Урок по русскому языку для 3 класса по теме «Определение»
Конспект урока по русскому языку к учебнику А.В. Поляковой
Урок составила Учитель 1 категории
Жукова Елена Николаевна
МКУ СОШ №12
Г. Нижнеудинск Иркутской области
Русский языквторостепенный член предложения – определение
Цели: учить находить второстепенный член предложения – определение, ставить вопросы, на которые оно отвечает; показать, какой частью речи может быть выражено определение. - развивать навык самостоятельной работы - продолжить работу над развитием речи учащихся, орфографической зоркости, воспитывать чувство взаимопомощи.
Орг. Момент
Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Какова тема нашего урока вы определите сами чуть попозже.
Словарная работа.
Посмотрите на доску. Какие слова перед вами ? Какое задание вы можете предложить, для выполнения ?
Вагон, корзина, аптека, лимон, газон, дорога, картина, котлета, желтый, капитан.
Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка. Какое слово лишнее ?
Докажите почему? Что вы еще знаете о прилагательном? Сформулируйте тему нашего урока. Какая стоит перед нами учебная задача?
Работа над предложением.
Составьте предложение с лишним словом.
На лесной опушке распустились желтые цветочки. Разобрать по членам предложения. Какие второстепенные члены в этом предложении?
Изучение нового материала.
– Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого работать будем в парах. Пара получит предложение . Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Поучите друг друга, посовещайтесь. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы.
1. Наступили теплые весенние дни
2. Деревья покрылись молодой зеленью
3. Яркое солнце светит ярко.
Есть что сказать? Дополнить?
- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)
- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).
- Вот какое ещё мы знание для себя открыли.
-А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Работа с учебником. Правило стр 83 Сравнить со своим выводом.
Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 83, почитаем правило и подумаем, правы ли были мы.
- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
Физ. Пауза: - Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – поднимаем руки вверх, тянемся к солнышку
Растёт в саду ,зеленая трава, тонкий лёд, освободиться от работы, греться на солнышке, хороший день. Приведите свои примеры определений.
5. Закрепление
2) - Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?
Давайте поработаем с упр. 443 и убедимся, для чего нужны определения. Читаем без определений и с ними.
Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?
А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
Письмо с комментированием. 2 человека
На экране предложение
Наступила долгожданная весна.
- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.
4) А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение из , используя определения.
Прочитаем. Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради, я верну их в конце дня.
V. Итоги
- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?
- Для чего нужны определения в речи?
- Как называются образные определения? Дети оценивают свою работу, используя цветы трёх цветов: желтый все понятно, синий – были затруднения, красный - было очень трудно