Использование ИКТ на уроках географии. 6 класс. Тема: Основные формы рельефа суши. Практическая работа № 7.
Урок 31-32.Тема: Основные формы рельефа Земли. Горы.
Цель: -углубление и систематизация знаний об основных формах рельефа Земли; - развитие первичных умений характеризовать географическое положение гор на физической карте, составлять их комплексную характеристику; - воспитание оригинального творческого мышления.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Украины, плакатный лист бумаги, цветные маркеры, фотографии (слайды) горных вершин.
Опорные понятия: формы рельефа, горы, равнины.
Базовые понятия: горная страна, область складчатости, части горной страны, классификация гор, географическое положение гор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Прием «Географическая разминка» — взаимопроверка - работа в парах)Ученики задают друг другу вопросы по физической карте, определения положения великих равнин.
Альтернативные варианты
2. Прием «Географический кросс»
Необходимо дополнить фразой, предложенные учителем, , которых не хватает.
• Равнины, абсолютная высота которых не превышает 200 м, называютсяются...
• Вторичные равнины образуются на месте... такие равнины, как...
3. Прием «Верю — не верю»
• Верите ли вы, что вДонбассе великую площадь занимают возвышенности?
• Верите ли вы, что некоторые равнины могут образовываться из разрушенных гор?
• Верите ли вы, что все равнины на физической карте изображены зеленым цветом?
• Горные породы, слагающие равнины, имеют, как правило, происхождение...
• Верите ли вы, что в формировании Приднепровской низменности «участвовала» река Днепр?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Прием «Привлекательная цель»
Известный поэт и певец Владимир Высоцкий в одной из своих песен написал такие строки: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Много альпинистов, которые покорили горные вершины, утверждают, что нет ничего прекраснее в мире, чем застыла красота немых горных вершин. И, несмотря на постоянные опасности, они вновь стремятся покорить новые недоступные высоты. Чем же так
привлекают их горы? Кто хоть раз видел, хотя бы издалека, загадочную вершину Демерджи в Крыму, наверное, почувствовал необычайное восхищение от неповторимой красоты природы...
Сегодня на уроке мы попробуем разгадать некоторые загадки природы, выяснив, как образуются горы, какие процессы принимают участие в их формировании, где на Земле можно увидеть самые высокие горные вершины.
IV. Изучение нового материала
Развернутый план этапа
1. Горы и их классификация. - (Работа с текстом учебника)
Задание: а) сформулировать понятие «горы» и записать его в тетради;
б) составить схематический рисунок с обозначением элементов горы: подножье, вершины, склонов;
в) составить схемы классификации гор по высоте, образованием, возрастом.
2. Характеристика отдельных горных систем.
Прием «Театрализация» (работа в группах)
«Жили-были горы...»
Задание. Каждая группа составляет описание определенного горного массива (по выбору учителя), делает схематический рисунок на плакате и в ролях показывает, действие которых процессов влияла или продолжает влиять на формирование этих гор.
Учитель перед началом работы обязательно знакомит с критериями оценки «театрализации». Это, безусловно, научность, использование источников географических знаний, участие всех членов группы, оригинальность подхода, творчество.
Для «выхода» из игры можно предложить детям составить строки стихотворения, посвященного горам, в стиле «синквей» (японское составления стихов).
Вот пример одного из таких стихотворений про Карпаты:
Карпаты.
Круглые, зеленые, холмистые.
Растут, поражают, вдохновляют.
Карпаты очень красивые.
Всегда.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Мини-практикум»
Обозначение на контурной карте горных систем мира.
2. Прием «Экспресс-тест»
1. Украинские Карпаты и Крымские горы по высоте относится к горам:
а) высоких; б) средних; в) низких.
2. Самыми высокими горами в мире являются: а) Кавказские; б) Гималаи; в) Анды.
2. Прием «Творческая лаборатория» (продолжение работы в группах):
Сопоставьте карты «Строение земной коры» и «Физическая карта мира» и определите: а) горные системы,
что соответствуют областям складчатости; б) период горообразования.
Результаты занесите в таблицу.
3. Молодые горы обычно имеют вершины :а) острые; б) округлые; в) плоские.
4. Подавляющую часть территории Донбасса занимают: а) горы; б) плоскогорья; в) равнины.
5. На физической карте горы изображают оттенками цвета: а) зеленого; б) желтого; в) коричневого.
