Рабочая программа по физике 7-9 кл +тематическое планирование 7 кл, Пурышева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО естественно- заместитель директора по УР Директор школы
научного цикла. Протокол №1 от _________ Н.Н. Назаренко _________ О.А. Гранчук
«29» __08__ 2015 г. «29» __08__ 2015 г. «31» __08__ 2015 г.
Рабочая программа
основного общего образования предмету «физика»
7-9 классы
Кияева Лариса Анатольевна, высшая, 27 лет
Ф. И. О., категория, стаж
с. Советское
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Физика » для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года 1 поколения;
- Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.
- Авторской программы по предмету «физика» 7-9 классы, под редакцией Н.С. Пурышева, Н.Е Важеевская.
- Программы развития МБОУ «Советская СОШ» на 2014-2018 гг.;
- Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Советская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе;
- Учебного плана МБОУ «ССОШ» на 2015-2016 учебный год, федерального базисного учебного плана.
Рабочая программа составлена для общеобразовательного учебного учреждения, рассчитанная для учащихся 13-15 лет.
Образовательная область "ФИЗИКА" представляет одну из базовых образовательных областей основного общего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена ключевой ролью физических знаний в современной научной картине мира, важным значением физических знаний для освоения всех естественных наук и техники, большими возможностями физики для интеллектуального развития учащихся.
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Сроки реализации учебной рабочей программы: 2015-2018 гг.
Предлагаемая рабочая программа разработана на основе авторской программа основного общего образования по физике VII – IX классы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика 7-9 классы» - М.: Дрофа, 2010.
Цели обучения:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета:
Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Формы, методы, технологии обучения и режим занятий.
а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Виды: урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.
в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:
- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.
г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:
Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.
д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Занятия проводятся в первую смену с 900 до 1430.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю.
Учебный план предусматривает изучение предмета в следующем объёме:__
_
Года обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
7 класс
2
35
70
8 класс
2
35
70
9 класс
2
34
68
208 часов за курс
В 9 кл. количество часов по учебному плану 68, поэтому предусмотрено сжатие программного материала на 2 ч.
Коррекционная работа
Важными коррекционными задачами курса физики в специальной школе и классах выравнивания для детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные.
При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.
Учет особенностей детей с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение: а) подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента; б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий; в) осуществление обратной связи ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение определенных тем и вопросов, имеющих практическую направленность; увеличено время на проведение лабораторных работ, на повторение пройденного; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. В последнем случае проводиться отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса; некоторые сложные вопросы могут быть вынесены на факультативные занятия.
В связи с тем что в каждом классе имеются дети с разными возможностями усвоения материала, необходим дифференцированный подход к учащимся. Поэтому часть материала рекомендована для более сильных учащихся класса, остальным достаточно преподнести данные вопросы в пассивном плане в форме объяснения, обзора.
При изучении курса физики используются единицы измерения физических величин в системе СИ, однако следует давать и некоторые внесистемные единицы, имеющие практическое значение.
Ниже рассматриваются конкретные изменения, внесенные в программу по классам.
VII класс (67 ч)
Изучение курса физики начинается в VII классе.
На тему Введение отводится 3 ч. Учащиеся знакомятся с кабинетом физики, с учебником, проводится беседа «Учись учиться». При рассмотрении вопроса «Что изучает физика?» внимание учеников заостряется на отличии опыта от наблюдения, на измерении физических величин.
На изучение следующих тем Первоначальные сведения о строении вещества, Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов, Работа и мощность. Энергия отводится соответственно 5, 20, 24, 15 ч.
Внутри указанных тем производится увеличение времени изучения следующих вопросов: Расчет пути и времени движения (2 ч), Плотность вещества (4 ч), Давление. Единица давления (2 ч), на отработку понятий и решение задач по данной теме дополнительно выделяется 1 ч. Добавляется время на лабораторные работы, на повторение материала, на решение задач. Увеличение часов идет за счет резервного времени.
Значительное увеличение времени на тему Плотность объясняется тем, что понятия «объем», «масса», «плотность» являются ключевыми для курса физики данного учебного года. Учащиеся постепенно подводятся к осмыслению понятия «плотность вещества», завершается тема соответствующей лабораторной работой.
В ознакомительном плане рассматриваются следующие темы (вопросы): Расчет массы и объема по плотности (только для более сильных учеников). У школьников с ЗПР вызывает затруднения перевод кубического сантиметра в кубический метр, и наоборот; они путают понятия «масса» и «вес».
КПД механизмов затруднения вызывает усвоение понятий о полной и полезной работе. Лабораторная работа по данному вопросу проводится со всем классом.
Обзорно изучаются следующие вопросы: Сила упругости. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой по данной теме опрашиваются более сильные ученики; Графическое изображение сил. Сложение сил сложности возникают из-за понятия «вектор»;
Момент силы - трудно усваивается понятие «плечо силы», достаточно введения понятия «плечо для рычага». Для учащихся с ЗПР сложны необходимые геометрические построения.
Преломление света вызывают затруднения как сама тема, так и связанные с ее изучением геометрические построения; Построение изображения в линзах выполняются построения только для собирающей линзы. Данная тема может быть вынесена на факультативное занятие, и тогда добавляются построения и для рассеивающей линзы.
Из изучения исключаются вопросы: Взаимодействие тел (частично рассматривается при объяснении темы Инерция).
VIII класс (64 ч)
На изучение тем Тепловые явления, Электрические явления, Электромагнитные явления, Световые явления отводится соответственно 24, 24, 6, 8 ч.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда необходимо, чтобы все учащиеся запомнили только формулу; более сильные ученики могут давать ее объяснение.
