интегрированный урок литературное чтение 4 класс музыка
Технологическая карта урока.
Предметы: литературное чтение, музыка.
Класс четвёртый.
Учебник «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Клеймановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной.
Учебник разработан со стандартами ФГОС начального общего образования (заключение РАО №01-5/7д-528 от 20.10.2010г., заключение РАН №10106-5215/268 от 01.11.2010г.).
Авторская программа «Музыка» (1-4 классы) Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения (заключение РАО №01-5/7д от 20.10.2010г., заключение РАН №10106-5215/136 от 01.11. 2010г.).
Раздел программы по музыке: «День, полный событий».
Тема урока: «Зимний вечер. Музыкальное прочтение стихотворения».
Цель: выявить взаимосвязи литературы и музыки (на примере произведений А.С. Пушкина, С. Есенина, П.И. Чайковского, М. Яковлева) для раскрытия образа зимнего вечера.
Задачи:
образовательные – 1) проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения логическими действиями;
2) научить различать выразительность и изобразительность в музыке, литературе на основе чувственных и метроритмических ощущений;
воспитательные – 1) совершенствовать навыки сотрудничества в ходе решения музыкально-литературных задач;
2) уметь устно отразить понимание художественного воздействия выразительных средств, размышляя о стихотворении С. Есенина «Бабушкины сказки»;
развивающие – 1) сформировать наглядно-образное представление о зимнем вечере (у поэтов и композиторов);
2) при помощи групповых форм работы сравнивать произведения музыкального искусства с произведениями литературы, выявляя общую тему.
УУД:
Личностные: 1) самоопределение – самоидентификация – осознание этнической принадлежности (принадлежности к русской культуре).
2) смыслообразование – ориентация на познавательные интересы и учебные мотивы, определение границ собственного знания и «незнания».
3) ценностно-значимые ориентации – установка на чувство прекрасного и других эстетических чувств.
Познавательные: 1) общеучебные: структурировать знания, выбирать эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать результаты деятельности, действовать по алгоритму деятельности при решении творческих задач.
2) логические: уметь сравнивать (находить тождество и различие) произведения различных видов искусств, выявлять общие признаки, делать обобщение и генерализацию общности; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятия (выразительность, изобразительность в музыкально-литературной палитре, программное произведение), выделяя их существенные признаки и синтезируя их.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль (контролировать результаты деятельности), адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои достижения, выполнять учебные действия в материализованной форме.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе (высказывая своё мнение), строить продуктивное взаимодействие при интегрировании в группу сверстников, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь кооперироваться для согласования усилий. Опорные слова: темп, ритм, ритмоформула, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения, композиторская и народная музыка.
Жанр урока: интегрированный.
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок-экскурсия.
Методическое обеспечение: - портреты П.И. Чайковского, А.С. Пушкина;
- презентация «Творчество С. Есенина»;
- стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»;
- учебник «Литературное чтение» 4 класс;
- видеопрезентация «П.И. Чайковский «У камелька»;
- М. Яковлев, А.С. Пушкин романс «Зимний вечер»;
- «Словарь эстетических эмоций» В.Г. Ражникова;
- карточки «Музыкально-литературная палитра»;
- таблица самоконтроля.
Оборудование: - камертон;
- компьютер;
- медиапроектор.
Общие понятия: - музыкальность стиха («омузыкаленные стихи»);
- «Музыкально-литературная палитра»;
- выразительность, изобразительность;
- программное произведение.
Методы и приёмы работы: - метод соучастия;
- метод импровизации;
- метод фонопедических упражнений;
- метод имитационного моделирования;
- метод «пластическое интонирование»;
- методы контроля и самоконтроля (сюжетно-ролевая игра);
- приём «проблемное задание»;
- приём «Музыкально-литературная палитра»;
- приём «снежный ком»;
- приём «музыкальные шаги».
Технологии: сотрудничества и сотворчества, проблемно-поисковые, проектные, здоровьесберегающие, развивающие образовательные (ассоциативно-образного мышления, процессов восприятия).
Проектируемые результаты:
размышлять о музыкальных и литературных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении литературных и музыкальных произведений;
сопоставлять темы, образы и средства воплощения в различных видах искусства;
сравнивать музыкальные произведения различных жанров;
обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки, выявляя их характерные особенности;
осуществлять коллективную музыкально-творческую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение;
общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.
Сценарий урока «Зимний вечер. Музыкальное прочтение стихотворения». 4 класс (музыка и литература).
Самоопределение в деятельности.
Орг. момент: «Здравствуйте, четвёртый «В»! – «Здравствуйте, учитель!»
- П.И. Чайковский «У камелька» («Январь») из фортепианного цикла «Времена года» - видеопрезентация.
М.: Вы прослушали (и посмотрели) произведение П.И. Чайковского «У камелька» («Январь») из фортепианного цикла «Времена года».
Показ портрета композитора.
Л.: Камелёк – это специфическое название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни.
В.: Кто может вспомнить какие-нибудь литературные строки об этом?
Дети: читают стихи.
И мирный неги уголок ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонёк, и свечка нагорела.
Александр Сергеевич Пушкин.
Тускнеют угли. В полумраке прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке крылом лазурным мотылёк.
Афанасий Фет.
М.: В.: Какое произведение у П.И. Чайковского: программное или нет?
