Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работам учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники» по профессии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по МР
ГБПОУ «Строгановский колледж»
_________________ О.А. Гулина
___________________20_____г.
Методические указания
по внеаудиторным самостоятельным работам
учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники»
по профессии
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Очер 2014год
ОДОБРЕНО
Методической комиссией
специальных дисциплин
технического профиля
Председатель
_________
____ ____________20___
Составитель:, мастер производственного обучения Большесосновский филиал ГБПОУ «Строгановский колледж»
Учебно-методические указания являются основой для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы электротехники».
Учебно-методические указания предназначены для изучения дисциплины «Основы электротехники » по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Пояснительная записка
Контрольные работы по учебной дисциплине «Основы Электротехники» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Контрольные работы предназначены для реализации в рамках рабочей программы учебной дисциплины «Основы Электротехники».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
– эксплуатировать электроизмерительные приборы;
– контролировать качество выполняемых работ;
– производить контроль различных параметров электрических приборов;
– работать с технической документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
– основные законы электротехники: электрическое поле, электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;
– расчет электрических цепей постоянного тока;
– магнитное поле, магнитные цепи;
– электромагнитная индукция, электрические цепи переменного тока;
– общие сведения об электросвязи и радиосвязи;
– основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты.
Справочная литература
Морозова Н.Ю.; Электротехника и электроника. – М: «Академия», 2013 Немцов В.М.; Электротехника и электроника. – М: «Академия», 2012
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Наименование темы
Рабочая литература
Задание №
Кол-во часов
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока.
Электростатика
Электротехника «рабочая тетрадь»
№1 Стр 5-6, задание 4, 5, 6, 9.
1
Постоянный ток
Электротехника «рабочая тетрадь»
№2 Стр 8-9, задание 20-24.
1
№3 Стр 12, 17 задание 33-34, 57.
1
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока.
Однофазный переменный ток
Конспект
№4 Переменная ЭДС
1
№5 Элементы цепи переменного тока
1
Раздел 3. Электрические схемы.
Электромагнетизм
Конспект
№6 Магнитное поле тока и его характеристики
1
Электротехника «рабочая тетрадь»
№7 Стр 25, задание 78-80.
1
Электромагнитная индукция
Конспект
№8 Электромагнитная индукция
1
Электротехника «рабочая тетрадь»
№9 Стр 26, задание 83-84.
1
Раздел 4. Электроизмерительные приборы
Измерительные приборы различных систем
Конспект
№10 Электрические измерения
1
Электротехника «рабочая тетрадь»
№11 Стр 45,48,49. задание 143,147,161,162,166,167
1
Измерение силы тока, напряжения, сопротивления
Конспект
№12 Кроссворд «Электробытовые приборы» (приложение 1)
1
-
№13 Реферат на тему: Электроизмерительные приборы различных систем (приложение2)
1
Раздел 5 Электрические машины
Трансформаторы
-
№14 Реферат на тему: Виды трансформаторов. (приложение 3)
1
Асинхронные двигатели, синхронные машины, машины постоянного тока.
Конспект
№15 Электрические машины
1
Раздел 6. Аппаратура управления и защиты
Основы электро и радиосвязи
Конспект
№16 Виды и параметры сигналов
1
Всего : 16 часов
Методические рекомендации студентам
по написанию рефератов
Написание реферата является
одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.
При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.
Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.
Целью написания рефератов является:
привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании реферата:
с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Требования к содержанию:
- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.
Структура реферата.
1. Начинается реферат с титульного листа.
Особых требований к оформлению титульного листа не предъявляется.
Титульный лист должен содержать наименование учебного заведения, наименование дисциплины, наименование работы и темы, фамилия, имя и отчество выполнившего, фамилия, имя и отчество проверившего реферат, год работы
2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.
а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.
б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.
в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4. Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников, из них хотя бы один – на иностранном языке (английском или французском). Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (см. Оформление Списка источников и литературы).
Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата.
Объем работы должен быть, как правило, не менее 12 и не более 20 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 12 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.
Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;
каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов (см. Оформление Списка источников и литературы).
Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:
- соответствие содержания выбранной теме;
- отсутствие в тексте отступлений от темы;
- соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;
- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;
- умение логически мыслить;
- культуру письменной речи;
- умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;
- способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;
- соблюдение объема работы;
- аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.
Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.
Требование по подготовке и презентации доклада.
1. Доклад-это сообщение по заданной теме.
2. Цель доклада – получить информацию из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами и доложить его на уроке при прохождении соответствующей темы.
3. Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
4. Материалы, используемые при подготовке доклада, должны быть указаны в нем.
5. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
6. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
7. Учащийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8. Учащийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9. Докладом также может стать презентация реферата учащегося, соответствующая теме занятия.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада);
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- живую интересную форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы учащегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название предмета, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием ( ) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать, что учащийся умеет сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб и т.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7) (7( , с. 67- 89).
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами ( без знака " № " ), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)) .
КОНСПЕКТ
Конспект (от лат. conspectus обзор) письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
приложение 1
самостоятельная работа №12
Кроссворд по теме «Электробытовые приборы»
1..Бытовой кухонный электроприбор.
2. Бытовой электроприбор для мытья полов
3. Бытовой электроприбор для уборки помещения
4. Электроприбор
5. Тепловой электроприбор
6. Бытовой электроприбор, используемый для обогрева помещений
7. Бытовой электроприбор
8. Кухонный электроприбор для получения сока
9. Внешняя оболочка электроприбора
10. Деталь, соединяющая электронагревательный прибор со шнуром
11. Устройство, автоматически поддерживающее температуру
12. Деталь терморегулятора имеющая отношение к прическе
13. .Важный узел холодильника
14. Жарочный шкаф с инфракрасным нагреванием
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
75 ч 89
4
хорошо
50 ч 74
3
удовлетворительно
менее 50
2
не удовлетворительно
Приложение2
Самостоятельная работа №13
Темы рефератов к разделу «Электроизмерительные приборы»
Классификация измерительных приборов и погрешностей измерений
Устройство электроизмерительных приборов
Приборы магнитоэлектрической системы
Приборы электромагнитной системы
Приборы электродинамической системы
Приборы ферродинамической системы
Однофазный индукционный счетчик электрической энергии
Омметр
Термоэлектрические приборы
Детекторные приборы
Вольтметр
Цифровые измерительные приборы
Измерение неэлектрических величин электрическими методами
Датчики
Класс точности измерительного прибора
Магнитный успокоитель
Амперметр
Счетчик электрической энергии
Устройство омметра
Устройство термоэлектрического прибора
Устройство вольтметра
Приложение 3
Самостоятельная работа №14
Темы рефератов к разделу «Электрические машины. Трансформаторы»
Трансформатор
Режимы работы трансформатора
Вихревые токи в проводниках
Коэффициент полезного действия трансформатора
Трехфазные трансформаторы
Определение к.п.д трансформатора
Автотрансформатор
Измерительные трансформаторы
Принцип действия трансформатора
Потери в трансформаторе
Состав трансформатора
Коэффициент трансформации
Холостой ход трансформатора
Магнитные потоки в сердечнике трансформатора
Соединение обмотки трехфазных трансформаторов
Режимы работы трансформатора тока
Напряжение и режимы трансформатора
Первичная и вторичная обмотка трансформатора
Способы соединения трансформаторов
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
1
2
Заголовок 1Заголовок 215