Увеличивается время на изучение таких вопросов, как Последовательное соединение проводников (2 ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (2 ч). Отдельно (как самостоятельные уроки) изучаются вопросы Излучение, Напряжение, Измерение напряжения. Особое внимание уделяется вопросу Электродвигатель постоянного тока и проведению соответствующей лабораторной работы.
В ознакомительном плане рассматриваются следующие темы (вопросы): объяснение графика плавления и отвердевания в соответствующей теме; Электрическое поле; Магнитное поле Земли.
Обзорно изучаются такие вопросы, как Взаимодействие молекул. Существование агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетической теории усвоение данного материала предполагает значительную степень абстрагирования; Измерение атмосферного давления; Барометр-анероид, Атмосферное давление ни различных высотах. Манометры; Архимедова сила - по данному вопросу можно опросить лишь некоторых более сильных учеников;
Удельная теплоемкость вещества; Делимость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицательный заряд электрон); Строение атома подчеркивается связь с аналогичным материалом из курса химии; Электрический ток в металлах. На факультативные занятия выносятся вопросы: Кипение (по усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения). Расчет проводника от его параметров. Реостаты, Регулировка тока реостата (лабораторная работа).
Из изучения исключаются вопросы: Высота столбов различных жидкостей в сообщающихся сосудах.
IX класс (62 ч)
На изучение тем Основы кинематики, Основы динамики. Законы сохранения, Механические колебания и волны отводится соответственно 24, 24, 6, 8 ч.
Увеличивается время на решение задач по темам Равноускоренное движение, Свободное падение, что способствует более прочному усвоению основных формул; решение задач по первому и второму законам Ньютона (+2 ч); проведение лабораторной работы «Определение жесткости пружины требует предварительной подготовки из-за ее сложности и объемности; на изучение вопроса Закон сохранения импульса ( + 1 ч) и на решение соответствующих задач (до 2 ч для детального разбора каждого случая); на изучение темы Закон сохранения полной механической энергии (2 ч).
В ознакомительном плане изучаются такие темы (вопросы), как Положение тела в пространстве, Система отсчета и Перемещение по курсу математики к этому времени еще недостаточно отработано понятие «вектор»; Графическое представление движения из-за затруднений в чтении графиков; Относительность движения с учетом недостаточности пространственных представлений у учащихся; Сила всемирного тяготения, Постоянная всемирного тяготения знание формулы Fт обязательно для всех учащихся, сильные ученики должны уметь ее объяснить; Вес тела, движущегося с ускорением вверх, вниз; Работа, совершаемая силами, приложенными к телу, и изменение его скорости; Работа силы трения и механическая энергия; Свободные и затухающие колебания учащиеся испытывают затруднения в восприятии этого материала, в чтении соответствующих графиков; Период в колебательном движении лабораторная работа проводится со всем классом.
Изучать обзорно предлагается следующие вопросы: Перемещение при равноускоренном движении в целом этот материал объемен и труден для понимания учащихся с ЗПР, особенные сложности связаны с выведением формулы, но ее знание необходимо; Криволинейное движение школьников затрудняет работа с векторами, они плохо усваивают понятия «период», «частота», однако знакомство с этой темой важно в плане осуществления межпредметных связей с трудовым обучением; Вес тела, Невесомость;
Работа силы упругости, Потенциальная энергия упругодеформированного тела решение задач по данной теме предлагается только сильным ученикам.
Исключены из изучения такие вопросы, как Проекции векторов и действия над ними; Движение тела под действием нескольких сил (здесь сложны и построение, и переход от векторной формы математической записи уравнения движения к скалярной); в теме Энергия тела в колебательном движении исключается весь математический аппарат: формула энергии не рассматривается.
В IX классе по лабораторному практикуму планируется 5 двухчасовых работ.
Раздел
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
8 класс
9 класс
Введение
Движение и взаимодействие тел
Звуковые явления
Световые явления
Первоначальные сведения о строении вещества
Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)
Механические свойства твердых тел
Тепловые явления.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
Электрические явления
Электрический ток и его действия
Законы механики
Механические колебания и волны.
Электромагнитные явления.
Электромагнитные колебания и волны.
Элементы квантовой физики.
Вселенная.
Физика и физические методы изучения природы
6
Механические явления
38
6
12
24
6+1
Тепловые явления
6
18+2
7
Электрические и магнитные явления
6
17+2
11
Электромагнитные колебания и волны
16
8
Квантовые явления
9
Элементы астрономии
8
Резерв свободного учебного времени
4
0
1
7 кл. .
8 кл. .
9 кл. .
Контрольных работ
6
6
6
Лабораторных работ
15
12
9
Перечень лабораторных работ.
№ п/п
Лабораторная работа
Класс
1
Измерение длины, объёма и температуры тела
7
2
Измерение размеров малых тел
7
3
Измерение времени
7
4
Изучение равномерного движения
7
5
Измерение массы тела на рычажных весах
7
6
Измерение плотности вещества твёрдого тела
7
7
Градуирование динамометра и измерение сил
7
8
Измерение силы трения скольжения
7
9
Измерение коэффициента трения скольжения
7
10
Изучение условия равновесия рычага
7
11
Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости
7
12
Наблюдение прямолинейного распространения света
7
13
Изучение явления отражения света
7
14
Изучение явления преломления света
7
15
Изучение изображения, даваемого линзой
7
1
Измерение выталкивающей силы
8
2
Изучение условий плавания тел
8
3
Сравнение кол-ва теплоты при смешивание воды разной температуры
8
4
Измерение удельной теплоёмкости т/т
8
5
Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре
8
6
Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках
8
7
Измерение напряжения на различных ее участках электр. цепи
8
8
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
8
9
Регулирование силы тока реостатом
8
10
Изучение последовательного соединения проводников
8
11
Изучение параллельного соединения проводников
8
12
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
8
1
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
9
2
Изучение колебаний математического и пружинного маятника
9
3
Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
9
4
Изучение магнитного поля постоянных магнитов
9
5
Сборка электромагнита и испытание его действия
9
6
Изучение действия м/п на проводник с током
9
7
Изучение работы электродвигателя постоянного тока
9
8
Изучение деления ядра атома по фотографии треков
9
9
Определение размеров лунных кратеров
9
10
Определение высоты и скорости выброса в-ва из вулканов на спутнике Юпитера Ио
9
Перечень демонстраций.
7 кл
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Относительность движения.
Равномерное движение.
Прямолинейное и криволинейное движение
Прямолинейное равноускоренное движение
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Плотность вещества.
Сложение сил.
Действие силы упругости.
Действие силы тяжести.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Трение, увеличение и уменьшение.
Определение работы при перемещении тела.
Определение мощности при ходьбе.
Устройство и действие рычага.
Устройство и действие блока.
Равенство работ при использовании простых механизмов.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Действие водяной турбины.
Переход потенциальной энергии в кинетическую.
Потенциальная энергия поднятого над землей тела и деформированной пружины. Совершение работы за счет кинетической энергии тела.
Примеры колебательных движений.
Зависимость периода колебаний:
а) нит. маятника от длины нити; б) пруж.маятника от массы груза и жесткости пружины.
Колеблющееся тело как источник звука.
Образование и распространение поперечных и продольных волн.
Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний.
Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Отражение звуковых волн.
Прямолинейное распространение света. Образование тени, полутени.
Отражение света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Полное отражение.
Ход лучей в линзах.
Получение изображения с помощью линз.
Устройство глаза.
Лупа, очки.
Разложение белого света в спектр.
8 кл
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром.
Передача давления жидкостям и газам
Устройство и действие гидравлического пресса.
Давление газа.
Архимедова сила.
Закон Паскаля.
Виды деформаций.
Изменение внутренней энергии при теплопередаче.
Теплопроводность различных тел.
Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.
Наблюдение конвекции в жилом помещении.
Испарение различных жидкостей.
Охлаждение жидкостей при испарении.
Устройство и действие четырехтактного ДВС.
Действующая модель паровой машины.
Показ паровой турбины с помощью диапозитивов или фотографий.
Электризация различных тел.
Взаимодействие наэлектризованных тел.
Определение заряда наэлектризованного тела.
Электрическое поле наэлектризованных шариков.
Электроскоп.
Электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор.
Составление электрической цепи.
Устройство карманного фонаря.
Тепловое, химическое, магнитное действие тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка.
Измерение сопротивлений
Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Нагревание проводников током.
9 кл
Определение координаты материальной точки в заданной системе отсчета.
Зависимость перемещения от времени.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Относительность движения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Падение тел в разряженном пространстве.
Направление скорости при движении по окружности.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Модель ракеты.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
Взаимодействие параллельных токов.
Действие магнитного поля на ток.
Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
Электромагнитная индукция.
Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдения треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Перечень проектов, исследовательских работ.
Исследование физических свойств животных. (7,9)
Физика в игрушках. (9,10)
О чем говорят звезды? (9,11)
«Загадочные природные явления» (7-11)
«Солнечная система» (7,9,11)
«Альтернативные виды топлива» (8,10)
«Физика и косметология» (8,10)
«Электрические цепи» (8,10)
Артериальное давление(8,10)
Атмосферное давление - помощник человека(8,10)
Биологическое действие радиации(9,11)
Бумеранг(7,9,10)
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека(8,10)
Изучение природы звука и необычные звуковые явления(9,11)
Какой термос лучше? (8)
Применение законов механики к исследованию физических возможностей человека(9,10)
Энергетические затраты подростков и их восполнение(8-10)
Время и его измерение(9,11).
Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов(7,9-10).
Список литературы для учителя и учащихся.
УМК:
1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика, 7, 8, 9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений,-
М.: Дрофа, 2009.
2. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочие тетради. Физика, 7, 8, 9 классы.-М.: Дрофа, 2009 .
3. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование. Физика, 7, 8, 9 классы: метод, пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2009.
Методическая литература:
Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева.
Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989.
Физика: дидактические материалы для 7,8,9 классов / А.Е. Марон – Дрофа, 2007.
Физика. Методическое пособие. 7, 8, 9 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
Дополнительная литература:
Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики.- М.: Просвещение, 1988.
Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. - М.: Просвещение, 1975.
Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
Перечень технических средств обучения.
Экран.
Телевизор + осциллограф.
Перечень лабораторного и демонстрационного и оборудования.
Общие приборы
1.
Экран.
2
2.
Штатив с муфтой и лапкой
5
3.
Универсальный штатив
1
4.
Выпрямитель на 42/36 В
2
5.
Двигатель постоянного тока
1
6.
Телевизор + осциллограф
1
7.
Барометр-анероид
1
8.
Гигрометр психрометрический
1
9.
Трубка Ньютона.
1
10.
Гидравлический пресс
1
11.
Насос Комского
1
Оборудование по астрономии
13.
Модель небесной сферы
2
14
Телескоп-рефрактор
1
15.
Карта поверхности Луны
1
№
п/п
№
шкаф
Название прибора
Класс
Количество
план
факт
Тепловые явления:
16
1.
Теплоприёмник
8
1
1
17
2.
Прибор для демонстрации теплоемк. тел.
8, 10
1
2
18
3.
Шар для взвешивания воздуха
8
1
2
19
4.
Набор капилляров
8
1
нет
20
5.
Гигрометр металлический
8
1
1
21
6.
Колбы,
7-11
9
22
7.
Мензурка, 600 мл, шк 100мл
7-11
4
23
8.
Мензурка, 100мл
7-11
5
24
9.
Чашка кристаллизационная
8,10
1
25
10.
Манометр открытый демонстрационный
7, 8, 10
1
1
26
11.
Манометр демонстрационный
7, 8, 10
1
1
27
12.
Микроманометр учебный
7, 8,10
1
1
28
13.
Стакан отливной
7-11
9
13
29
3.
Ведерко Архимеда
8
1
2
30
4.
Набор для демонстраций «Вращение»
7, 9, 10
1
1
31
5.
Набор демонстрационный «Механика»
7, 9, 10
1
·
1
32
6.
Прибор для демонстрации вын-х колебаний
9, 10
1
1
II 1.
Взаимодействие тел:
33
1.
Мензурка 250мл
7, 8, 10
9
17
34
2.
Мензурка 50 мл
7, 8, 10
9
15
35
3.
Колориметр
8, 10
7
3
36
3.
Лабораторный набор «Тепловые явления»
8,10
7
13
37
4.
Весы электронные, 1000г
1
1
38
5.
Набор «Плавание тел. Гидростатика»
8
7
15
39
6.
Лабораторные весы с разновесами
7-11
7
6
40
7.
Пр-р для дем-и инерции и инертности тела
7
1
1
41
1 .
Разновесы
7-11
2
42
2.
Набор грузов по 100 г
7
7
10
43
3.
Цилиндры (набор)
7
5
5
44
4.
Шарики металлические
7
7
3
45
5.
Бруски (набор)
7
5
5
46
6.
Наборы деревянных тел: цилиндр, брусок
7,7
7,7
5,5
47
7.
Набор пружин
7-11
1
1
48
8.
Набор пружин с разной жесткостью
7-11
7
13
49
9.
Ручной насос
7,8
1
1
50
11.
Модель броуновского движения
7,10
1
1
51
12.
Набор «Механика»
7,9,10
7
13
52
13.
Трубка Ньютона
9
1
1
53
14.
Модель двигателя внутреннего сгорания.
8
54
15.
Прибор для демон. давления тел
7
55
1. Я:
Рычаг
7
7
5
56
2.
Динамометр лабораторный
7-11
14
26
57
3.
Легкоподвижные тележки
7, 9, 10
2
2
58
4.
Насос всасывающий и нагнетательный
7
1
1
59
19
Весы чувствительные
7, 9, 10
3
60
20.
Прибор для изучения законов Ньютона
9,10
9
3
61
III 1.
Набор для демонстрации видов деформации
7, 9, 10
1
1
62
2.
Динамометр демонстрационный
7
2
2
63
3.
Тарелки магденбургские
7
1
1
64
4.
Металлический желоб
9
7
7
65
5.
Модель ракеты
9,10
1
1
Твердые тела
66
I. 1
Модель «кристаллическая решетка графита»
8
1
1
67
2.
Модель «к/р каменной соли»
8
1
1
68
3.
Модель «кристаллическая решетка льда»
8
1
1
69
4.
Модель «кристаллическая решетка алмаза»
8
1
1
Волны, звук. Электричество.
70
5.
Метроном
9
1
1
71
6.
Камертоны на резонаторных ящиках с молоточком
9,10
6
72
7.
Камертон с пером.
9,10
1
1
73
8.
Теллурий
9
1
74
1.
Звуковой генератор
9,10
1
1
75
2.
Набор п/п приборов
10
1
2
76
3.
Гальванометр цифровой
8
1
2
77
4.
Электросчетчик
8
1
1
78
5.
Машина электрическая обратимая
8
1
1
79
6.
Прибор для демонстрации м/п кругового тока
8,10
1
1
80
8.
Прибор для д. взаимодействия э/т
9
1
1
II
Электричество:
81
II 1.
Набор «Электричество»
8, 10
7
15
82
2.
Ключ двухполюсный
8, 10, 11
1
1
83
3.
Ключ четырехполюсный
8, 10, 11
1
2
84
4.
Лампочки на поставках
8-11
7
2
85
5.
Набор резистров для практики
8-11
7
13
86
6.
Набор «Магнетизм»
8-11
7
2
87
7.
Прибор для демонстрации зависимости сопротивления проводника от его длины, площади сечения и материала
8,10
1
1
88
1.
Выпрямитель 36/4V
8-11
7
7
89
2.
Выпрямители ЛИП90 (220/36V|4V)
8-11
2
90
3.
Лабораторный набор «Электричество»
8-11
7
15
91
4.
Набор сопротивлений
8-11
7
7
92
5.
Магазин сопротивлений демонстрационный
8, 10
1
1
93
5.
Амперметр лабораторный с проводами
8-11
7
13
94
6.
Вольтрметр лабораторный с проводами
8-11
7
13
95
7.
Ключ на 4V
8-11
7
13
96
1. Я.
Набор проводов
8-11
7
13
97
2.
Реостат на 4 V
8-11
7
5
98
3.
Резистор лабораторный
8-11
7
7
99
4.
Модель действующего электродвигателя
10
7
2
100
5.
Набор mA, mkA, mV
8, 10
4
101
II 1.
Набор «Электричество»
8, 10
7
15
102
2.
Ключ двухполюсный
8, 10, 11
1
1
103
3.
Ключ четырехполюсный
8, 10, 11
1
2
104
4.
Лампочки на поставках
8-11
7
2
105
5.
Набор резистров для практики
8-11
7
13
106
6.
Набор «Магнетизм»
8-11
7
2
107
7.
Прибор для демонстрации зависимости сопротивления проводника от его длины, площади сечения и материала
8,10
1
1
108
1.
Выпрямитель 36/4V
8-11
7
7
109
2.
Выпрямители ЛИП90 (220/36V|4V)
8-11
2
110
3.
Лабораторный набор «Электричество»
8-11
7
15
111
4.
Набор сопротивлений
8-11
7
7
112
5.
Магазин сопротивлений демонстрационный
8, 10
1
1
113
5.
Амперметр лабораторный с проводами
8-11
7
13
114
6.
