Рабочая программа по внеурочной деятельности Я живу в России


Пояснительная записка
Рабочая программа «Я живу в России»» для 3 класса разработана на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Цель курса: способствовать формированию гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я живу в России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени. В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России. Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
Содержание курса
Курс рассчитан на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Раздел I. Я живу в России (8 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (11 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Виды деятельности:
игровая
теоретическая
практическая
Планируемые результаты
Планируемые личностные результаты обучающихся по данной программе:
- обогащение внутреннего мира ребенка.
- умение сопереживать.
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
-определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировать тексты.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- слушать и понимать речь других.
-выразительно читать и пересказывать текст.
-работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Календарно - тематическое планирование
№ темы п/п Тема/ раздел курса Кол-во часов Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) Дата
По плану По факту
Я живу в России (8 часов)
1 От Москвы и до окраин 1 Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)» 2 Москва – столица России 1 Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины.
Москва в литературе и живописи 3-4 Россия - многонациональное государство. Народы России 2 Исследовательская работа на тему «Творчество народов России»
(национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России 5-6 Общее и особенное народов России.
О расах, языках и религиях 2 Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» 7 Праздники России 1 Традиции нашего класса 8 Гражданин России 1 Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края» Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
9 Самое необычное на Земле 1 Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?» 10 Как настоящее связано с прошлым 1 Беседа «Уроки прошлого» 11-12 Наука о происхождении и становлении человека 2 Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ
«Как появился человек?» 13-15 Религиозно- мифологические представления о мире и человеке 3 Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» 16-17 Библейские представления о происхождении мира и человека. 2 Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» Как далекая Россия становится близкой (6 часов)
18 Как воскресить прошлое. Археология 1 Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» 19 Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика 1 Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» 20-21 Имена и фамилии 2 Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» 22 Письменность 1 Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» 23 Время и пространство в истории 1 Работа с лентой времени. Экскурсия в музей Россия и мир (11 часов)
24 Мы все разные 1 Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» 25 Чудеса света 1 Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» 26- 28 Сохранить прекрасное, вечное 3 География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) 29-30 Общечеловеческие проблемы.
Сохранить мир 2 Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле» 31-32 Общечеловеческие проблемы.
Здоровье людей и природа 2 Природа родного края. Экологический маршрут 33 Международное сотрудничество 1 Что угрожает Земле? Сохранить Землю 34 Россия – моя Родина 1 Экскурсия : «История родного края. История моей улицы.
Фестиваль искусств «Моя Россия» Перечень учебно-методического обеспечения

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор