Конспект урока литературы в 5 классе «Тема обездоленного детства в рассказе «Петька на даче» Л.Н. Андреева»

5 класс.
Учитель русского языка и литературы
Шашина Наталья Николаевна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УМК Г.С. Меркина и др.
Тема урока:
«Тема обездоленного детства в рассказе «Петька на даче» Л.Н.Андреева».
Слеза ребенка слишком большая плата за будущее.
Ф.М. Достоевский
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Л.Н. Андреева на основе анализа рассказа «Петька на даче».
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества Л.Н. Андреева; определить тематику его произведений; вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа «Петька на даче»;
развивающие: продолжить работу по развитию навыка грамотной устной речи; продолжить работу по совершенствованию навыка анализа прозаического текста; совершенствовать умение аргументировать свой ответ, подтверждая его цитатами; развитие умения выделять главное из текста;
воспитательные: воспитание любви к русской литературе, формирование интереса к русской литературе через осознание её тематического богатства; формирование нравственных ценностей; расширение кругозора; формирование высоких духовных качеств и чувств; воспитание эстетического и литературного вкуса; воспитание неравнодушного отношения к окружающему миру.
Оформление доски:






Число.
Классная работа.
Тема обездоленного детства в рассказе «Петька на даче» Л.Н.Андреева
Слеза ребенка слишком
большая плата за будущее.
Ф.М. Достоевский





Оборудование урока:
учебник: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.
портрет В.Г. Короленко;
выставка книг.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


I. Оргмомент
(1 мин.)





II. Подготовка к восприятию нового материала
(1 мин.)

III.
Объяснение нового материала
(40 мин.)



















































Беседа по вопросам:




Слово учителя



























Слово учителя



























Слово учителя






















































Физкульт
минутка







































































































































































































IV. Подведение итогов
(2 мин.)

V.
Домашнее задание
(1 мин.)


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. (отмечает, кто отсутствует).
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Тема обездоленного детства в рассказе «Петька на даче» Л.Н.Андреева».

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с литературой 20 века на примере творчества Леонида Николаевича Андреева. Дома вы познакомились с содержанием рассказа «Петька на даче».


- Что вы знаете о жизни и творчестве Леонида Николаевича Андреева?
- Запишите в свои тетради основные факты биографии Леонида Николаевича Андреева. Потом мы проверим вашу работу.













































- Настоящая тоска и боль за человека с особой силой прозвучали в рассказах Л.Н. Андреева о детях. Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».

– Кто главный герой произведения?

– А о чём этот рассказ?



- Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства.
- Итак, мы выяснили, что в рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели.

- Вспомните, какие вы знаете произведения художественной литературы, написанные на эту же тему?

– Ребята, а я вам хочу предложить для чтения книги, которые тоже раскрывают тему трудного детства, некоторые из них представлены на выставке: Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Александр Иванович Куприн «Белый пудель», Николай Дмитриевич Телешов «Домой».
– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче». Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Объясните значение термина «прототип».

- Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя - парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

– Что мы узнаём о главном герое вначале произведения?




– Действительно, с 7 лет Петька работал. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.



- Какое выразительное средство использует автор?

- Л.Н. Андреев очень точно предает внутренний мир героя. Мы с вами убедимся в этом на материале рассказа и благодаря составлению таблицы «Чувства героя»: 2 колонки – в парикмахерской и на даче. По ходу нашей с вами работы по анализу рассказа вы будите записывать чувства героя, а потом мы с вами подведем итоги вашей работы.

– А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает.
- Что автор рассказывает о Николке, мальчике, который работает рядом с Петькой?



- А как автор описывает взрослых? Как окружающие относились к Петьке?


- А как складывались его отношения с матерью, кухаркой Надеждой?

- Был ли кто-нибудь в этом обществе, кому Петька мог рассказать о своих проблемах, о своей мечте, кто пожалел бы и приласкал его?

- Значит, мальчик был очень одинок. Вы согласны?