VI. Итоги урока - Заключительное слово учителя
Рельеф поверхности Земли чрезвычайно разнообразен. Крупнейшие его формы — материки и впадины океанов. На суше и дне океана выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины. Горы и равнины
различают по многим характеристикам: за высотами над уровнем моря, возрасту, способу образования и тому подобное. Территория Украины и Донецкой области преимущественно равнинная.
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф учебника.
• Составить кроссворд из пяти-шести названий гор и горных систем.
Дополнительный материал к уроку
• Самой высокой горой суши является Эверест (8848 м), Второе название горы — Джомолунґма, переводится как «Богиня-мать мира» или «Мать богов Земли». Но абсолютно высшей точкой на Земле является не Джомолунґма, а «землеводна» Мауна-Кеа («Белая гора») на Гавайях. Если измерять ее от подводного основания (глубина 6 тыс. м) до вершины, то ее общая высота составляет 10 203 м,
из которых только 4205 возвышаются над уровнем моря. Мауна-Кеа — это потухший вулкан.
В последнее время обнаружили еще более высокую гору — 10 672 м, но ее вершина выступает над поверхностью воды лишь на 12 см, да и то во время оттока. Гора еще не имеет названия, расположена в Тихом океане поблизости Каролинских островов.
• «Крышей Америки» и всего западного полушария считают гору Аконкагуавысотой 6959 м, а самая глубокая впадина Земли (400 м) находится в Юго-Западной Азии и занята Мертвым морем.
• С давних времен в горах жили люди, приспосабливаясь к их сложных природных условий. Археологи находят рисунки древних людей на высотах свыше 3 тыс. м. В горах строились не только сельские населенные пункты, но и города. Древняя столица инков Мачу-Пикчу располагалась в Андах
на вершине высотой 6 тыс. м. Современная столица Мексики Мехико лежит на высоте 2240 м, столица Эквадора — Кито — на высоте 2818 м. С давних времен через горы проходили торговые пути,
например, Великий шелковый путь пролегал через Памир, а караванный путь из Индии в Тибет через Гималаи. Через знаменитые альпийские перевалы Сен-Ґотард и Сен-Бернар лежали дороги между
странами Европы. В XIII–XVI вв. монахи одного из монастырей на перевале Сен-Бернар в Швейцарских Альпах вывели знаменитую породу собак-спасателей — сенбернаров. Они находили путников, которые
заблудились, и спасали их, согревая своим теплом.
В Андах на высоте 5 тыс. до наших времен сохранились участки Царской дороги, построенной инками еще задолго до открытия материка европейцами. Длина этой вымощенной дороги составляла более 5 тыс. м, а ширина — до 8 м.
• Горы всегда привлекают спортсменов — туристов, лыжников. В 1786 г. была впервые покорена высочайшая вершина Альп — гора Монблан (4807 м), и тогда вид спорта — поднятие на вершины, получил название альпинизм. В 1953 г. житель Непала Норгей Тенцинг и грожданин Новой Зеландии Эдмунд Хиллари покорили «третий полюс Земли» — Джомолунґму.
