Повторно-обобщающий урок Эпоха камня на территории Казахстана


Тема урока: «Эпоха камня на территории Казахстана»
(повторно-обобщающий).
Цели урока:
проверить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков;
формировать навыки исторического мышления, развивать умение пересказывать текст, знать значение новых терминов, запомнить хронологическую последовательность исторических событий, оценивать значение усовершенствования орудий труда, понимать условия, влиявшие на эволюцию человечества;
воспитывать уважение и заинтересованность к историческому прошлому, увлечение предметом.
Тип урока: повторно-обобщающий.
Методы и приемы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный и индивидуальный опрос, практический элемент, групповая работа.
Ресурсы: карточки с датами, историческими терминами и вопросами для фронтального опроса, иллюстрации с орудиями труда, изображения древних людей, пластилин, альбомы, ватман, маркеры, мел, доска.План урока:
Организационный момент.
Опрос д/з.
- фронтальный опрос;
- карточки с датами;
- карточки с терминами;
- работа с альбомами.
3. Практическая часть: работа с пластилином.
4. Работа с иллюстрациями о древних людях на Земле.
5. Групповая работа.
6. Выводы. Оценки. Релаксация.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Ритмическая часть. Цели урока. Разделение учащихся на 3 группы.
Опрос пройденного материала.
Фронтальный опрос:
1 группа:
Первые орудия труда древний человек начал изготовлять из… (из камня) и поэтому данный период называется (каменным веком или эпохой камня).
На сколько этапов делится каменный век (четыре). Как они называются? (древнекаменный, среднекаменный, новокаменный, медно--каменный).
Энеолит является переходным периодом между эпохой камня и эпохой бронзы (оговаривается в момент ответа).
Древнекаменный век в исторической терминологии по—другому называется…(палеолит), среднекаменный…(мезолит), новокаменный…(неолит), медно-каменный…(энеолит).
Первое жилище древних людей…(пещера).
Как назывались первые занятия людей? (охота и собирательство).
2 группа:
На каких животных охотились первые люди в эпоху раннего палеолита? (пещерные медведи, мамонты, бизоны, маралы, лоси, дикие лошади, горные козлы, джейраны).
Резкое похолодание на Земле наступило около…(100 тысяч лет назад).
Когда наступило таяние ледника? (около 13 тысяч лет назад).
Какие материалы использовали первые люди помимо камня? (кости и сухожилия животных, дерево).
Когда древние люди стали использовать лук и стрелы?
3 группа:
Когда начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривание некоторых растений? (конец мезолита).
Какое животное первым было приручено человеком? (собака).
Как по-другому называют неолит? («эпохой глиняных горшков»).
Из каких видов камня изготовляли оруди труда? (кремний, кварцит, яшма, нефрит).
К каким видам занятий привели охота и собирательство древних людей? (скотоводство и земледелие).
Карточки:
1 группа:
2млн.600тыс. – 12 тыс.лет до н.э. - …
12-5 тыс.лет до н.э. - …
5-3 тыс.лет до н.э. - …
Около 100 тыс.лет до н.э. - …
Около 13 тыс.лет до н.э. - …
2 группа:
Палеолит -…
Мезолит - …
Неолит - …
Тотемизм - …
Синантроп - ...
3 группа:
Чоппер -…
Болласы -…
Бумеранг - …
Питекантроп - …
Тенгрианство - …
Работа с альбомами:
- учащимся было дано задание нарисовать на тему: «Жизнь первобытных людей» и лучшие работы были показаны на уроке с объяснением учащихся, что они нарисовали.
3. Практическая часть урока: учащиеся должны из пластилина изготовить модели орудий труда древних людей и объяснить их значение, назвать период появления того или иного орудия. Пока учащиеся разминают пластилин и изготавливают изделия, идет обсуждение роли труда в жизни первобытных людей, они вспоминают, какие виды орудий труда были в эпоху камня, почему появилась необходимость этих орудий труда в данный период.


4. Эволюция человека:
- на доске прикрепляются иллюстрации первых людей на Земле;
- между иллюстрациями будут отсутствовать три рисунка;
- учениккам необходимо восстановить хронологическую последовательность появления первых людей;
- учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Когда жил и где найдены останки австралопитека?
2. Когда жили питекантропы и синантропы? Где найдены их останки?
3. Почему так названы неандерталец и кроманьонец? Когда они жили?
4. Кто из перечисленных выше древних людей впервые появился на территории Казахстана?
5. Ваши прогнозы на будущее человечества? Есть ли признаки того, что «человек разумный» может исчезнуть на Земле? (экология, войны, неизлечимые болезни, т.д.).
Австралопитеки Питекантропы Синатропы
Неандертальцы Кроманьонцы Современный человек 21 век
5. Работа в группах продолжается:
Даётся задание: на листе ватмана дать краткую характеристику историческим периодам эпохи камня:
1 группа: палеолит
2 группа: мезолит
3 группа: неолит.
Защита постеров у доски.
6.Выводы: учащиеся должны показать, насколько сформированы навыки исторического мышления, ответив на главный вопрос:
«Как происходил процесс эволюции человечества?»
Подведение итогов урока и оценки.
Домашнее задание.
(Можно сделать соревнование между командами и давать баллы за правильный ответ и в конце урока объявить, кто набрал больше всего баллов, можно поделить класс без соревновательного элемента: тема была повторена в групповой деятельности - на усмотрение учителя).
Иллюстрации для оформления: