Календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) к учебнику История. Средние века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, Москва, «Сфера», 2014 И.Л. Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова. История Росс
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Кульбачная А.А.
подпись Ф.И.О.
_______28 августа______ 2015 года
Краснодарский край, Кущёвский район, с. Красная Поляна
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9
имени Полевого П.Г.(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _____истории_________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс 6 класс
Учитель Кравцова Анна Сергеевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Кравцовой Анны Сергеевны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от____31.08__ ___ 2015г. _
Планирование составлено на основе:
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др. — М. : Просвещение, 2012; История России. 6—10 классы : рабочая программа /
И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. —
М. : Дрофа, 2016.
В соответствии с ФГОС ООО
Учебник: История. Средние века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, Москва, «Сфера», 2014;
И.Л. Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова. История России XVI- конец XVIIв, М. «Дрофа», 2016г.
№ урока Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Даты проведения Материально-техническое оснащение Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, межпредметные понятия Коррекция КТП Домашнее задание
План Факт ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 28 РАЗДЕЛ . СРЕДНИЕ ВЕКА. 28 Средние века: понятие и хронологические рамки 1 1 Введение 1 Учебник, с. 5–8; Тетрадь-
тренажёр, с. 3; Атлас; Электронное приложение к учебнику Определять место Средневековья на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе. Описывать особенности средневековых цивилизаций Востока и Запада. с. 5–8
Западная Европа в V–VII вв. Образование варварских королевств. Западная Европа в V–VII вв. Христианизация Европы 1 2 Образование германских королевств. Христианская церковь в раннееСредневековье 1 Учебник, § 1, с. 10–11;
Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 1, 2), с. 12 (№ 8), с. 13 (№ 1), с. 18 (№ 1), с. 22 (№ 1), с. 25 (№ 1);
Атлас; Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 2, с. 12–13; Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 3, 4), с. 8 (№ 1),
с. 12 (№ 8), с. 18 (№ 2), с. 24 (№ 4); Атлас;
Электронное приложение к учебнику Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племён, территории варварских королевств и европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье. Сравнивать Остготское и Франкское королевства с опорой на текст и карту, определять общее и различия в деятельности Теодориха и Хлодвига. Анализировать схему управления Франкским государством. Выявлять мотивы поступков исторических лиц в эпизоде о Суассонской чаше.
Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Называть характерные признаки организации христианской церкви, церковной иерархии в западной и восточной ветвях христианства. Описывать образ жизни средневекового монашества, анализировать план (модель) устройства средневекового монастыря. § 1, с. 10–11.
§ 2, с. 12–13
Византийская империя в IV–XI вв. Культура Византии 1 3 Византийское тысячелетие. Культура Византии 1 Учебник, § 3, с. 14–15;
Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 5, 6), с. 8 (№ 2),
с. 14 (№ 2, 3), с. 24 (№ 2); Атлас; Электронное приложение к учебнику.
Учебник, § 4, с. 16–17; Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 7, 8), с. 21 (№ 6);
Атлас; Электронное приложение к учебнику Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Сравнивать данные разных картографических источников о территории империи, выявлять их сходство и различия. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Формулировать и обосновывать вывод о месте Византии в мире раннего Средневековья. Проводить поиск информации о византийской дипломатии в источнике. Составлять исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана.
Составлять описание исторических памятников Византии на основе текста и иллюстраций. Называть характерные, существенные признаки типов христианских храмов. Описывать художественные техники — мозаику, фреску, икону. Выделять основные этапы в развитии византийской архитектуры. Характеризовать влияния византийской науки и искусства на многие страны, прежде всего православного мира. § 3, с. 14–15
§ 4, с. 16–17
Византия и Иран 1 4 Иран в V–VII вв. 1 Учебник, § 5, с. 18–19; Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 9), с. 6 (№ 10), с. 9
(№ 3), с. 12 (№ 8), с. 24 (№ 4), с. 28 (№ 4);
Атлас; Электронное приложение к учебнику Описывать историю создания державы Сасанидов, период её расцвета. Раскрывать значение торговых и культурных контактов в развитии Ирана. Группировать (классифицировать) факты об Иране по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Составлять план текста «Держава Сасанидов». § 5, с. 18–19
Арабский мир в VI XI вв. Возникновение и распространение ислама 1 5 Возникновение новой религии. 1 Учебник, § 6, с. 20–21; Тетрадь-тренажёр, с. 6 (№ 11), с. 10 (№ 5),
с. 15 (№ 3), с. 26 (№ 2); Атлас; Электронное приложение к учебнику Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Характеризовать основы мусульманского вероучения, правила и традиции ислама. Анализировать и синтезировать текст об Аравии, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Сопоставлять религиозные системы (мусульманство, иудаизм, христианство, язычество) по выделяемым параметрам § 6, с. 20–21
Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура 1 6 Мир ислама 1 Учебник, § 7, с. 22–25; Тетрадь-тренажёр, с. 6 (№ 12, 13), с. 9 (№ 4),
с. 15 (№ 3), с. 24 (№ 4), с. 26 (№ 2); Атлас;
Электронное приложение к учебнику Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами в период раннего Средневековья. Устанавливать последовательность и длительность арабских завоеваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следствиях арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. § 7, с. 22–25
Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи 1 7 Империя Карла Великого. 1 Учебник, § 8, с. 26–29; Тетрадь-тренажёр, с. 7 (№ 14, 15), с. 10 (№ 6),
с. 12 (№ 8), с. 16 (№ 4), с. 17 (№ 5), с. 20
(№ 4), с. 29 (№ 5); Атлас; Электронноеприложение к учебнику Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Проводить поиск информации об образовании Франкской империи в источнике. Называть причины помощи франкских королей папе римскому в образовании Папского государства. Сравнивать данные разных картографических источников о создании и распаде Франкской империи, выявлять их сходство и различия. Соотносить единичный исторический факт Верденского раздела и общие явления начала феодальной раздробленности в Европе. § 8, с. 26–29
Европа в VIII–XI вв. Норманны: общественный строй, завоевания. Феодальная раздробленность во Франции. Особенности развития Германии. Священная Римская империя 1 8 Западная Европа в IX–XI вв. 1 Учебник, § 9, с. 30–33; Тетрадь-
экзаменатор, с. 7 (№ 16), с. 11 (№ 7), с. 17 (№ 6),
с. 19 (№ 3), с. 20 (№ 5), с. 26 (№ 2), с. 29 (№ 5);
Атлас; Электронное приложение к учебнику Анализировать карту завоеваний викингов с опорой на легенду. Проводить поиск информации о взаимоотношении франков с норманнами в источнике. Составлять описание нормандского завоевания Англии на основе текста и иллюстраций. Группировать (классифицировать) факты о норманнах и о реформах Генриха I по различным признакам, составлять сравнительные таблицы, на основании которых соотносить единичные исторические факты и общие явления. § 9, с. 30–33
Европа в VIII–XI вв. Ранние славянские государства 1 9 Возникновение славянских государств. Итоговое повторение главы I. 1 Учебник, § 10, с. 34–36; Тетрадь-тренажёр, с. 7 (№ 17), с. 24 (№ 3, 4),
с. 27 (№ 3); Тетрадь-экзаменатор, с. 4–13; Атлас; Электронное приложение к учебнику Указывать хронологические рамки и обстоятельства создания славянских государств. Характеризовать деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки. Высказывать суждения о значении славянской письменности для культурного развития славянских народов. Группировать (классифицировать) факты о славянах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. § 10, с. 34–36
Феодальное общество. Феодальная иерархия. Средневековое европейское общество. Рыцарство: социальный статус, образ жизни 1 10 Сеньоры и вассалы. Рыцарство. 1 Учебник, § 11, с. 38–39;
Тетрадь-тренажёр, с. 30 (№ 1–3), с. 35 (№ 1),
с. 48 (№ 1), с. 56 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 12, с. 40–41;
Тетрадь-тренажёр, с. 30 (№ 4), с. 36 (№ 2),
с. 48 (№ 2), с. 55 (№ 2); Атлас; Электронное приложение к учебнику Характеризовать систему сословной организации средневекового общества, взаимозависимости сословий. Выделять факторы, способствовавшие распространению крестьянской зависимости от сеньоров. Раскрывать смысл, значение понятия феодализма, разъяснять суть спора историков о широте применения этого понятия. Проводить поиск и анализ информации о взаимоотношениях сеньоров и вассалов в источниках разных типов (текстовом, иллюстративном). Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Описывать вооружение рыцаря, основные возрастные этапы рыцарской жизни, мир турниров и гербов. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря. Проводить поиск и анализ информации о вооружении рыцарей в иллюстративном источнике. Систематизировать информацию о замках на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение). § 11, с. 38–39
§ 12, с. 40–41
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская культура 1 11 Средневековая деревня. 1 Учебник, § 13, с. 42–43;
Тетрадь-тренажёр, с. 30 (№ 5), с. 36 (№ 3),
с. 49 (№ 3), с. 55 (№ 3), с. 56 (№ 5); Атлас;
Электронное приложение к учебнику Характеризовать место крестьянства в средневековом европейском обществе. Описывать виды крестьянской зависимости и круг обязанностей крестьян по отношению к сеньорам. Систематизировать информацию о крестьянских повинностях, представлять результаты в виде схемы. Выделять основные черты крестьянской культуры. Раскрывать смысл понятия натурального хозяйства, излагать суждения о причинах его господства в средневековой Европе. Проводить поиск и анализ информации о крестьянском труде в иллюстративном источнике. Анализировать и синтезировать текст о положении крестьян, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. § 13, с. 42–43
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Облик средневековых городов. Быт горожан 1 12 Средневековый город. 1 Учебник, § 14, с. 44–47;
Тетрадь-тренажёр, с. 30 (№ 6), с. 31 (№ 7),
с. 37 (№ 4), с. 43 (№ 1), с. 53 (№ 1),
с. 55 (№ 2, 3), с. 56 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику Излагать суждения о причинах возникновения и роста городов Западной Европы в X–XI вв., их борьбы с сеньорами. Описывать внешний вид типичного средневекового города, состав городского общества. Характеризовать устройство городских республик, функционирование городского управления. Раскрывать значение торговли и городского финансового дела в развитии средневековой Европы. Обосновывать отличия горожан от представителей иных средневековых сословий. Проводить поиск информации о городском ремесле в источнике. Сопоставлять и анализировать картографические источники — планы средневековых городов. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере конфликта в городском обществе, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. § 14, с. 44–47
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков 1 13 Католическая церковь в XI–XIII вв. 1 Учебник, § 15, с. 48–51;
Тетрадь-тренажёр, с. 31 (№ 8), с. 49 (№ 4),
с. 56 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику Характеризовать католическую церковь как самую влиятельную силу в Западной Европе в XI–XIII вв. Обосновывать необходимость и сущность клюнийской реформы, высказывать суждения о её воздействии на претензии Григория VII на папскую теократию. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков и историю их противостояния папской власти. Приводить оценки Иннокентия III, изложенные в учебной литературе. Объяснять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета и власти церкви. Проводить поиск и анализ информации о борьбе церковной и светской власти в нескольких источниках (текстовых, изобразительных). § 15, с. 48–51
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены 1 14 Крестовые походы. 1 Учебник, § 16, с. 52–55; Тетрадь тренажёр, с. 31 (№ 9, 10), с. 37 (№ 5), с. 44 (№ 2), с. 57 (№ 1); Атлас; Электронное приложение к учебнику Устанавливать последовательность и длительность Крестовых походов. Описывать наиболее известные события и организаторов первых четырёх походов. Высказывать суждения о причинах упадка движения крестоносцев, сущности и последствиях Крестовых походов. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к Крестовым походам. Проводить поиск информации о причинах Крестовых походов в источнике. Анализировать историческую карту государств крестоносцев с опорой на легенду. Группировать (классифицировать) факты о Крестовых походах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. § 16, с. 52–55
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия 1 15 Франция и Англия: пути объединения. 1 Учебник, § 17, с. 56–59;
Тетрадь-тренажёр, с. 31 (№ 11), с. 32 (№ 12,13), с. 44 (№ 3), с. 58 (№ 2); Атлас; Электронное приложение к учебнику Характеризовать причины и движущие силы процесса объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции. Описывать историю борьбы за территорию и власть между правителями Англии и Франции. Высказывать суждения о причинах возникновения в обеих странах органов сословного представительства, сопоставлять их структуру и функции. Формулировать и обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента английской свободы и демократии. Группировать (классифицировать) факты о парламенте и Генеральных штатах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. § 17, с. 56–59
Священная Римская империя 1 16 Священная Римская империя в XII–XV вв. 1 Учебник § 18, с. 60–63;
Тетрадь-тренажёр, с. 32 (№ 14, 15), с. 38 (№ 6), с. 39 (№ 7); Атлас; Электронноеприложение к учебнику Описывать борьбу императоров Священной Римской империи за расширение своей власти и территории в Италии и землях славян, обстоятельства возникновения Швейцарии. Характеризовать систему взаимоотношений императора и князей по «Золотой булле». Выделять факторы, способствовавшие возникновению движения гуситов и Гуситских войн. Приводить оценки Яна Гуса, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к личности Яна Гуса и его идеям. Проводить поиск и анализ информации о выступлении Яна Гуса в источнике. § 18, с. 60–63
Европа в XIV–XV вв. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Столетняя война. Жанна д’Арк1 17 XIV век в истории Европы. Столетняя война. 1 Учебник, § 19, с. 64–67;
Тетрадь-тренажёр, с. 33 (№ 16), с. 39 (№ 8), с. 59 (№ 3); Атлас; Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 20, с. 68–69;
Тетрадь-тренажёр, с. 33 (№ 17), с. 45 (№ 4), с. 50 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику Характеризовать причины, ход и последствия эпидемии чумы, описывать её влияние на ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Объяснять причины начала процесса освобождения крестьян от личной зависимости и его трудности. Описывать ход крестьянских войн на территории Франции и Англии. Группировать (классифицировать) факты о крестьянских восстаниях по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о восстании Уота Тайлера в источнике. Раскрывать последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории.
Проводить поиск информации о битвах Столетней войны в иллюстративных источниках. Сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях в ходе войны, выявлять их сходство и различия. § 19, с. 64–67
§ 20, с. 68–69
Образование централизованных государств в Англии, во Франции. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 1 18 Торжество королевской власти 1 Учебник, § 21, с. 70–71;
Тетрадь-тренажёр, с. 33 (№ 18), с. 40 (№ 9), с. 46 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику Раскрывать смысл, значение понятия объединения страны и усиления королевской власти на примере деятельности Людовика XI и Генриха VII Тюдора. Сравнивать оценки личности и деятельности Карла Смелого и Людовика XI в разных источниках, определять в них общее и различия. Выделять факторы, способствовавшие началу процесса централизации в Англии и во Франции. Описывать процесс объединения Испании, называть характерные черты политической и религиозной системы Испании XV в. Анализировать историческую карту Англии и Франции в XV в. с опорой на легенду, сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях Англии и Франции с XI по XV в., выявлять их сходство и различия. § 21, с. 70–71
Экспансия турок османов и падение Византии 1 19 Гибель Византии и возникновение Османской империи. 1 Учебник, § 22, с. 72–73;
Тетрадь-тренажёр, с. 33 (№ 19), с. 34 (№ 21),
с. 41 (№ 10), с. 47 (№ 6), с. 56 (№ 4, 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику Выделять характерные черты Балканских государств и их экономическое и политическое состояние к XIV в. Излагать суждения о причинах малой эффективности помощи западноевропейских государств и римской церкви государствам Балкан, последствиях принятия церковной унии. Формулировать и обосновывать выводы об историческом значении падения Константинополя и его последствиях. Проводить поиск информации о сражениях с турками в источнике. Анализировать историческую карту захвата Балкан и Византии турками османами с опорой на легенду. § 22, с. 72–73
Культура средневековой Европы. Образование: школы и университеты. Культура Западной Европы в XI–XV вв. Романский и готический стили в художественной культуре 1 20 Знания и образование в зените
Средневековья. Время соборов. 1 Учебник, § 23, с. 74–75;
Тетрадь-тренажёр, с. 33 (№ 20), с. 42 (№ 11), с. 56 (№ 5); Атлас; Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 24, с. 76–77; Тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 22), с. 51 (№ 6); Атлас; Электронное приложение к учебнику Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности в образованных людях в период расцвета Средневековья. Описывать систему преподавания и устройство средневековых университетов, определять их место в европейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Раскрывать смысл, значение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характеризовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания.
Описывать наиболее известные романские и готические художественные памятники. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры. Излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками об эмоциональном впечатлении, производимом готическим искусством, анализировать художественные приёмы и средства создания такого воздействия на зрителей. Рассказывать о мастерах — создателях соборов Средневековья § 23, с. 74–75
§ 24, с. 76–77
Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения 1 21 Культура Западной Европы в XIV–
XV вв. Итоговое повторение главы II. 1 Учебник, § 25, с. 78–82;
Тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 23, 24), с. 42
(№ 12), с. 52 (№ 7), с. 55 (№ 3), с. 56 (№ 5); Тетрадь-экзаменатор, с. 4–23; Электронноеприложение к учебнику Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XIV–XV вв., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества. Описывать историю изобретения книгопечатания Гутенбергом, обосновывать его значение для мировой культуры. Раскрывать значение понятий «Возрождение», «гуманизм», выделять их характерные черты. Сопоставлять особенности средневекового искусства и искусства Возрождения на основе сравнительного анализа иллюстраций. Проводить поиск и анализ информации об искусстве Возрождения в нескольких источниках. § 25, с. 78–82
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей 1 22 Средневековая Индия. Поднебесная империя. 1 Учебник, § 26, с. 84–85;
Тетрадь-тренажёр, с. 60 (№ 1, 2), с. 62 (№ 1),
с. 67 (№ 1), с. 73 (№ 4); Атлас; Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 27, с. 86–87;
Тетрадь-тренажёр, с. 60 (№ 3, 4), с. 62 (№ 2),
с. 67 (№ 1), с. 74 (№ 1), с.76 (№ 1); Атлас;
Электронное приложение к учебнику Характеризовать варновое и кастовое деление индийского общества, его влияние на жизнь общества. Указывать хронологические рамки и периоды существования раджпутских государств и Делийского султаната. Высказывать суждения об особенности религиозного многообразия в средневековой Индии, его влиянии на культуру. Анализировать и синтезировать текст о кастовом строе, самостоятельно достраивая недостающие компоненты.
Указывать хронологические рамки и основные периоды китайской истории V–XV вв. Характеризовать особенности китайского государственного управления, особую роль императора, положение чиновничества. Проводить поиск информации об уровне развития Китая в источнике. Группировать (классифицировать) факты об истории Китая по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Формулировать и обосновывать выводы о влиянии «закрытости» Китая на его развитие, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. § 26, с. 84–85
§ 27, с. 86–87
Культура народов Востока .Япония в Средние века 1 23 Культура Китая. Страна восходящего солнца. 1 Учебник, § 28, с. 88–89;
Тетрадь-тренажёр, с. 60 (№ 5), с. 63 (№ 3),
с. 71 (№ 1), с. 73 (№ 4), с. 76 (№ 1); Атлас;
Электронное приложение к учебнику
Учебник, § 29; с. 90–91;
Тетрадь-тренажёр, с. 60 (№ 6), с. 73 (№ 4),
с. 75 (№ 3), с. 76 (№ 1); Атлас; Электронное приложение к учебнику Описывать достижения средневекового Китая в науке, литературе и искусстве, изобретения и открытия китайцев. Выделять характерные черты китайской архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Высказывать суждения о степени воздействия культуры средневекового Китая на сопредельные страны. Проводить поиск информации об особенностях искусства Китая в нескольких источниках (текстовых, изобразительных). Характеризовать особенности географического положения и природных условий Японии, определивших своеобразие её истории и культуры. Выделять характерные черты государственного устройства средневековой Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Описывать признаки сословия самураев, сопоставлять его со средневековым европейским рыцарством. Проводить исследование: сопоставлять особенности государственного управления в Китае и Японии по предложенному алгоритму § 28, с. 88–89
§ 29; с. 90–91
Культуры и государства Азии и Африки 1 24 Тюрки на просторах Азии и Европы. 1 Учебник, § 30, с. 92–95;
Тетрадь-тренажёр, с. 61 (№ 7, 8), с. 63 (№ 4),
с. 75 (№ 2), с. 77 (№ 2); Атлас; Электронное приложение к учебнику Раскрывать смысл понятий «тюрки», «каганат», «авары», «уйгуры», «булгары», «печенеги», «половцы», «хазары», «турки-сельджуки», «турки-османы». Характеризовать особенности географического положения и природных условий исторической родины тюркских народов, определивших особенности занятий, социального и политического устройства тюркских обществ. Устанавливать последовательность и длительность существования и развития наиболее известных государств тюркских народов Средневековья. Описывать знаменитые археологические памятники, относящиеся к истории тюрок. Высказывать суждения о роли тюркских народов в истории крупнейших держав средневековой эпохи. Группировать (классифицировать) факты об истории тюркских народов по различным признакам, составлять сравнительную таблицу § 30, с. 92–95
Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями 1 25 Монгольские завоевания. 1 Учебник, § 31, с. 96–97;
Тетрадь-тренажёр, с. 61 (№ 9, 10), с. 64
(№ 5), с. 65 (№ 6), с. 68 (№ 2), с. 71
(№ 2), с. 78 (№ 3); Атлас; Электронноеприложение к учебнику Описывать образ жизни монгольских племён. Сравнивать данные разных источников (текстовых, изобразительных) о монгольской армии, выявлять их сходство и различия. Высказывать суждения о причинах быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Арабского халифата, русских княжеств. Характеризовать действия Чингисхана по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её распаду. Сопоставлять данные разных картографических источников о владениях монголов, выявлять их сходство и различия. Группировать (классифицировать) факты об истории монголов по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о монгольской армии в нескольких источниках (текстовых, изобразительных). § 31, с. 96–97
Культуры и государства Африки 1 26 Африка: пути развития. 1 Учебник, § 32, с. 98–99;
Тетрадь-тренажёр, с. 61 (№ 11), с. 66 (№ 7),
с. 70 (№ 3), с. 72 (№ 3), с. 75 (№ 3); Атлас;
Электронное приложение к учебнику Характеризовать положение Африки в Средние века как особого мира и как места контактов с европейской цивилизацией. Выделять факторы, приведшие к неравномерности развития отдельных регионов африканского континента. Высказывать суждения о воздействии религиозного разнообразия в Африке в Средневековье на развитие отдельных государств. Анализировать историческую карту Африки с опорой на легенду. Проводить поиск информации о культуре Эфиопии в изобразительном источнике. Составлять план текста «Два мира одного континента» § 32, с. 98–99
Государства доколумбовой Америки 1 27 Страны и народы Америки. Итоговое повторение главы III. 1 Учебник, § 33, с. 100–102;
Тетрадь-тренажёр, с. 61 (№ 12), с. 66 (№ 8),
с. 70 (№ 4), с. 73 (№ 4), с. 75 (№ 3), с. 79
(№ 4); Тетрадь-экзаменатор, с. 24–33; Атлас; Электронное приложение к учебнику Характеризовать общие черты цивилизаций Мезоамерики. Высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и факторах, способствовавших появлению этого своеобразия. Описывать наиболее яркие примеры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки в науке и культуре. Группировать (классифицировать) факты о майя, инках, ацтеках по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду § 33, с. 100–102