Вольтрметр лабораторный с проводами
8-11
7
13
115
7.
Ключ на 4V
8-11
7
13
116
1. Я.
Набор проводов
8-11
7
13
117
2.
Реостат на 4 V
8-11
7
5
118
3.
Резистор лабораторный
8-11
7
7
119
4.
Модель действующего электродвигателя
10
7
2
120
5.
Набор mA, mkA, mV
8, 10
4
121
III 1.
Мензурки, 500мл
7,8
7
5
122
2.
Мензурки, 250мл
7,8
7
2
123
3.
Цилиндрический сосуд
5
124
4.
Прибор для демонстр. газовых законов
10
2
125
5.
Весы технические с разновесами
7-11
1
1
126
1.
Электроскоп, пара, лабор-й с линейкой
8, 10
9
13
127
2.
Электроскоп, демонстрационный
8, 10
1
1
128
3.
Электрический звонок
8,10
1
1
129
4.
Набор для демонстрации спектров э/п
8, 10
1
1
130
9.
Модель телеграфного аппарата
8
1
1
131
1.
Модель для дем-и в объеме линий м/п
8-9, 11
1
1
132
2.
Набор для демонстрации объемных спектров постоянных магнитов
8-9,11
1
1
133
3.
Магнитная стрелка
8-9,11
9
3
134
4.
Модель молекулярного строения магнита
9,11
1
2
135
5.
Набор материалов по физике
7-11
1
1
136
6.
Конденсатор переменой емкости
9
2
1
137
7.
Конденсаторы разной емкости
9
3
138
8.
Генератор высокого напряжения
1
139
9.
Двигатель постоянного тока
8
1
140
10.
Катушка для демонстрации м/п тока
8-9,11
1
1
141
11.
Индикатор индукции магн./поля
8-9,11
1
1
142
12.
Маятник электростатический
8, 10
1
1
143
13.
Термопара
8, 10
1
1
144
14
Полочка стеклянная и эбонитовая
8, 10
1
2
145
15.
Катушка-моток
9, 11
7
2
146
16
Полосовой магнит
7-9
147
17
Дугообразный магнит
7-9
148
Я:1.
Термометр 1-100єС
7-11
7
2
149
III.1.
Электрометр с принадлежностями
8, 10
2
2
150
2.
Амперметр демонстрационный
8, 10
1
1
151
3.
Реостат рычажной
8, 10
1
1
152
4.
Секундомер электрический
7-11
2
1
153
Э/м волны
152
1.
Линзы водяные
7, 11
1
1
153
2.
Линзы стеклянные собирающие
7, 11
7
2
154
3.
Линзы стеклянные рассеивающие
7, 11
7
1
155
4.
Пробирки, трубки (стекл., резин.), пробки
8, 10,11
156
5.
Экран лабораторный
7, 11
7
7
157
6.
Калейдоскоп
7, 11
1
1
158
7.
Набор «Тепловые явления»
8, 10
1
1
159
1.
Прибор для демонстрации э/м индукции
9,11
1
1
160
Я:1
Набор резиновых трубок разного диаметра
7-11
161
III.1.
Счетчик-секундомер
1
1
162
2.
Источник постоянного и перем. напряжения
1
1
163
3.
Источник питания демонстрационный???
8, 10
1
1
164
4.
ИПД-1
8,10
1
1
165
5.
Выпрямители
8-9
1
1
166
6
Трансформатор
9
3
167
7
Конденсатор
9,10
ТАБЛИЦЫ ПО ФИЗИКЕ
№
Название таблицы
класс
№
название таблицы
класс
1
Водяной насос
8
22
Изменение в/э
8,10
Барометр-анероид
8
Закон сохран. электрич. заряда
8,10
2
Виды деформаций
7, 10
23
Гидравлическая турбина
10
Использование диффузии в техн.
8
Кристаллы
8,10
3
Теплоизоляционные материалы
8
24
Определение скоростей м-л
10
Схема работы шлюза
8
Тепловое расширение
8,10
4
Подшипники
7
25
Разряды в газах
10
Гидравлический домкрат
8
Принцип устройства ген. э/т
10
5
Соединение потребителей э/э
8
26
Виды деформаций
10
Электронагревательные приб.
8
Э/м реле
8
6
Применение э/м
9
27
Схема гидроэлектростанции
11
Изготовление катушки индукт.
9
Применение ультразвука
10
7
Телефон
8
28
Определение заряда электрона
10
Дизель
8
Термисторы и фоторезисторы
10
8
Схема водяного отопления
8
29
Конденсаторы
10
Подача воды потребителю
8
Виды деформаций
10
9
Холодильник
8
30
Трансформатор
11
Теплоизоляционные материалы
8
Рентгеновская трубка
11
10
Гальванические ист. тока
8
31
Масс-спектрометр
11
Плавкий предохранитель
8
Опыт Майкельсона
11
11
Схема опыта Резерфорда
8,11
32
Передача и распределение э/э
11
Аккумуляторы
8
Телевидение (1)
11
12
Двигатель постоянного тока
9
33
Схема гидроэлектростанции
11
Паровая турбина
8
Теплоэлектроцентраль
8,11
13
Жидкое трение
9
34
Радио Попова
11
Космический корабль
9
Генератор переменного тока
11
14
Силы упругости
7
35
Телевидение (2)
11
Перегрузка
9
Относительн. Промежут. Врем.
11
15
Упрощенная сх. Преобр. Энергия
9
36
Рубиновый лазер
11
Реактивное движение
9
Завис. Массы от скорос. Дв. Тела
10
16
Траектория движения
9
37
Спектрограф
11
Сложение перемещения и скор.
9
Ураново-графитовый реактор
9,11
17
Определение положения тела
9
38
Столетов
11
Реактивный двигатель
9
Завис. Массы от скор. Дв. Тела
10
18
Равновесие тел
9
39
Ядерный реактор
11
Невесомость
9
Магнит со сверхпровод. Обм.