Начало формы
Конец формы
Урок 33. Тема. Рельеф дна Мирового океана . Земные недра. Уникальные формы рельефаи их охрана.Цель: -формирование первичных представлений о рельефе дна Мировогоокеана; -углубление и систематизация знаний об основных формах рельефа Земли; -развитие умений коллективного творчества, нестандартногомышления; воспитание интереса к различным видам деятельности, умение отстаивать собственную мысль;
-углубление и систематизация знаний, полученных на уроках естествознания о минералы, горные породы и полезные ископаемые;-формирование знаний о уникальные формы рельефа Земли; подведение учащихся к пониманию необходимости рационального отношения к приприродных богатств; -воспитание хозяйственного отношения к природным богатств своего края.Тип урока: комбинированный.Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники, плакаты, цветные маркеры, фрагмент видеофильма об исследовании дна океана.Опорные понятия: рельеф, океан, горы, равнины.Базовые понятия: шельф, материковый склон, ложе, глубоководный желоб, срединно-океанический хребет. Ход урокаI. Организационный моментII. Актуализация опорных знаний1. Прием «Географическая разминка» — «Светофор» (за равнинами игорными системами мира)(Работа с картами)Альтернативные варианты2. Прием «Интеллектуальная разминка» — «Светофор»• Что такое рельеф местности?• По каким признакам классифицируют равнины и горы?• Какие формы рельефа преобладают в нашей местности?• Как изображают формы рельефа на физической карте?• Какая связь существует между строением земной коры и формами рельефа?• Какие, по вашему мнению, имеет особенности рельеф дна Мирового океана?III. Мотивация учебной и познавательной деятельностиПрием «Привлекательная цель»Уч и т е л_ь. Человеку свойственно стремление познать неизвестное. Покорениеполюсов и самых высоких вершин, многодневные переходы через пустыни инепроходимые лесные чащи, выход в космическое пространство — все это примерынеутомимого поиска открытие тайн, которые предлагает человечеству природа. Однако, несмотря на высокий уровень развития человеческой цивилизации, огромные пространства Мирового океана, в том числе его дна, еще и сегодня остаются недостаточно изученными. С помощью современной аппаратуры удалось выяснить, что рельеф дна Сви-тового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши. Представим себе ситуацию, что на дно океана со специальным снаряжением опустились четыре группы исследователей: научных теоретиков, художников, писателей и любознательных учеников с экскурсоводом. Как расскажут о рельеф дна специалисты? Какие вопросы поставят заинтересованные ученики?
IV. Изучение нового материала
Изучение дна Мирового океана. Работа с учебником – работа группами.
Группа научных теоретиков, используя текст учебников , должна составить краткий отчет о рельефе дна океана. Группа художников изображает рельеф дна океана на плакате и кратко описывает его. Группа писателей составляет небольшой очерк о увиденное на дне океана. А группа любознательных учеников должна подготовить ряд вопросов, которые они зададут «экскурсоводу» под время подводной экскурсии.
1. Минералы и горные породы.(Работа с текстом учебника — фронтально).Задача. Выписать определения понятий «минералы» и «горныепороды» и подобрать к ним примеры.2. Условия образования и свойства горных пород и минералов.Прием «Творческая лаборатория». (Работа по рядам: каждый ряд —один из типов горных пород и минералов).1) Изучить условия образования горных пород и минералов и результатызанести в таблицу, что является обобщением совместной работы.Горные породы Магматические Осадочные МетаморфическиеУсловия образованияОсновные свойстваПримеры2) Из общей коллекции отобрать необходимые образцы.3. Полезные ископаемые.1) Прием «Проблемный вопрос» (решение в группах).Подумайте, каким образом и в каких областях деятельности люди могутиспользовать горные породы и минералы?2) «Дерево решений» — ответа на проблемный вопрос, обсу-ние и переход к понятию «полезные ископаемые».4. Уникальные формы рельефа. (Краткие выступления учащихся)V. Закрепление изученного материала.
1. Прием «Пресс-конференция»Обсуждение игры, наиболее удачных выступлений, рекомендации.2. Прием «Лови ошибку картографа!» — «Светофор» (работа с настенной физической картой мира и атласами)Учитель (или ученик) показывает и называет равнины, горы, вулканы,иногда намеренно допуская ошибки. Учащиеся с помощью карточеквысказывают свое согласие или несогласие.VI. Итог урокаУченики подводят итоги самостоятельно, отвечая на вопросыучителя «Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?».VII. Домашнее задание• Проработать параграф учебника.• Составить развернутый план текста параграфа, выписывая определения базовых понятий.• Подготовить сообщение о уникальные формы рельефа Земли.Дополнительный материал к уроку• Границы шельфа проводят береговой линией и вдоль перегиба поверхние (бровка) шельфа к материковому склону. Она находится на глубине от 50 до 600 м и более. Если четкого перегиба нет, предел проводят изобатою 200 м. Ширина шельфа различна — от 1 до 1500 км.• Материковый склон — часть подводной окраины материка — имеет наклон, характеризуется различным расчленением рельефа: на-от 1 до 1наличие длинных и глубоких каньонов, террас, оползней. Отдельные каньоны достигают 3-5 км глубины и врезаются в континентальный склон на 1000 м, как, например, перед устьями рек Св. Лаврентия, Параны, Конго.• Ложе океана — самый низкий (кроме глубоководных желобов) уровень земной коры — от 4000 до 5000-6000 м глубины. Ложе сложено земной корой океанического типа и характеризуется слабыми вертикальными движениями — вроде платформ на континентах. В рельефе преобладают плоские волнистые и холмистые равнины. Между ними — поднятие различных типов и происхождения: широкие плоскогорья, цепи гор и отдельные горы.• Срединно-океанические хребты — крупные подводные горные сооружения большего посередине океанов. Трудно даже представить горную систему,протягивается через все океаны на более чем 60 тыс. км. Ширина ее — до 2 тыс. км, а высота — преимущественно от 1 до 3 км. Середину большинства хребтов прорезают глубокие ущелья — рифтовые долины. Доказано, что срединно-океанические хребты по происхождению не имеют ничего общего с горными хребтами суши. Они возникают в результате выхода на поверхность глубинного вещества мантии, а наземные хребты — через накопления, уплотнения, поднятия и смятия в складки горных пород.• В рельефе океанического дна выделяют также вулканические конусы. Они, как и на суше, по форме похожи на усеченный конус и достигают в высоту нескольких километров. Во время наблюдений за извержением одного из подводных вулканов в Тихом океане ученые видели, как из конуса, поднялся на 2,5 км, выбрасывались
Урок 34. Тема: "Горные породы и минералы».