Дети: Программное, оно имеет название.
В.: Скажите, что вы понимаете под выражением «программная музыка»?
Дети: ответы, работа по карточкам.
Правильно. Итак, мы прослушали программное произведение русского композитора П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года».
Сам П.И. Чайковский по поводу этой пьесы предполагал несколько иное настроение. Из его письма: «Это то меланхолическое чувство, которое является вечерами, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. «…» И грустно, и как-то сладко погружаться в прошлое…»
Построение проекта решения учебной задачи.
Л.: В.: А какое прошлое приятнее всего вспоминать всем без исключения людям? Когда нет хлопот, забот…
Дети: Детство!
Л.: Да, детские годы.
В.: Напомните мне, о каком времени года мы сейчас говорим?
Дети: О зиме.
Л.: Снег падает, мелькает, вьётся, ложится тёплой пеленой…
Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает…
(Речевая разминка – фонопедические упражнения: прочитать самостоятельно, вполголоса, шёпотом, с ускорением, с замедлением).
М.: А теперь эту разминку-упражнение мы с вами исполним приёмом «музыкальные шаги» + дирижирование.
На какой счёт, как вам кажется, можно исполнить этот литературный фрагмент?
А теперь на эти стихи сделайте, пожалуйста, мелодическую импровизацию.
(Импровизация детей).
Л.: Попробуем окунуться в атмосферу зимы, ощутить тепло и уют дома, услышать неспешный разговор у камина или очага.
Зажечь свечу.
Л.: В.: Как вы думаете, о чём сегодня на уроке, учитывая такое начало, может идти речь?
Дети: О детстве, зимнем вечере, о доме, музыке и стихах.
Л.: Да, тема нашего урока:
Открыть доску – «Зимний вечер. Музыкальное прочтение стихотворения».
«Бабушкины сказки» - чтение педагога.
Это стихи русского поэта С. Есенина. Внимание на экран.
Презентация – «Творчество С.Есенина».
В.: 1) Какие стихи С. Есенина вы знаете?
2) Чем отличается стихотворение от прозы?
3) Эти стихи выразительные или изобразительные?
4) По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова подберите эпитеты, показывающие выразительность, изобразительность? (Работа с карточками – «Словарь эстетических эмоций»). При этом используем приём «снежный ком».
5) Выявите при помощи карточек на доске выразите черты изобразительности и выразительности этого поэтического произведения.
Дети работают с карточками.
(Изобразительность: слова - облик, характер, картины из жизни, жизненные явления, портрет.Выразительность: слова - чувства, настроения, эмоции.)Работа над стихотворением С. Есенина «Бабушкины сказки»: первичное ознакомление с произведением, просмотр иллюстрации.
В.: 1) Какие чувства выражены в стихотворении? (работа с карточками «Поэтично – Нежно»).
2) О чём вспоминают дети?
3) Объясните значение слов: опостылеть, разухабистый.
4) Подберите синоним к слову «притворяться».
5) Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки?
6) А кому из вас бабушка рассказывала сказки?
7) С каким чувством поэт вспоминает детские годы?
8) Являются ли музыкальными (ложатся ли на музыку) стихи С. Есенина?
Построение проекта решения ситуативной задачи.
М.: Итак, сказки рассказывают вечером.
Давным-давно, в морозный зимний вечер, как нам уже упоминала Анна Петровна, у очага-камина собиралась вся семья. А в крестьянских избах под рукоделие пели песни.
Показ портрета А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин вместе со своей няней, Ариной Родионовной, коротали долгие зимние вечера в деревне. Не случайно поэт сочинил строки:
Показ слайда со словами стихотворения (2 куплета).
Это, пожалуй, самые известные строчки поэта из стихотворения «Зимний вечер». На его слова сочинены два музыкальных произведения: романс М. Яковлева (лицейского друга поэта) и русская народная песня.
М. Яковлев, А.С. Пушкин романс «Зимний вечер».
Л.: Стихи А.С. Пушкина также очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.
«Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И. Чайковский,
- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
М.: Вот и мы попробуем исполнить омузыкаленные стихи А.С. Пушкина, на которые музыку сочинил народ.
Разучивание (с помощью пластического интонирования) и исполнение русской народной песни «Буря мглою небо кроет…» - на 2 голоса.
Подведение итогов урока.
Вывод – обобщение (сюжетно-ролевая игра «Учитель – ученики»).
Л.: Что мы освоили сегодня на уроке?
познакомились с творчеством поэтов С. Есенина, А.С. Пушкина;
послушали музыку П.И. Чайковского, повествующую о зимнем вечере у камина;
вспомнили стихи А.С. Пушкина, на которые сочинено два музыкальных произведения;
работали с карточками, со справочной литературой;
вспомнили о программной музыке;
выучили в разных вариантах разминку – упражнение «Снег падает, мелькает, льётся…»
освоили мелодическую импровизацию;
подготовили презентацию о творчестве русского поэта С. Есенина.
Рефлексия.
М.: У нас был необычный урок – интегрированный (музыка + литература). Сделайте вывод о нашем уроке, поработав с таблицей (самоконтроль):
Элементы
Музыка Литература
Темы Образы Средства воплощения Л.: Домашнее задание: стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» - наизусть;
нарисовать иллюстрацию к стихам поэта (учебник, стр. 74).