Урок музыки на тему музыкальные традиции китайского народа


Конспект урока музыки 4 класс
Тема: Музыкальные традиции китайского народа
Цель: обеспечение усвоений знаний по теме «Музыкальные традиции китайского народа»
Задачи:
1.Систематизировать знания учащихся, сформировать представление о музыкальных традициях китайского народа
2.Развивать речь учащихся, умение анализировать музыкальные произведения
3.Воспитывать патриотический интернационализм, нравственные качества
Методы и приемы: показ голосом, словесное сообщение, наглядно-слуховой, метод анализа и сравнения.
Оборудование: интерактивная доска, аудиозапись, презентация, учебник «Музыка» издательство «Атамура» 2012г.
Ход урока.
1. Орг.момент.
а)Музыкальное приветствие:
У:Прозвенел звонок,
Начался урок.
Здравствуйте, ребята!
Д:Здравствуйте!
б)Музыкальная посадка
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
2.Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока «Музыкальные традиции китайского народа».
3. Работа по теме урока.
- Сейчас внимательно послушайте «Китайский танец(чай)» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
После прослушивания вам нужно будет ответить на такие вопросы:
- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?
- По темпу: быстрая или медленная?
- Какие инструменты звучат в данном произведении?
Слушание музыки.
Беседа о прослушанной музыке.
- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?
- По темпу: быстрая или медленная?
- Какие инструменты звучат в данном произведении?
В этом произведении отражены музыкальные традиции китайского народа. И чтобы лучше представить жизнь этого народа посмотрите на презентацию.
Китайская музыкальная традиция- одна из самых древних.
Музыка переводится на китайский язык как юэ. Однако, это короткое слово включает в себя поэзию и танец, живопись и чайную церемонию, и даже ритуал сервировки стола.
В китайском языке, как и в корейском, всего пять нот. Их сравнивают с красным, желтым, зеленым, белым, фиолетовым цветами.
В старину китайский народ считал,, что с помощью музыки можно управлять природой: вызывать дождь, огонь, воздействовать на рост и цветение растений.
Даже название звуков у китайцев произошли от названия природных явлений:
Цзяо- шум ветра
Чжи- потрескивание дров в огне
Гунн- журчание ручья
Шан- звуки горы
Юй- капли дождя
Исполнение песен, обрядов китайцы всегда сопровождали игрой на музыкальных инструментах:
Смычковый струнный инструмент- баньху
Китайская флейта- гуциньБамбуковая дудочка- юэУдарный инструмент - гангу.
А теперь откройте учебник на с.34 посмотрите изображение:
Металлический колокольчик -линКожаный барабан- дагу.
Очень интересен и необычен китайский музыкальный театр. Кроме слов, музыки, сценических движений, в нем присутствуют приемы боевых искусств.
Огромное значение китайские актеры придают гриму- маске. Цвета, которыми они раскрашивают лица, имеют определенный смысл:
Красный цвет – верность и честность
Белый – коварность
Черный- храбрость
Фиолетовый – хладнокровность
Синий и зеленый – жестокость и строптивость
Золотой и серебряный – предназначаются для волшебных, фантастических героев.
- «Китайский танец (чай)» является частью балета «Щелкунчик», который сочинил Пётр Ильич Чайковский.
Пётр Ильич Чайковский- русский композитор XIX века. Он родился 7 мая 1840 года. В доме Петра всегда звучала музыка. В 5 лет Петр уже умел играть на фортепиано, через 3 года играл на фортепиано по нотам. Начав сочинять музыку, он поступил в консерваторию Петербурга и учился под руководством В.Зеремба, Рубенштейна. Его произведения «Лебединое озеро», «Щелкунчик», опера «Ундина». Пётр Чайковский композитор мирового значения.
В основу балета Чайковского положена сказка Э.П.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которая была создана в 1892 году. Первая постановка сказки 6 декабря 1892 г.
Вторичное слушание.
Беседа о прослушанной музыке.
- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?
- По темпу: быстрая или медленная?
- Какие инструменты звучат в данном произведении?
- Что вам представилось под эту музыку?
- Как бы вы по-другому озаглавили это произведение?
5. Подготовка голосового аппарата.
А сейчас споем попевку «Божья коровка»
Теперь споем еще раз, только чуть выше.
Приготовились, начали.
6. Пение
Исполнение песни «Новогодние часы»
Разучивание новой песни «Новый год»
План разучивания:
1. Показ голосом
2. Проговаривание литературного текста
3. Интонирование с помощью учителя
4. Интонирование самостоятельно
7. Итог урока.
- Что мы изучили на уроке?
- С каким произведением познакомились?
- Как называются китайские музыкальные звуки? Раскройте их значение.
- Какие музыкальные инструменты китайского народа вы запомнили?
- Что обозначает каждый цвет маски?
Рефлексия.
У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.
Чтобы сказки не обидеть -Надо их почаще видеть:Их читать и рисовать,Их любить и в них играть!Сказки всех отучат злиться,А научат веселиться,Быть добрее и скромнее,Терпеливее, мудрее.Спасибо за урок! До свидания!