Практическая работа №7 «Изучение свойств горных пород и минералов".
Цель урока:
-Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;
-Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.
-Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира;
-развивать коммуникативные компетенции.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Горные породы и минералы», коллекции минералов и горных пород.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы и применением интерактивных средств обучения. Групповая форма работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
До проведения урока класс разбивается на несколько групп. Основой для дифференциации в данном случае выступает разное отношение к объектам природы: у 1 как к объектам красоты, у второй – как к объектам изучения, у третьей – как к объектам охраны, а у четвертой – как к объектам пользы.
Взаимодействие между учащимися, имеющими разную установку в отношении объектов природы, не только обогащает их жизненный опыт, но и заставляет задуматься над правильностью этого отношения.
Сегодня мы с вами совершим виртуальную экспедицию в царство камня. В экспедицию зачислены все учащиеся 6 класса и разделены на 3 группы. Во главе каждой группы руководитель ….., который будет наблюдать за порядком, дисциплиной, будет назначать ответственных за то или иное дело. Хорошая, активная работа будет поощряться жетонами. Каждому участнику экспедиции выдан маршрутный лист, в который вы будете заносить, результаты своих исследований.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся.Что вы знаете о горных породах и минералах? Я знаю……..( ответы учащихся)
Что хочу узнать? Я хочу узнать…… ответы учащихся)- какие бывают горные породы?
-как образовались?
-где используются ?Будем учиться работать сообща, в группе помогая друг другу.
исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека.
III. Актуализация знаний
Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности в которой живешь.
На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот вам не захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе? Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?
На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответ в своей экспедиции
Проверим насколько вы готовы, чем полон ваш багаж знаний. Откроем тетради-тренажеры на с.34 выполним задание №1. 2, 4.Время на выполнение 5 минут.
Молодцы, легко справились с задачей. (Жетоны учащимся кто уложился в заданное время)
IV. Первичное усвоение новых знаний
А)Что такое горные породы и минералы?
Учитель: Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов.
У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.
Обратите внимание: у меня в руках самая распространенная в земной коре горная порода – гранит. А вот перед вами – полевой шпат, слюда и кварц – минералы. Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем они отличаются?
Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Б)Образование горных пород и минераловВ)Группы горных пород по происхождению
Наша экспедиция должна выяснить как образовались горные породы и на какие группы они делятся.
1 группа исследует магматические породы
2 группа – осадочные3 группа – метаморфическиеДля выполнения задания вам необходимо изучить текст учебника с.78 -80, сноски на краю страниц. Найти ответы на следующие вопросы: на какие группы делятся данные породы, найти примеры пород, как образовались данные породы. Полученные данные занесем в маршрутный лист и ознакомим другие группы с полученными результатами.
V .Первичная проверка понимания
Отчет первой группы учащихся В начале, возникли породы из магмы,Они пеpвоpодные самые как бы,Тяжелый гpанит, в глубине остывал,Базальт на повеpхности лавою стал.Поpоды весьма симпатичные,Увесистые, магматичные.
Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит,габбро. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы (пемза, обсидиан, базальт).