11
19
Силы тяготения
7.9
40
Устройство дизеля
8
Сухое трение
9
Опыты Лебедева
11
20
Относительность движения
9
Давление текущ. Жидкост. И газа
9
21
Многоступенчатая ракета
9
Законы сохранения в микромире
9
Перечень цифровых информационных ресурсов и ресурсов Интернета.
7 кл.
Физика (п).
Что изучает физика (п).
Агрегатные состояния вещества (п).
Относительность движения (п).
Скорость (п).
Инерция (п).
Масса тела (п).
Плотность (п).
Силы в природе (п).
Деформация. Сила упругости (п).
Сила тяжести.
Центр тяжести (п).
Вес тела (в).
Давление (п).
Трение (в).
Сила трения (п).
Механическая работа (п).
Работа (п).
Мощность (п).
Рычаг (п).
Рычаги в технике (п).
Блок (п)
КПД простых механизмов (п).
Кинетическая и потенциальная энергия (п).
Звук (п).
Распространение звука (п).
Свет (п).
Закон отражения (в).
Преломление света (п).
Глаз. Строение глаза (п).
Наглядные мультимедийные пособия для проведения урока физики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8 кл.
Атомы (п).
Закон Паскаля (п).
Сообщающиеся сосуды (п).
Атмосферное давление (п).
Тепловые явления (п).
Тепловое движение (п).
Теплопередача (п).
Энергия топлива (п).
Плавление (п).
Удельная теплота плавления (п).
Что такое кипение (в)
Кипение. Удельная теплота парообразования (п)
Работа пара и газа при расширении (п, в).
Барометр-анероид (п).
Барометр (п).
Биография Торричелли (п).
ДВС (п).
Делимость э/з (п).
Электроскоп. Проводники и непроводники электрического тока(п).
Объяснение электрических явлений (п).
Опыты Резерфорда (п).
Электрический ток. Источники тока (п).
Действия э/т (п).
Напряжение (п).
Закон Ома (п).
Работа и мощность электрического тока (п).
Бытовые электроприборы (п).
Электробезопасность (п).
Наглядные мультимедийные пособия для проведения урока физики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9 кл.
Механика (п).
Искусственные спутники Земли (п).
Реактивное движение (п).
Длина волны (п).
Постоянные магниты (п).
Опыты Резерфорда (п).
Экспериментальные методы исследования заряженных частиц (п).
Наглядные мультимедийные пособия для проведения урока физики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Состав медиатеки.
Мультимедийное приложение к учебнику.
Физика. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 кл
Описание дистанционного образования.
С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. организуется дистанционное обучение в следующих формах:
Через электронный дневник школы;
Через сайт школы;
Через общение с помощью электронной почты учащихся, педагогов;
Через online-тестирование при подготовке к региональным экзаменам, ГИА, ЕГЭ;
Через общение в режиме реального времени с использованием ПО: Skype, TeamViewer , Mail.Ru Агент и др.
Система оценивания.
Проверка знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик 7 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Ученик 8 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Ученик 9 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.
использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
решать задачи на применение изученных законов
использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по _______физике____
Класс: ______7_
Учитель: ____Кияева Л.А._____
Количество часов:
Всего _70_ час; в неделю _2_ часа.
Плановых контрольных уроков 6, зачетов ___, тестов __1_ ч.;
Лабораторных работ 15
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./авт. Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика 7-9 классы» - М.: Дрофа, 2010
Учебник Физика. 7 класс: . для общеобразоват. учреждений/ Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, М.: Дрофа, 2009.
№
п/п
план
№
п/п
факт
Тема занятия
К/ч
Дата
план
Дата факт
Тип урока+ДО
Повторение, д/з
Вводимые опорные понятия и представления. Форм спец навыков
Таблицы (т), демонстрации (д), оборуд-е(о) ЦОРы (ц)
1 четверть Тема 1. Введение 6 ч
Цели: Р. Познакомить с методологией познания мира.
О. Учить работать с приборами.
В. Заинтересовать детей предметом.
Типы уроков: изучение нового материала - инм; совершенствования ЗУН - сзун; обобщения и систематизации-осзун; контроля, учета и оценки ЗУН- куозун, комбинированный, практический-пр.
1
Вводный и первичный инструктаж по ТБ и ОТ
Что и как изучают физика и астрономия?
1
2.09
инм
С4, §1-2
Физика
Физические величины. Единицы СИ кратные и дольные единицы физической величины
Погрешность, виды погрешн. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора.
Физические модели. Физика и развитие представлений о материальном мире
2
Физические величины. Единицы физических величин.
1
7.09
инм
С12, § 3
д1
о:31,36,81,86; ц4,
3
Измерение физических величин (ф/в). Точность измерений.
1
9.09
ком
М. 5 кл. S,V,t,m
С13, §4-5
Линейка, часы, о148; ц3-4
4
Инструктаж по ТБ (ИТБ). Лабораторная работа (Л/р) №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»
1
14.09
пр
Повт с 4-18
линейка, о121, 148
5
ИТБ Л/р №2 «Измерение размеров малых тел».
ИТБ Л/р №3 «Измерение времени»
1
16.09
пр
Повт с 4-18, дом опыт
Секундомер,
линейка, горошины
6
Связи между ф/в. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
1
21.09
инм
С22, §6-8
д2,; ц3-4
о6, ноутбук, телефон
Тема 2 Движение и взаимодействие тел 38 ч
О. Дать представление о физических величинах. Учить решать и оформлять задачи по физике. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль, делать вывод. Проверить уровень знаний, понимания изученного, умений применить их при решении задач.