– Сочувствует ли автор своему герою? Что нас в этом убедило?





– Что чувствовали вы, когда читали о жизни Петьки в городе?

– Показывая безрадостную жизнь Петьки, автор изображает мир города. Какое же впечатление у нас вызывает описанный писателем город?

- И в таком городе живёт 10-летний мальчик. Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом.

- А сейчас давайте немного разомнёмся. Я буду называть вам факты из рассказа «Петька на даче». Если факт верный, то встаёте, если неверный – сидите. Начнём!
1. Мальчику Петьке было 10 лет. – В.
2. Николка работал в цирке. – Н.
3. У Пети не было отца. – В.
4. Петька не любил парикмахерскую. – В.
5. Петька сбежал к матери на дачу. – Н.
6. Хозяина парикмахерской звали Осип Абрамович. – В.
– Что дальше происходит с героем?


- Найдите в тексте и зачитайте предложение, где говорится о приезде матери.

– Что напоминает эта фраза по своему строению?

- И это не случайно, потому что всё, что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.

– Как ведёт себя Петька во время поездки?

– Какие чувства он испытывает во время поездки?

- То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.

– А как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры?


– А внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста.




– Действительно, совсем недавно мальчик уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины: природа действительно живая, чувствующая.

- А какой показана жизнь общества? Каков приятель Петьки?

- А люди, живущие на даче?
– Как же жил Петька даче?





– Так что изменилось в герое за неделю пребывания на даче?


- Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.

– Что же произошло?

– Давайте найдём в тексте и зачитаем строки, в которых рассказывается о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать.

– Как вы объясните такое поведение героя?

– Как отнеслись к его поведению взрослые?

– Как к происходящему относится автор?

- И вот Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном мире, снова работает в парикмахерской.

– После возвращения Петьки домой, изменилось ли что-нибудь в его жизни?

– Произошли ли после поездки изменения в его внешнем облике?

– А что изменилось в его внутреннем мире?

– Какие строки текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни? Найдите эти строки и зачитайте.




– Итак, ребята, мы рассмотрели жизнь Петьки в городе и его жизнь на даче. Выяснили, что автор изображает два мира, в которых живёт герой.

– Какие два мира изображены в рассказе?

- Ребята, давайте проверим заполненную вами таблицу. (делаем скобки: мир города и мир дачи).

- Какие же эти два мира?

- Эти два мира противопоставлены друг другу, как противопоставлен реальный мир и мир мечты. В литературоведении такой приём противопоставления называется контрастом. Прочитаем в учебнике это определение (стр.36)

– Писатель использует приём контраста, чтобы помочь нам, читателям, лучше понять и почувствовать происходящее, пробудить в нас желание рассуждать, сопереживать.

– Как вы думаете, какой мир побеждает в этом рассказе?

– А что на это нам указывает?






– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь?

– Какие эпизоды об этом говорят?

– Почему же автор назвал свой рассказ «Петька на даче»?


– Действительно, заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

– Так, о чём же повествует Л.Н. Андреев в своём рассказе?

– А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа?

– А о чём автор заставил нас задуматься?


– Так, повествуя о трудном детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие.

- Какие качества характера помогают выжить, преодолеть все трудности?


- Ребята, а если в государстве много таких несчастных судеб как судьба Петьки, то эта страна будет счастливой?

- Правильно. Об этом думал ещё Ф.М. Достоевский в 19 веке: «Слёза ребенка слишком большая плата за будущее».

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! (выставление оценок). Можете быть свободны.


– 1. Ответить письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?
2. стр. 39-43, прочитать рассказ Александра Ивановича Куприна «Золотой петух».


(Учащиеся садятся, записывают в тетради число, классную работу, тему урока, эпиграф).













