказ ребят об истории села
2-4. История моего села.
3
1
2
Исторические сведения о первых хозяевах земель, род занятий, как обустраивалось село.
Изучение архивных материалов о селе и его жителях
Экскурсия по селу с целью изучения деревянного зодчества и беседы с хозяевами домов .
Рассказ, беседа, изучение архивного материала по истории села, фотографии домов.
Рассказ ребят об истории села
5.Фотовикторина «Где эта улица, где этот дом?»
1
1
6. Профессии людей в селе
1
1
Встреча с представителями различных профессий: рассказ о профессиях и призвании.
Рисунки
рассказ, беседа,
Круглый стол, рассказ, беседа, чаепитие.
Обмен полученными знаниями
7. Мой любимый уголок села
1
1
Рассказы ребят о любимых местах прогулок и игр.
Прогулка по любимым местам на селе и в лесу.
Прогулка по любимым местам на селе и в лесу.
Рассказы, прогулка по лесу
Обмен полученными знаниями
8. В гости к старожилам.
1
1
Встреча с представителями старшего поколения, рассказы о событиях давно минувших лет.
Фотографии со старожилами
Экскурсия.
Рассказы, вопросы, рассматривание старинной домашней утвари, рецепты готовки в русской печке.
Обмен полученными знаниями
9-10. Памятные места моего села.
2
1
1
Рассказ о памятниках на территории села, история строительства и восстановления церкви.
Осмотр памятных мест, осмотр храма.
Экскурсия
Рассказ, ответы на вопросы, экскурсия.
Ответы на вопросы педагога
11. Мои известные земляки
1
1
.Рассказ об учениках школы, достигших известности, людях, руководивших колхозом «Трудовик».
Встреча с бывшим директором школы, генерал- майором, председателем колхоза «Трудовик».
рассказ, беседа,
Рассказ, беседа, просмотр фотографий.
Ответы на вопросы педагога
12. Посещение сельской библиотеки.
1
1
Рассказ заведующей библиотеки о книжном фонде.
Посещение сельской библиотеки.
Экскурсия
Рассказ, просмотр книг
Рассказ о любимых книгах
13. Конкурс рисунков и фотографий «Моё село родное»
1
1
Организация конкурса, рассказы участников о своих работах
Оформление работ
рассказ, беседа,
Рассказ, рассматривание фотографий, рисунков
Проведение конкурса рисунков и фотографий «Моё село родное»
14-15. Ветераны войны в моем селе.
2
1
1
Рассказ о земляках, погибших на полях сражений. Посещение ветерана войны
Посещение памятников павшим, возложение цветов.
рассказ, беседа,
Мини-доклады кружковцев. Экскурсия.
Представление мини-докладов кружковцев.
16. Конкурс знатоков «Знай и люби свою Малую Родину»
1
1
-
Подбор материала для викторины.
Викторина.
Проведение викторины
Подведение итогов викторины
5. Тема: «Мой район. Легенды и сказания, заповедные места, исторические особенности нашего края» 31 (19/12).
1-2. Переславский район. Вводное занятие
2
1
1
Географическое положение Переславского района. Экономическое положение района. Предприятия на территории района
Работа с картой Переславского района.
рассказ, беседа, работа с картой
Рассказ, беседа, просмотр фото и видео материалов о районе.
Ответы на вопросы педагога
3. История создания района.
1
1
Рассказ об юбилее образования Переславского района Ярославской области.
Рисунок герба Переславского района, викторина «Найди фотографии родного города»
Лекция
Рассказ, беседа. Викторина, рисунки.
Ответы на вопросы педагога
4-5. Заповедные места: озеро Плещеево
2
1
1
Рассказ о природных особенностях озера, исторические события, связанные с озером
Посещение музея « Ботик Петра Первого»
Экскурсия
Рассказ, просмотр видеоматериалов.
Ответы на вопросы педагога
6-7. Легенды: Синий камень
2
2
Рассказы о Синем камне. Чтение книги А. Бараева «Лунный камень»
Просмотр видеоматериалов
рассказ, беседа,
Рассказ педагога Чтение сказки.
Конкурс рисунков по легенде о Синем камне
8-9. Музеи района и города.
2
1
1
Рассказ о музеях: краеведческом, Усадьба Смоленское, музей чайников, музей паровозов.
Посещение Краеведческого музея
Просмотр видеоматериалов с помощью сети Интернет
Рассказ педагога с использованием туристического путеводителя, экскурсия.
Обмен полученными впечатлениями
10. Этот таинственный край берендеев.
1
1
Это путешествие в прошлое, рассказ о Берендеевом царстве - древнейшей земле Ярославля.
