Разработка урока физики 7 класс Плотность вещества
Разработка урока физики в 7 классе. Выполнила учитель физики МОУ "Вёскинская СОШ" Лозгачёва Марина Фёдоровна.
Тема урока: "Плотность вещества"
Цель урока: ввести понятие новой величины “плотность”, познакомить учащихся с единицами измерения плотности, научить вычислять плотность вещества, массу и объем тела по известной плотности, учить выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи; усиление мотивации к изучению физики.
Задачи:
Общеобразовательные - сформировать понятие «Плотность», повторение и закрепление полученных знаний, заложить основы для дальнейшего изучения физики, учить решать задачи по физике.
Развивающие - развивать мыслительную деятельность учащихся, логическое мышление с помощью проблемных вопросов, вовлечения учащихся в практическую деятельность, учить сравнивать, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные - развивать познавательный интерес, усилить познавательной мотивацию, развивать самостоятельность, самооценку, самоконтроль, умение самостоятельно добывать знания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы к уроку:
ПК, мультимедийный проектор, экран.
Компьютерная презентация “Плотность вещества”
Набор приборов одинакового объёма, но разной массы.
Набор грузов.
Лабораторные весы.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды УУД
Организационный момент. Самоопределение к деятельности Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Включает детей в учебную деятельность Включаются в учебную деятельность Личностные: смыслообразованиеПроверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний Обьясняет задание учащимся,
знакомит с критериями оценки
"3" - 4 задания
"4"- 5 заданий
"5"- 6 заданий Выполняют тест. (Слайд №2-7)
№1.Изменение скорости тела при движении происходит:
1. Пока действует на него другое тело;
2. Без действия на него другого тела;
3. После действия на него другого тела.
№2. В каком случае тележка придет в движение, если пережечь нитку?
1. в положении на рис. 1 и 2;
2. в положении на рис. 1 и 3;
3. в положении на рис. 2 и 3.
№3. При выстреле из ружья скорость пули 600 м/с, а его скорость при отдаче 2м/c. У какого тела масса больше и во сколько раз?
1. масса винтовки больше массы пули в 900 раз;
2. масса пули меньше массы винтовки в 300 раз;
3. масса винтовки больше массы пули в 40 раз.
№4. Основной единицей массы в Международной системе является:
1.центнер;
2. грамм;
3. килограмм;
4. тонна.
№5. Сколько килограммов содержится в 140 г?
1. 1,4 кг; 3. 14кг;
2. 0,14 кг; 4. 0,014 кг.
36. Переведите в СИ 0,2 л
1. 0,0002 м3 2. 0,002 м3 3. 0,02 м3 4. 2 м3
Выполняют самопроверку (слайд 8 )Ответы: 3, 3, 2, 3, 2, 1. Постановка учебной проблемыСтавит проблему, знакомит с приборами , стоящими на партах.
- У вас на парте лежат два цилиндра одинакового объёма. Измерьте массу каждого цилиндра. Что получилось? Как вы думаете, почему масса разная?
Что сегодня мы с вами будем изучать на уроке? Какова цель нашего урока? Слушают учителя, работают с приборами. Измеряют массу тел взвешиванием, отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
(Изготовлены из разных веществ).
Формулируют тему и цель урока. (Слайд 9 )Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи.
Личностные УУД:
– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
Получение новых знаний.
Поиск решения учебной проблемыКаждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу. Из жизни и предыдущих измерений вы знаете, что масса тела зависит не только от размеров. От каких характеристик, кроме объема, на ваш взгляд, зависит масса тела?
Правильно. Физики ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объема вещества, и назвали ее плотностью. Как вы думаете, какие величины нужно знать, чтобы определить плотность тела?
Что показывает плотность тела? Как её определить?
Для выражения плотности можно использовать как основную единицу — килограмм на кубический метр (), так и дольные: грамм на кубический сантиметр (). миллиграмм на кубический сантиметр ().
Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы. Рассмотрим таблицы плотностей в учебнике и ответим на вопросы:
Чему равна плотность мрамора? Стали?
Что показывает это число?
Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?
Каковы плотности воды? Воздуха?
Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?
Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3. Плотность крови человека 1050 кг/м3. Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3.
Сделайте вывод.
Как можно определить массу и объём тела? Слушают учителя, отвечают на вопросы.
(Масса тела так же зависит от рода вещества, из которого данное тело состоит.)
(Массу и объём)
Работают с учебником, отвечают на вопрос учителя.
(слайд 10)
(Плотность показывает, какую массу имеет единица объема данного вещества. Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.)
Работают с таблицами плотностей по учебнику и устно отвечают на поставленные вопросы.
(Да, зная массу и объём своего тела.)
Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы, большей массе соответствует большая плотность.
(Слайд 9-14 )(Выводят формулы для определения массы и объёма тела) Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска информации, выявление зависимости между величинами с помощью самостоятельного исследования; структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия.
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре доверие к собеседнику.
Применение новых знангий. Формулирует задания для учащихся, оказывает помощь в решении задач слабоуспевающим учащимся.
А сейчас я попрошу вас занять места за компьютерами и предлагаю выполнить задания на перевод единиц измерения плотности, а так же на расчет плотности тел. Слушают задания учителя, обсуждают решение задачи, записывают решение в тетради.
№1. "Мамина задача"
"Юные физики!
Я решила испечь вам пирог.
С помощью мерной кружки я делала измерения.
Вот что я взяла для теста:
100 граммов молока, плотностью 1028кгм3.
0,5 кг муки, объёмом 0,0005 м3.
50 г мёда, плотностью 1345кгм3.
0,1 кг растительного масла, плотностью 950кгм3.
Всё я хорошо перемешала.
Ребята! Используя свои знания, определите плотность получившегося теста"
№2. (самостоятельное решение с последующей проверкой). Работа в парах.
Вычисление плотности куска мыла.
Взять новый кусок мыла.
- Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах)
-С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)
- Вычислить объем куска мыла (в см3)
- По формуле вычислить плотность куска мыла:
-Сделать вывод.
Рефлексия. Итог урока. Рефлексия. Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
Что особенно понравилось на уроке?
Выставление оценок (с учетом работы в парах, индивидуальной работы, коллективной работы, самостоятельной работы)
Отметить лучших
Оценивает работу учеников.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют самооценку, называют выявленные пробелы, говорят о том, что понравилось на уроке, что вызвало затруднение. Домашнее задание Всем: § 22.
По желанию:
Плотность воздуха в комнате примерно 1, 3кгм3. Найдите объем комнаты по формуле: длина*ширина*высота. Сколько килограмм воздуха находится в вашей комнате?