Историческое и культурное наследие Средневековья 1 28 Итоговое повторение курса «История Средних веков». 1 Учебник, с. 103–105; Тетрадь-экзаменатор, с. 34–43; Электронноеприложение к учебнику Характеризовать период Средневековья как время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья. Выявлять преемственную связь средневековой эпохи и современности. Применять знания об эпохе Средневековья для раскрытия причин и оценки сущности современных событий с. 103–105
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ 40 29 Введение 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв» Актуализировать знания из курсов
истории Древнего мира и Среднихвеков о видах исторических
источников
Характеризовать источники
по российской истории
Использовать информацию учите-
ля для формирования первичных
представлений об основных этапах
истории России
Знакомиться с особенностями
учебника и учебной деятельности
на уроках истории С.3-9
Народы и государства на территории нашей страны в древности 4 30 Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Актуализировать знания о роли
природы в жизни общества,
о происхождении человека и возникновении первых государств
Реконструировать отдельные
черты жизни первобытных людей
по археологическим находкам
Составлять рассказ об их жизни
Давать определение понятия
археологическая культура
Объяснять особенности жизни
людей в периоды палеолита,
мезолита и неолита
Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов
Проводить первичный анализ
находок со стоянки Сунгирь(по описанию и реконструкции)
Уметь обосновать выбор варианта
ответа на главный вопрос урока1П.1 с.10-17
31 История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. 1 Характеризовать особенности
жизни отдельных народов
Восточной Европы в древности
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
Систематизировать имеющиеся
научные знания о ранней истории
славян и источниках по этой
истории
Определять признаки принадлежности людей к тому или иному
народу
Сравнивать образ жизни греков
и народов Северного Причерноморья
Характеризовать изменения
в Восточной Европе в результате
Великого переселения народов
Анализировать фрагменты
рас сказа Геродота о скифах П.2 с.18-26
32 Первые государства на территории Восточной Европы 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Характеризовать территорию рас-
селения восточных славян, природные условия, в которых они жили,
их занятия (используя историческую карту)
Описывать жизнь и быт, верования
славян и их соседей
Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русахП.3 с.27-37
33 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал о народах и государствах
нашей страны в древности
Выполнять контрольные тестовые
задания по истории (по образцуОГЭ, в упрощенном варианте)Подводить итоги проектнойдеятельности Тест
Русь в IX — первой половине XII века 10 34 Образование Древнерусского государства 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русь в IX — первой половине XII века» Раскрывать причины и называть
время образования Древнерусского государства
Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками
Объяснять смысл понятий:
государство, князь, дружина,
полюдье
Показывать на исторической
карте территорию Древней Руси,
главные торговые пути, крупные
города, походы князей
Систематизировать материал
о деятельности первых русских
князей на основании учебника
и отрывков из «Повести временных
лет» (в форме хронологическойтаблицы)
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседнимиплеменами и государствами
Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей
Древней Руси П.4-5 с.38-43
35 Первые законы Древнерусского государства. Отношения с Византийскойимперией, странами Европы,
кочевниками. Русь в международной торговле. Язычество и князья 1 П.4-5 с.44-49
36 Русь в конце Х — первой
половине XI в. Становление государства 1 Актуализировать знания из курсов
всеобщей истории о возникновении христианства и его основныхпостулатахОбъяснять причины отказа отязычества и выбора православия
Давать оценку значения принятия
христианства на Руси
Объяснять смысл понятий:
митрополит, епископ
Характеризовать политический
строй Древней Руси при Ярославе
Мудром, его внутреннюю
и внешнюю политику
Составлять характеристику
(исторический портрет) Ярослава
Мудрого
Осуществлять поиск информации
из различных источников (включаясеть Интернет) для подготовки со-
общения / презентации о сыновьях
или дочерях Ярослава Мудрого П.6-7 с.50-54
37 Князь и вече. Ярослав Мудрый 1 П.6-7 с.55-60
38 Русь в середине XI — начале XII в. 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русь в IX — первой половине XII века» Характеризовать причины
народных восстаний на Руси
в XI — начале XII в.
Составлять характеристику
(исторический портрет)
Владимира Мономаха
Объяснять причины временногообъединения древнерусскихземель при Владимире Мономахе
Характеризовать роль княжеских
съездов в древнерусской истории
Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений
Анализировать информацию
о народных выступлениях
в «Повести временных лет» П.8-9 с.61-64
39 Княжеские съезды.