Чтение легенд
рассказ, беседа,
Работа с компьютером – подбор материала для иллюстраций рассказа.
Конкурс рисунков
11-12. Легенды, предания, сказы в краю берендеев
2
2
Чтение литературного материала по теме
Просмотр компьютерных материалов, иллюстрирующих древние сказания
рассказ, беседа,
Чтение, рассказы, рисунки к сказкам и преданиям
Рисунки детей
13-15. Царь Берендей и Берендеево царство в творчестве русских литераторов и художников.
3
2
1
Рассказ о драматурге А.Н. Островском , художнике В.М.Васнецове, поэте В.А. Жуковском
Просмотр к\ф «Снегурочка», просмотр картин В.М.Васнецова
рассказ, беседа,
«Большая энциклопедия начальной школы». Компьютерные материалы.
Сочинения детей
16-17. Писатель М.М. Пришвин о природе Переславского края.
2
1
1
Рассказ о писателе М.М. Пришвине и чтение его рассказов.
Чтение отрывков из произведения «Кладовая солнца»
рассказ, беседа,
Рассказ, беседа, иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина.
Рисунки детей
18-19. Растения родного края. Экскурсия в природу.
2
1
1
Наблюдения в живой природе за растениями родного края. Знакомство с местной флорой.
Особенности растений
Зарисовки растений
Экскурсия в природу
Рассказ педагога, демонстрация растений, блокноты для зарисовок, карандаши.
Составление гербария
20-21. Зеленый мир вокруг нас. Викторина.
2
1
1
Значение растений, растения из Красной книги
игры: «Узнай растение по силуэту», «Кто назовёт больше растений?» и др.
Викторина
Конкурс знатоков
Беседа, иллюстрации с редкими видами растений, игры, раздаточный материал для игр
Подведение итогов викторины
22. Посещение Краеведческого музея, отдела природы
1
1
Занятие-экскурсия
23-24. Обитатели вод, рыбы, обитающие в реках и озёрах Переславского края
2
1
1
Рассказ об обитателях рек и озёр нашего района
игра-викторина « Что за рыбку мы поймали?»
рассказ, беседа,
Беседа, рассказ, викторина. Иллюстрации различных пород рыб и других обитателей вод.
Подведение итогов викторины
25-26. Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края.
2
1
1
Рассказ о птицах нашего края и других обитателях воздушного пространства.
Игра –викторина о птицах нашего края.
Конкурс знатоков
Познавательная информация педагога, мини-рассказы детей о необычных повадках птиц
Подведение итогов викторины
27-28. Наблюдения за птицами, охрана птиц.
2
1
1
Интересные факты из жизни птиц, что мы должны сделать для охраны птиц, наша помощь
Творческий конкурс сочинений: «Если бы птицы исчезли».
Изготовление кормушек, поилок, скворечников.
Рассказы детей, фотовыставка, конкурс-игра,
Подведение итогов конкурса сочинений
29-30. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего района
2
1
1
Рассказ о животных нашего края, о среде их обитания. Вред, наносимый житному миру загрязнением лесов
Конкурс рисунка
рассказ, беседа,
Рассказ, просмотр видеофрагмента, бумага, карандаши.
Мини-конкурс детских рисунков
31. Заключительное занятие по теме «Мой район. Природа родного края»
1
1
Что мы узнали о себе, о своем селе, о своём крае? Мы, конечно, любим свою малую родину и хотим знать о ней больше
Кроссворд: «Мой любимый край»
рассказ, беседа,
Рассказ – познавательная информация педагога, игра.
Выставка поделок, рисунков, фотографий
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются педагогом и затем воспроизводятся воспитанниками. Им соответствуют такие приемы, как рассказ педагога, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности воспитанников также является поисково-исследовательский. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники кружка постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями воспитанников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ педагога, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность воспитанников.
3 блок МОЁ СЕЛО
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций;
Основные методы организации воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края;
Основные методы организации воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ педагога, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности воспитанников становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Требования к уровню подготовки детей.
По окончанию работы по данному курсу дети должны:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе воспитанников;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;
уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Список литературы.
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987,
Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990.
Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «БольшаяРоссийская энциклопедия», 1994.
Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5,
Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
Методические указания для руководителей краеведческих кружков. М., Просвещение, 1988.
Гришина Я.З., Рязанова Л.А. Воспоминание о Михаиле Пришвине, сборник. М., Советский писатель, 1991.
Переславский муниципальный район, туристический путеводитель. ДиММ, 2011.
Бараев А.В. Лунный камень. Национальный парк «Плещеево озеро». Г. Переславль-Залесский, 2006.
Финошина А.П. загадочна и таинственна страна берендеев. М., Наука, 2010.
15