Р. Показать связь математики и физики. Активизировать пассивный словарь. Показать связь науки и жизни. Развивать навык решения задач в общем виде. Самостоятельное выполнение посильных заданий. Внимание на подаче зрительной и устной информации. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций. Зрительно-пространственную ориентацию.
В.Учить работать в паре самостоятельно. Стремление участвовать в работе. Развивать находчивость и интуицию. Показать роль личности в науке и исторический путь развития представлений о физических понятиях. Показать применение выводов науки в технике. Умение управлять своими эмоциями. Культура общения в коллективе. Усидчивость, умение преодолевать трудности. Правильное реагирование на замечание, похвалу. Политехническое воспитание. Формирование научного мировоззрения.
Типы уроков: изучение нового материала - инм; совершенствования ЗУН - сзун; обобщения и систематизации-осзун; контроля, учета и оценки ЗУН- куозун, комбинированный, практический-пр.
7
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
1
23.09
инм
М. 5 кл. S, V, t
С27, §9-10
Средняя скорость.
Построение и чтения графиков зависимости равноускор. движения от времени. Путь, пройд. телом при РУПД. Ед. ускорения Закон инерции. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса. Центр тяжести. Единицы массы. Единицы плотности. Значение плотностей веществ.
Сила. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Методы измерения силы. Международная система единиц.
Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Гравитационная постоянная, ее физический смысл.
Явление инерции. Второй и третий з-ны Ньютона.
Зависимость силы упругости от деформации пружи-ны. Давление. Методы измерения давления.
Мощность.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Момент силы.
Блок. Подвижный и неподвижный блоки. «Золотое правило» механики. Полезная работа. Полная работа.
Применение простых механизмов. Равенство работ при использовании простых механизмов.
Энергии – физическая величина. Ед. энергии. Зав-ть кин. энергии от массы тела и его ск-ти. Зав-ть потенц. эн-ии тела, подн. над землей, от его массы и высоты подъема. Потенц. эн-я деф. тела. Отн-ть нач-ия кин. и потенц. энергии.
Д3; о42, 57; т17,20; ц3-4
8
Траектория. Путь. Равномерное движение.
1
28.09
ком
С31, §11-12
Д4;о51, т16; ц3-4
9
Скорость равномерного движения.
1
30.09
ком
С32, §12
Задачник; ц3-4
10
ИТБ Л/р №4 «Изучение равномерного движения».
1
05.10
пр
Повт § 9-12
О2,44,64; ц3-4
11
Неравномерное движение. Средняя скорость.
1
07.10
инм
С37, §13
Д5, о51; ц3-4
12
Повторительно-обобщающий урок по т. «Равномерное и неравномерное движение»
1
12.10
сзун
Тест, повт формулы
13
Контрольная работа №1 «Равномерное и неравномерное движение»
1
14.10
куозун
14
Равноускоренное движение. Ускорение.
равноускоренного движения.
1
19.10
инм
масса м. 5 кл.
с41, §14
Д6,о51; ц4
15
Инерция. Масса. Измерение массы.
1
21.10
ком
С47, §16-18
Д7, 8 о37,39,41; ц4
16
ИТБ Л/р №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
1
26.10
пр
С47, §16-18
О39,41,42
17
II четверть
Плотность вещества.
1
28.10
инм
С55, §19
Д9, о39,45; ц4
18
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»
1
09.11
пр
С55, §19
О39,41, тела прав. ф.
19
Решение задач по теме: Плотность вещества.
1
11.11
сзун
фор-лы пути, пл-ти, массы
задачник
20
Контрольная работа №2 «Масса. Плотность»
1
16.11
куозун
21
Сила. Измерение силы. Международная система единиц.
1
18.11
инм
С20, §20-22
Д8, о 42,56,57,; ц4
22
Сложение сил
1
23.11
ком
С70, §23
Д10, о42,62; ц4
23
Сила упругости
1
25.11
ком
масса тела,
с73,§24
Д11,12, о41,47,56; т2,14; ц4
24
Сила тяжести.
1
30.11
ком
С75, §25
Д13, о42,56; ц4
25
Закон всемирного тяготения.
1
02.12
ком
С78, §26
модель С/с; т19; ц4
26
Вес тела. Невесомость.
1
07.12
ком
С81,§27
Д14, о42,56; т14,18
27
Л/р №7 «Градуирование динамометра и измерение сил». Решение задач.
1
09.12
пр
Повт §20-27
о41,56
28
Давление
1
14.12
инм
С84, §28
Д15, о42,54; ц4
29
Контрольная работа за 1 полугодие
1
16.12
куозун
30
Сила трения.
1
21.12
инм
С89, §29
Д16 о42,45,54; т13,19; ц4
31
Л/р №8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике.
1
23.12
пр
силы в природе С89, §29
с/тр.(Д)
32
Л/р №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
III четверть
1
28.12
пр
С89, §29
о42,45,54, линейка
33
Механическая работа.
1
11.01
инм
С100, §31
Д17, о 42,45,54, линейка; ц4
34
Мощность.
1
13.01
инм
С103, §32
Д18, линейка; ц4
35
Решение задач. Подготовка к к/р по т. «Работа. Мощность»
1
18.01
осзун
Повт §31-32
задачник; ц4
36
Контрольная работа№4 «Работа. Мощность»
1
20.01
куозун
37
РНО. Простые механизмы Правило равновесия рычага.
1
25.01
инм
С106, §33-34
Д19, о51,55; ц4
38
Л/р №10 «Изучение условия равновесия рычага»
1
27.01
пр
С106, §33-34
О2,42,55, линейка,
39
Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия
1
01.02
инм
формулу силы тяж, работы
с108, §35-36
Д20,21, о2,21, блоки; ц4
40
Л/р №11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
1
03.02
пр
с108, §35-36
О46,56,линейка
41
Повторение КПД, простые механизмы.
