Отцы и дети: вечная проблема (Размышления по поводу романа «Отцы и дети»).
Отцы и дети: вечная проблема
(Размышления по поводу романа «Отцы и дети»)
Павел Петрович и Базаров могли бы, при
известных условиях, явиться яркими представителями: первый – сковывающей,
леденящей силы прошедшего, второй –
разрушительной, освобождающей силы
настоящего.
Д. И. Писарев.
План
I Эпоха 60-х годов XIX века на страницах романа И. С. Тургенева. - действие в романе 20 мая 1859 – зима 1860г
- кризис крепостной системы
- борьба за отмену крепостного права
- обострение борьбы между лагерями
революционеров – демократов и либералов
II Конфликт двух поколений – основа сюжета произведения.
- «Я попытался представить конфликт двух поколений», -
писал И. С. Тургенев Полине Виардо.
- новый тип передового деятеля – революционера-
демократа, человека дела
- рождение героя нового времени – Базаров
- размежевание общества (разночинец – демократ Базаров «дети» - дворяне либералы «отцы»)
- споры этих двух персонажей раскрывают основную мысль
романа
- спор служит характеристикой каждого героя
1. Происхождение Базарова и П. П. Петровича.
- конфликт заложен в самом названии романа
- аристократизм противопоставлен демократизму
- Кирсанов – дворянин, изнеженный аристократ,
представитель старого поколения
- Базаров – представитель молодого поколения, студент,
нигилист
- два сильных характера
- две сильные личности
2. Описание героев – это уже непримиримость, неприятие друг друга:
а) портрет и одежда;
- Кирсанов – строгий английский костюм, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розоватыми ногтями»; лицо правильное, холёное, но жёлчное
- изящный, породистый
- Базаров – «плебейские» манеры, небрежно и нелепо одет;
широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа»,
красные руки; внешняя непривлекательность и глубокий ум
б) привычки и занятия;
- Кирсанов не служит, ничего не делает
- Базаров – человек дела, каждый день его заполнен трудом,
новыми поисками
в) неумение слышать мнение другого.
- трагический разлад между поколениями
- поколения отказываются понять друг друга
- поколения не хотят соединить общие усилия для совместной деятельности
3. Споры Базарова и Павла Кирсанова – прямое столкновение поколений:
- споры показывают превосходство новых, прогрессивных
идей над старым, отжившим, вечное движение общества
к прогрессу
а) о роли дворянства;
- Кирсанов; аристократы – движущая сила общества
- Базаров: аристократы не способны к действию
- Кирсанов: путь к идеалу – либеральный (реформы, гласность, прогресс)
- Базаров: отрицает способность дворянства вести Россию
к будущему
б) о нигилизме;
- нигилизм? 60-ые годы XIX века: утверждалось
материалистическое миросозерцание, развитие науки, в
первую очередь естествознания
- отрицание старых принципов жизни
- это уже составляло «руководящую идею»
- «В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем» (Базаров)
- стремление ничего не брать на веру, всё проверять жизнью
- Кирсанов осуждает нигилистов за то, что те «никого не
уважают», живут без «принсипов»
- Базаров под отрицанием «всего» имеет в виду религию,
самодержавно – крепостнический строй, общепринятую мораль
- Кирсанов говорит Базарову: «… вас всего четыре с половиною человека»
- на что Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва, вы знаете, сгорела»
- Базаров утверждает необходимость революционных
действий, критерием которых является народная польза
в) о взглядах на народ;
- Кирсанов прославляет крестьянскую общину, семью,
религиозность, патриархальность русского мужика
- Базаров говорит, что народ не понимает собственных
интересов, тёмен, невежественен
- Кирсанов при встрече с мужиками «морщится и нюхает
одеколон»
- Базаров считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков
- Кирсанов проповедует «русскую идею», но употребляет
огромное количество иностранных слов
- Базаров утверждает, что народ ему близок по духу,
поэтому нигилизм – проявление именно народного духа
г) об отношении к искусству и природе.
- «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (Базаров)
- читать Пушкина «никуда не годится»
- играть на виолончели мужчине «смешно»
- нигилизм в области искусства родился как реакция на культ
искусства в дворянской среде 40 – 50 -х гг
- Кирсанов и то и другое считает возвышенным и прекрасным совершенно необходимым каждому человеку (и в этом автор полностью согласен с ним)
- Базаров отрицает полезность искусства («Рафаэль гроша медного не стоит»), а к природе подходит материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»)
4. Бессмысленная дуэль – последняя попытка доказать что-то.
- Кирсанов, видя, что не может победить Базарова в споре и
поколебать его нравственные устои, находит повод для дуэли
- Базаров принимает вызов на дуэль, хоть и считает это
выходкой полоумного «аристократишки», потом благородно
оказывает ему помощь после ранения
5. Неразрешимые противоречия – путь к одиночеству.
- Базаров – одинок – умирает
- Павел Кирсанов – одинок – вне родины – за границей
III У каждой эпохи своё лицо. Цитаты
Кирсанов «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова».
И. С. Тургенев.
2. «Вся моя повесть направлена против дворянства как класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
И. С. Тургенев.