«Русская Правда». Владимир Мономах 1 П. 8-9 с.65-70
40 Общественный строй Древней Руси 1 Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси
(используя информацию учебникаи отрывки из «Русской Правды»)
Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, за-
куп, рядович, тиун, вервь, смерд
Проводить поиск информации дляучастия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» П.10 с.71-78
41 Древнерусская культура 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русь в IX — первой половине XII века» Рассказывать о развитии культуры
Древней Руси
Давать общую характеристику
состояния русской культуры
в указанный период
Описывать памятники древне-
русского зодчества (Софийскиесоборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы
декоративно-прикладного
искусства
Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, летопись
Осуществлять поиск информации
из различных источников (включаясеть Интернет) для подготовки
сообщения / презентации
о каком-либо памятнике древне-
русской культуры (по выборуучащегося) П.11-12 с.79-82
42 Изобразительное искусство. Зодчество 1 П.11-12 с.83-88
43 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал о Древней Руси
Характеризовать общие черты
и особенности раннесредневекового периода истории Руси
и Западной Европы
Высказывать суждения о значении
наследия Древней Руси длясовременного общества
Выполнять контрольные тестовые
задания по истории Древней Руси
(по образцу ОГЭ, в упрощенномварианте)
Подводить итоги проектнойДеятельности Тест
Русь в середине XII — начале XIII века 6 44 Начало удельного периода. Княжества Южной Руси 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русь в середине XII — начале XIII века» Давать определения понятий:
удел, политическая раздробленность
Раскрывать причины и последствия
раздробленности, причины упадка
Киева в изучаемый период
Показывать на исторической карте
территорию Галицко-Волынского
княжества
Характеризовать особенности
географического положения и
социально-политического развития
Галицко-Волынского княжества
Продолжать описание эволюции
взаимоотношений русских земель
с половцами П.13 с.90-98
45 Княжества Северо- Восточной Руси 1 Показывать на исторической карте
территорию Владимиро-Суздальского княжества
Характеризовать особенности
географического положения
и социально-политического раз-
вития Владимиро-Суздальскогокняжества
Составлять характеристику
(исторический портрет) Андрея
Боголюбского и объяснять
причины его убийства
Объяснять причины и последствия
усиления княжеской власти воВладимиро-Суздальской Руси П. 14 с.99-105
46 Боярские республики
Северо- Западной Руси 1 Объяснять причины установления
в Новгороде республиканскихпорядков
Рассказывать об особенностях
политической жизни Новгородской
республики
Характеризовать берестяные
грамоты как источник по истории
Новгородской и других земель П.15 с.106-113
47 Культура Руси в домонгольский период 1 Давать общую характеристику
состояния русской культуры
в указанный период
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры
отдельных княжеств и земель
(в том числе с использованиемрегионального материала)
Характеризовать православный
храм как образ мира древнерусского человека
Собирать информацию и готовить
сообщения / презентации
об иконах и храмах XII — начала
XIII в. П.16-17 с.114-118
48 Православный храм 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русь в середине XII — начале XIII века» П.16-17 с.119-122
49 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал о развитии русских
земель в домонгольский период
Характеризовать общие черты
и особенности развития Руси
и Западной Европы
Выполнять контрольные тестовые
задания (по образцу ОГЭ,в упрощенном варианте)
Подводить итоги проектнойДеятельности Тест
Русские земли
в середине XIII — XIV веке 6 50 Походы Батыя на Русь 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русские земли
в середине XIII — XIV веке» Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских
завоевателей (историческую кар-ту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы
и др.); сопоставлять и обобщать
содержащиеся в них сведения
Объяснять причины успеха
монголов
Характеризовать значение противостояния Руси монгольскомуЗавоеванию П.18 с.126-134
51 Борьба Руси с западными завоевателями 1 Рассказывать о Невской битве,
Ледовом побоище и Раковорскойбитве (на основе учебника, отрыв-ков из летописей, карт и схем)
Характеризовать значение этих
сражений для дальнейшей истории
русских земель
Объяснять причины успеха русских
в данных сражениях
Начать составление характеристики (исторического портрета)
Александра Невского П.19 с.135-142
52 Русь и Золотая Орда 1 Объяснять, в чем выражалась
зависимость русских земель
от Золотой Орды
Характеризовать повинности
населения
Завершить составление характеристики (исторического портрета)
Александра Невского
Объяснять смысл понятий:
баскак, ярлык, «выход» П.20-21 с.143-146
53 Борьба против ордынскоговладычества. Последствия ордынского
владычества 1 П.20-21 с.147-151
54 Москва и Тверь 1 Показывать на исторической карте
территорию Северо-Восточной
Руси, основные центры собирания
русских земель, территориальныйрост Московского княжества
Раскрывать причины победы