Отчет второй группы учащихся
Hо прочность - не вечность, И вот что случается:Породы выветриванием pазpушаются,Дpобятся на глыбы, обломки, пески,Выносятся водами быстpой pеки,Река их по pуслу таскает,Обкатывает, отлагает.А там, где гоpячие воды стpуятся,Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.Когда же pаствоp остывает,То соль из него оседает.А в толще моpской или в темном болоте,Вы массу остатков животных найдете,А также, pастений отмеpших остатки,Они обpазуют поpоды-осадки.(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,Осело солями, остатками сложено.)
Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Осадочные горные породы образуются в результате оседания различных частиц на суше или дне водоёмов: морей, океанов, озёр.
По способу образования осадочные горные породы делят на три группы:
1. Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – галька, гравий, валуны, песок, глина.2. Химические (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов) – поваренная и калийная соли, гипс.
Вы каждый день употребляете в пишу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что “без соли стол кривой”. Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов
3. Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) - торф, известняк, мел, каменный уголь.
Отчет третьей группы учащихся
Hо вот, под давлением, магма опять, Стpемится земную коpу pазоpвать,И в месте такого втоpжения,Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.Такие поpоды, весьма спецефические,Зовутся геологами метамоpфические.
Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Так, из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит
---- Игра « Самый внимательный» Тренажер с.35 №5
Следующий этап нашей экспедиции исследование горных пород и минералов
VI.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 «Изучение свойств горных пород и минералов».Оборудование: на каждом столе три горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению.
Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.
Ход работы:
Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах.Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу.
В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии. Почему горные породы такие разные? Как вы думаете, от чего будут зависеть состав и свойства горных пород? (Ответы учащихся). Верно, свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня, является результатом долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: «Какая может быть жизнь у неживых камней?» Самая настоящая, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы
Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом. Твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло) Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Но разбить его можно! Оказывается, твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими. Наступает зима, начинаются морозы. На лужах появляется тоненькая корочка льда, на окнах – красивые морозные узоры. А это всё разнообразные внешние формы твёрдой воды. Сам минерал может быть не только твёрдым, но также жидким и даже газообразным!
Плотность: плотная - если разбивается только молотком, рыхлая - разламывается руками.сыпучая - пересыпается из руки в руку.
Цвет: цвет минерала и цвет черты минерала на белом куске фарфора.
Блеск: показывает способность минералов преломлять свет.
А) металлический Б) неметаллический (стеклянный, жирный, перламутровый, восковой, матовый (без блеска)Прозрачность: непрозрачные – не пропускающие свет, прозрачные – пропускающие , как стекло, полупрозрачные – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
Если обломочная: форма угловатая или окатанная
Если осадочная органического происхождения, видны ли следы растений или животных.
Если магматическая: зернистая или пористая
Заполняется таблица:
Название Цвет,
Цвет черты Блеск, прозрачность
Форма и размеры следы организмов,
зернистая или пористая
Твердость,
плотность Происхождение
Применение
Вывод: Свойства минералов и горных пород зависит от их происхождения.
Группа №1: каменный уголь и железная руда, мрамор
Группа №2: торф, гранит, кварцит
Группа №3: известняк-ракушечник, базальт, гнейс
Затем представители от каждой группы озвучивают результаты своей работы.
Полезные ископаемые, их виды.
Эвристическая беседа. Что по вашему люди называют полезными ископаемыми?
Какие вы знаете полезные ископаемые? В нашей местности?
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)
Она варились долго в доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи… (Руда)
Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)
Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума- разума, не наберешься. (Мел)
Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф)
VII.Первичное закрепление.- Высказывание представителей групп – их отношение к объектам природы
( минералам и горным породам)
- ОТГАДАЙТЕ, О КАКИХ ГОРНЫХ ПОРОДАХ ИДЁТ РЕЧЬ?
Выберите магматическую горную породу:
А. Известняк Б. Кварц
В. Мрамор Г. Базальт
2. Осадочной органической является горная порода:
А. Гранит Б. Гравий В. Уголь Г. Кварцит
3. Горные породы, преобразованные в недрах Земли в результате опускания участков земной коры называются:
А. Осадочные Б. Магматические В. Метаморфические
4. К метаморфическим горным породам относится:
А. Песчаник Б. Калийная соль В. Мрамор Г. Базальт
5. Самым твердым минералом на Земле является?