(Учащиеся составляют биографическую таблицу)
Выступление учащегося (опережающее задание) (5 мин.):
Леонид Андреев родился в Орле 9 августа 1871 года в семье чиновника. Семья была многодетной. Родители едва выбились из нищеты. Анастасия Николаевна, мать писателя, беззаветно любила детей, с упоением рассказывала им всякие истории, в которых отделить быль от небылицы было невозможно.
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию. Уже там юный Андреев почувствовал в себе способности к литературе. Он охотно писал за друзей сочинения, проникаясь стилем изучаемого автора. У него выходило и «под Толстого», и «под Чехова», и «под Гаршина». Но в юности о литературе всерьёз Леонид Николаевич не думал. Мечтал о живописи. С увлечением занимался только рисованием. Учиться живописи в Орле не было никакой возможности, и не раз потом, уже став известным писателем, он с грустью говорил о своём неразвитом даре художника. Нередко писатель Андреев забрасывал перо, чтобы хотя бы на короткое время взяться за карандаш или кисть.
Помимо рисования, его в гимназические годы увлекали книги. Он с упоением читал произведения Диккенса, Жюля Верна, Майн Рида, Льва Толстого.
После орловской гимназии он учится на юридическом факультете вначале Петербургского, а затем Московского университета.
После университета Леонид Николаевич Андреев работает постоянным судебным обозревателем в газете «Курьер», там появляются его очерки и рассказы, затем выходит первая книга «Рассказы», которая принесла Л.Н. Андрееву популярность. Талант Андреева был замечен многими писателями. Настоящая тоска и боль за человека с особой силой прозвучали в рассказах Л.Н. Андреева о детях.
Леонид Николаевич Андреев скончался 12 сентября 1919 в Финляндии.





- Петька – главный герой рассказа.

- Рассказ «Петька на даче» о трудном детстве главного героя: о его работе и мечте.









- «Ванька» Антона Павловича Чехова, «Дети подземелья» Владимира Галактионовича Короленко.









- Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.




















- Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером.

- «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея».

- Сравнение: «как состарившийся карлик».












- «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата» и т.д.

- «Николка важничал и держался как большой: курил папиросы, сплёвывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал».

- Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали

- Мать считала его «дурачком».


- Нет, рядом не было людей, которые бы сочувствовали ему.



- Да, мальчик был одинок.


- Да, автор сочувствует Петьке. На это указывают и подобранные автором эпитеты, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Фигурка «маленькая, худая», мальчик «худенький , веснушчатый», морщинки «тоненькие».

- Жалость.


- Неприятное. «Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, не охлаждающую тень» и т.д.

- «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать»













- За ним приезжает мама, кухарка Надежда.

- «Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал».


- Сказочный оборот.







- Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну.

- Чувства восторга, радости.








- Многие улыбались ему, и лишь один господин раза два неприязненно покосился на мальчика.

«Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим».









- «Неистощимый на выдумки» гимназист Митя из старого Царицына.

- Нарядные, веселые, смеются.
- «А у него дел было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, - на всё это требуется время», исследовал развалины дворца и др.

- Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика.









- Пришло письмо из города.

- «Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».


- Ему не хочется уезжать.


- Мать удивилась, хозяева расстроились.


- Сочувствует.





-Нет.


- Снова появились те же тонкие морщинки, как у старого человека.

- У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье.

- «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал».







- Мир города и мир дачи.





- Мир города и мир дачи противоположные.

- Контраст – сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению. В отличие от антитезы, контраст может быть скрытым, то есть не обозначенным в тексте словами-антонимами.







- Реальный.


- Возвращение Петьки в парикмахерскую. Об этом пишет и сам автор: «толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву».

- Да.


- Оставленная удочка, рассказы о даче.

- Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.













- О тяжёлом детстве героя.


- Жалость, сочувствие, радость.


- О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать.









- Доброта, чуткость, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, доброжелательность.

- Нет.






Ф.М. Достоевский (в эпиграфе приведена неточная цитата):
«Слеза ребенка слишком большая плата за будущую гармонию».








13PAGE 15


13PAGE 14- 1 -15