1
08.02
осзун
Повт §31-36
42
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
1
10.02
инм
гл. V
с121, §37-38
Д22,23, линейка, о44,57; ц1
43
Закон сохранения энергии в механике
1
15.02
ком
С125, п39
Д24,25,о44,линейка; т15; ц1
44
Повторение и обобщение темы «Прост. механизмы. КПД. Энергия»
1
17.02
осзун
Повт с106-129
45
К/р работа №5 «Прост. механизмы. КПД»
1
22.02
куозун
Тема 3 Звуковые явления 6 ч
О. Дать представление о физических величинах. Учить решать и оформлять задачи по физике. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль, делать вывод. Проверить уровень знаний, точность усвоения материала, скорость запоминания и воспроизведения.
Р. Показать связь математики и физики. Активизировать пассивный словарь. Показать связь науки и жизни. Развивать навык решения задач в общем виде. Самостоятельное выполнение посильных заданий. Внимание на подаче зрительной и устной информации. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций. Зрительно-пространственную ориентацию.
В.Учить работать в паре самостоятельно. Стремление участвовать в работе. Развивать находчивость и интуицию. Показать роль личности в науке и исторический путь развития представлений о физических понятиях. Показать применение выводов науки в технике. Умение управлять своими эмоциями. Культура общения в коллективе. Усидчивость, умение преодолевать трудности. Правильное реагирование на замечание, похвалу. Политехническое воспитание. Формирование научного мировоззрения.
Типы уроков: изучение нового материала - инм; совершенствования ЗУН - сзун; обобщения и систематизации-осзун; контроля, учета и оценки ЗУН- куозун, комбинированный, практический-пр.
46
РНО. Колебательное движение. Период колебаний маятника
1
24.02
инм
С132, §40-41
Колебательное движение. Единицы амплитуды, периода, частоты колебаний. Связь частоты и периода колебаний.
Механические волны. Длина волны. Звук.
.Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо. Тембр.
Д26,27, о2,32; ц4
47
Звук. Источники звука.
1
29.02
ком
С137, §42
Д28, о70-72,; ц4
48
Волновое движение. Длина волны.
1
02.02.
ком
С139, §43-44
Д29, сосуд с водой, волн маш.; ц4
49
Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.
1
07.03
ком
С144, §45-46
Д30, о 74; ц4
50
Громкость и высота звука. Отражение звука.
1
09.03
ком
С147, §47-48, повт с132-154
Д31-33, о70-72; ц4
51
Тест «Звуковые явления»
1
14.03
куозун
Тема № 4 «Световые явления» 16 ч
О. Дать представление о физических величинах. Учить решать задачи по физике. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль, делать вывод. Проверить уровень знаний, точность усвоения материала, скорость запоминания и воспроизведения.
Р. Показать связь математики и физики. Активизировать пассивный словарь. Показать связь науки и жизни. Развивать навык решения задач в общем виде. Самостоятельное выполнение посильных заданий. Внимание на подаче зрительной и устной информации. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций. Зрительно-пространственную ориентацию.
В.Учить работать в паре самостоятельно. Стремление участвовать в работе. Развивать находчивость и интуицию. Показать роль личности в науке и исторический путь развития представлений о физических понятиях. Показать применение выводов науки в технике. Умение управлять своими эмоциями. Культура общения в коллективе. Усидчивость, умение преодолевать трудности. Правильное реагирование на замечание, похвалу. Политехническое воспитание. Формирование научного мировоззрения.
Типы уроков: изучение нового материала - инм; совершенствования ЗУН - сзун; обобщения и систематизации-осзун; контроля, учета и оценки ЗУН- куозун, комбинированный, практический-пр.
52
Источники света.
Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени
IV четверть
1
16.03
инм
§49-50С154,
Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.
Явление преломления света.
Линза. Фокусное расстояние линзы
Ход лучей в разных линзах.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Дисперсия белого света.
Д34, лазер; ц4
53
Л/р №12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
1
04.04
пр
§49-50С154,
ист. света, экран, предмет
54
Отражение света.
1
06.04
инм
С164, §53
Д35, зеркало, свеча, лазер; ц4
55
Лабораторная работа №13 «Изучение явления отражения света»
1
11.04
пр
С164, §53
плоское зеркало, треугольник, транспортир, булавки, кнопки картон
56
Изображение предмета в плоском зеркале.
1
13.04
ком
С166, §54
Д36, зеркало,
57
Решение задач. Самостоятельная работа «Отражение света. Плоское зеркало»
1
18.04
сзун
ПТ№
58
Преломление света. Л/р №14 «Изучение явления преломления света»
1
20.04
ком
С174, §57
Д37
59
Полное отражение. Самостоятельная работа «Преломление света»
1
25.04
ком
С178, §58
Д38,стакан с водой
60
Линза, ход лучей в линзе. Решение задач на построение изображений, пол-ых при помощи линз.
1
27.04
ком
С181, §60
Д39,40, о153,154; ц4
61
Л/р 15 «Изучение изображения, даваемого линзой»
1
02.05
пр
С181, §60
62
Фотоаппарат. Проекционный аппарат.
1
04.05
инм
С187, §62
63
Глаз как оптическая система
1
11.05
ком
С191, §63
Д41, модель глаза; ц4
64
Очки, лупа
1
16.05
ком
С194, §64
Д42, очки,лупа; ц4
65
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.
1
18.05
ком
С196, §65
Д43, диф реш, лазер; ц4
66
Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»
1
23.05
осзун
С202, §67;повт п31-67
д. образов. радуги
67
Контрольная работа за 2 полугодие
1
25.05
куозун
68
Работа над ошибками.
1
30.05
осзун
69
Повторение.
2
осзун
70
Итоговый урок
осзун
13PAGE \* MERGEFORMAT143215
"LT^bjx|Њћ°ёјАВЦЬжкт
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·џ15