Москвы в соперничестве с Тверью
Начать составление характеристики (исторического портрета)
Ивана КалитыП.22 с.151-161
55 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал о монгольском и других
нашествиях и их последствиях
Характеризовать общие черты
и особенности развития Руси
и Западной Европы
Выполнять контрольные тестовые
задания (по образцу ОГЭ,в упрощенном варианте)
Подводить итоги проектнойДеятельности Тест
Русские земли в XIII — первой половине XV века 4 56 Начало объединения русских земель вокруг Москвы 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Русские земли в XIII — первой половине XV века» Раскрывать причины и следствия
объединения русских земель
вокруг Москвы
Давать и аргументировать оценку
деятельности Ивана КалитыРассказывать о Куликовской битве
(на основе учебника, отрывковиз летописей, произведений
литературы, исторической карты)
Раскрывать значение Куликовскойбитвы
Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве
Оценивать роль Дмитрия
Донского, Сергия Радонежского,
митрополита Алексия П.23 с.162-170
57 Московское княжество в конце XIV — середине XV в. 1 Показывать на исторической
карте расширение территории
Московской Руси
Характеризовать политику
Василия I
Объяснять причины и последствия
феодальной войны, причины
победы Василия II Темного
Изучать отрывки из Судебника
1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе
о положении крестьян
Давать определения понятий:
пожилое, поместье, Юрьев день П.24 с.171-180
58 Соперники Москвы 1 Показывать на исторической карте
территорию Великого княжества
Литовского
Характеризовать политику
литовских князей
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет
русских земель
Оценивать значение и последствия
польско-литовской унии и
Грюнвальдской битвы для судеб
Центральной Европы П.25 с.181-191
59 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал об изученном периоде
Характеризовать общие черты
и особенности развития Руси
и Западной Европы
Выполнять контрольные тестовые
задания (по образцу ОГЭ,в упрощенном варианте)
Подводить итоги проектнойДеятельности Тест
Формирование единого Русского государства
в XV веке 6 60 Объединение русских земель вокруг Москвы 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация «Формирование единого Русского государства
в XV веке» Объяснять причины победы
Москвы над Великим Новгородом
и Тверью
Указывать хронологические рамки
процесса становления единого
Русского государства
Показывать на исторической карте
процесс превращения Московского великого княжества в Русскоегосударство
Начать составление характеристики (исторического портрета)
Ивана III
Объяснять значение создания
единого Русского государства П.26 с.192-201
61 Русское государство
во второй половине XV — начале XVI в. 1 Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом
строе Руси, системе управления
страной
Завершить составление характеристики (исторического портрета)
Ивана III
Сравнивать боярство и дворянство
Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье
Раскрывать роль Православной
церкви в становлении российской
государственности
Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской
властью
Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами,
причины победы иосифлян П.27 с.202-211
62 Культура Руси XIV — начала
XVI в. 1 Давать общую характеристику
состояния русской культуры
в указанный период
Характеризовать влияние
ордынского нашествия на развитие
русской культуры
Составлять таблицу достижений
культуры Руси в XIV—XV вв.
Проводить поиск исторической ин-
формации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных
памятниках культуры изучаемогопериода и их создателяхОписывать памятники культуры,
предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике,на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе
с использованием региональногоматериала)
Собирать информацию и готовить
сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другиеисточники информации) П.28-29 с.212-215
63 Зодчество. Изобразительное искусство 1 П.28-29 с.216-225
64 Повторение и контроль 1 Систематизировать исторический
материал об изученном периоде
Характеризовать общие черты
и особенности процесса образования единых государств на Руси
и в Западной Европе
Высказывать суждения о значении
наследия периода объединения
русских земель вокруг Москвы
для современного общества
Выполнять контрольные тестовые
задания (по образцу ОГЭ,в упрощенном варианте)
Подводить итоги проектнойДеятельности Тест
65 Итоговое повторение и обобщение 1 Систематизировать исторический
материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.
Выполнять контрольные тестовые
задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.
(по образцу ОГЭ, в упрощенномварианте) Тест
Резерв 3 Рекомендуется для проведения экскурсий (посещение мест исторических событий, памятников истории и культуры IX — начала XVI в.). 66 Виртуальная экскурсия «Русь православная» 1 1.Учебник «История России XVI- конец XVIIв»
2.Презентация
Подготовить презентацию
67 Виртуальная экскурсия «Древнерусская культура» 1 Подготовить презентацию
68 Виртуальная экскурсия «Формирование единого русского государства» 1 Подготовить презентацию
ВСЕГО 68