А. Топаз Б. Гипс В. Кварц Г. Алмаз
6. К обломочным горным породам относится?
А. Известняк Б. Песок В. Пемза Г. Мел
Проверка теста слайд №15
Итак, подходит к концу наше путешествие в мир камня.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Всем: §14, с.82 № любые три, №12 вырастить кристаллы слайд№ 17
Дифференцированное творческое задание:
Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
Создать презентацию «Таинственный мир камня»;
Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?». • Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Нижегородской области
IX.Рефлексия. Выставление отметок.Результат урока:
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне былX..Домашнее задание - мне кажется
-активно / пассивно -доволен / не доволен-коротким / длинным -не устал / устал-понятен / не понятен -полезен / бесполезен-интересен / скучен -легким / трудным -интересно / не интересно.
Урок 35. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Литосфера».Цель: -повторение, обобщение и проверка знаний, полученных во время изучения темы; -совершенствование практических умений и навыков использовать приобретенные знания; воспитание ответственности, самостоятельности.Тип урока: проверка и оценка знаний и навыков.
Задания для тематического оценивания учебных достиженийВариант 11. уровень1. Земная кора вместе с верхней частью мантии образует:а) мантия; б) литосферу; в) ядро.2. Гора Аконкагуа находится:а) в Южной Америке;б) в Северной Америке;в) в Австралии.3. Возвышенности, изображенные на рисунке: 200-500 м Выше 500 м2. уровень4. Дайте определение понятия.Полезные ископаемые — это ________________________________5. С помощью физической карты мира определите название низменности, указаннуюна фрагменте контурной карты, и подпишите ее.6. Назовите внутренние процессы, обусловливающие изменения земной коры.3. уровень6. Охарактеризуйте географическое положение Альпийских гор по такимплану:а) В какой части материка расположены.б) Между какими параллелями и меридианами находятся.в) Какие географические объекты расположены рядом.г) Примерная протяженность.д) Средние высоты.е) Максимальная высота.8. Расшифруйте схему внутреннего строения Земли.9. Установите соотношение между приведенными названиями горных пород и их характеристиками.Мрамор, гнейс, кварцит
1. Образуются на поверхности Земли и в глубинах морей и океанов под действием температуры, воздуха, воды, живых организмов и др.Граниты, лабрадориты, туфы2. Образуются в результате застывания магмы на поверхности или в глубинах земной коры.Песок, глина, мел, уголь3. Образуются на больших глубинах под действием высокой температуры и давления4. уровень10. В каких районах земного шара чаще всего происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?11. Какие горные породы и минералы распространены в вашей местности? Наведитедва-три примера их хозяйственного использования.12. Согласны ли вы с утверждением, что и сегодня ученые еще не имеют точнойинформации о внутреннем строении Земли? (Ответ кратко обоснуйте.)Вариант II1. уровень1. Центральную часть земного шара называют:а) литосферой; б) ядром; в) мантией.2. Вулкан Килиманджаро находится:а) в Австралии; б) Африке; в) в Европе.3. Низменности, изображенные на рисунке: 0 м До 200 м 2. уровень4. Дайте определение понятия.Выветривание — это _________________________________________5. С помощью физической карты мира определите название равнины, указаннуюна фрагменте контурной карты, и подпишите ее.6. Назовите внешние процессы, обусловливающие изменение земной коры.3. уровень7. С помощью физической карты полушарий охарактеризуйте географическоеположение гор Анды по такому плану:а) В какой части материка расположены.б) Между какими параллелями и меридианами находятся.в) Какие географические объекты расположены рядом.г) Примерная протяженность.д) Средние высоты.е) Максимальная высота.8. Расшифруйте схему строения вулкана.9. Установите соотношение между приведенными названиями равнин и иххарактеристиками.Приднепровская, Подольская1. Абсолютная высота не превышает 200 м над уровнем моряАмазонская, Причерноморская2. Абсолютная высота — от 200 до 500 м над уровнем моряСреднесибирская, Аравийская3. Абсолютная высота — свыше 500 м над уровнем моря4. уровень10. Могут ли животные «предвидеть» приближение землетрясений и извержениевулканов? (Ответ обоснуйте.)11. Какие особенности имеет рельеф вашей местности?12. Согласны ли вы с утверждением, что все молодые горы — высокие, с пикообразные (Ответ обоснуйте.)