Рабочая программа по физике 7 кл., автор Пурышева Н. С.

МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Советская СОШ»
____________ Гранчук О.А.
«____»___________ 2014 г.




Рабочая программа по физике на 2014-2015 уч. год


Класс: 7
Количество часов:
Всего: 70
В неделю: 2
Контрольных работ: 6
Лабораторных работ: 15



Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Автор Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская
Рабочая программа составил:
учитель физики высшей категории
Кияева Лариса Анатольевна


Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа разработана на основе авторской программа основного общего образования по физике VII – IX классы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика 7-9 классы» для 7  класса. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Она определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития воспитания и социализации учащихся.
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. организуется дистанционное обучение в следующих формах:
Через электронный дневник школы;
Через сайт школы;
Через общение с помощью электронной почты учащихся, педагогов;
Через online-тестирование при подготовке к региональным экзаменам, ГИА, ЕГЭ;
Через общение в режиме реального времени с использованием ПО: Skype, TeamViewer , Mail.Ru Агент и др.

Содержание курса
Введение (6 ч) I уровень Что и как изучают физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
II уровень Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.
Фронтальные лабораторные работы I уровень 1. Измерение длины, объема и температуры тела.
2. Измерение размеров малых тел. 3. Измерение времени.
Лабораторный опыт
II уровень Измерение малых величин.
1. Движение и взаимодействие тел (38 ч)
I уровень Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.
Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение п/м. КПД механизмов.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы I уровень
4. Изучение равномерного движения.
5. Измерение массы тела на рычажных весах.
6. Измерение плотности вещества твердого тела.
7. Градуировка динамометра и измерение сил
8. Измерение коэффициента трения скольжения
9. Изучение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Лабораторные опыты Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.
2. Звуковые явления (6 ч)
I уровень Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.
Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука.
Громкость звука. Высота тона. Тембр.
Отражение звука. Эхо.
II уровень Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Лабораторные опыты I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень Исследование зависимости периода колебаний м/м от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
3. Световые явления (16 ч)
I уровень Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.
Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.


II уровень Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.
Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Фронтальные лабораторные работы I уровень
11. Наблюдение прямолинейного распространения света. 12. Изучение явления отражения света.
13. Изучение явления преломления света. 14. Изучение изображения, даваемого линзой.
Лабораторные опыты I уровень
Наблюдение образования тени и полутени. Получение и исследование изображения в плоском зеркале.
II уровень Изготовление перископа.
Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом. Изучение закона преломления света.
Резервное время (4 ч)

Проверка знаний учащихся Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более 1 грубой ошибки и 2 недочётов; не более одн
·ой грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более 3 негрубых ошибок; 1 негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено 2 - 3 недочета, не более одной негрубой ошибки и 1 недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда. 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Ученик 7 класса должен: Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь: описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Список литературы:
1. Программа курса физики для 79 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская). М.: Дрофа, 2010 г.
2. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, – М.: Дрофа, 2008 г.
3. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
4. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
5. Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева
6. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989
7. Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Мультимедийное приложение к учебнику
Календарно-тематическое планирование
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Советская СОШ»
____________ Гранчук О.А.
«____»___________ 2014 г.

п/п


п/п
Тематическое планирование
К/ч
Дата
план
Дата
факт
Оборудование
Демонстрации (д)
Повторение



Тема 1. Введение
6 ч






1


Вводный и первичный инструктаж по ТБ и ОТ
Что и как изучают физика и астрономия?
1
01.09





2

Физические величины. Единицы физических величин.
1
04.09





3

Измерение физических величин. Точность измерений.
1
08.09

измерительные
приборы
измерение длины, объёма
мат-ка 5 кл. S, V, t, m

4

Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»
1
11.09

линейка, мензурка, термометр



5

Л/р №2 «Измерение размеров малых тел».
Л/р №3 «Измерение времени»
1
15.09

Секундомер,
линейка, горошины



6

Связи между ф/в. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
1
18.09

мобильн. телефон, порт. и др.





Тема 2 Движение и взаимодействие тел
38 ч






7

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
1
25.09



тележка

отн-ть движ.,
виды движ.

мат-ка 5 кл. S, V, t

8

Траектории. Путь. Равномерное движение.

1
27.09

детская
машинка
движ. детской
машинки


9

Скорость равномерного движения.
1
02.10

задачник
движ. шарика


10

Л/р №4 «Изучение равномерного движения».
1
04.10

штатив, желоб, шарик, линейка,



11

Неравномерное движение. Средняя скорость.
1
09.10

штатив, желоб, шарик. цилиндр
неравн. движ.


12

Повторительно-обобщающий урок по т. «Равномерное и неравномерное движение»
1
11.10





13

Контрольная работа №1 «Равномерное и неравномерное движение»
1
16.10





14

Равноускоренное движение. Ускорение.
равноускоренного движения.
1
18.10



масса м. 5 кл.

15

Инерция. Масса. Измерение массы.
1
23.10

штатив, желоб, шарик, цилиндр, весы, разновесы, грузы
взаим. тел. взвешивание


16

Л/р №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
1
25.10

весы, разновесы, грузы



17

Плотность вещества.
1
30.10

весы, разновесы, мензурка, тело



18

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»
1
13.11

весы, разновесы, тела прав. ф.



19

Решение задач по теме: Плотность вещества.
1
15.11

задачник

фор-лы пути, пл-ти, массы

20

Контрольная работа №2 «Масса. Плотность»
1
20.11





21

Сила. Измерение силы. Международная система единиц.
1
21.11

штатив, маятник,



22

Сложение сил
1
27.11

динамометр, грузы
равнодей. сил


23

Сила упругости

1
29.11

приборы для дем.
деформации тел
д. деформации тел
масса тела

24

Сила тяжести.
1
04.12

динамометр



25

Закон всемирного тяготения.
1
06.11

модель С/с
Движ. планет


26

Вес тела. Невесомость.
1
11.12

динамометр, брусок
невесомость


27

Л/р №7 «Градуирование динамометра и измерение сил». Решение задач.
1
13.12

динамометр, грузы



28

Давление
1
18.12

прибор для дем. давления т/т
дем. давления т/т


29

Контрольная работа №3 «Сила». Давление.
1
20.12





30

Сила трения.
1
25.12

динамометр, брусок
сил трения


31

Л/р №8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике.
1
27.12


увел. и уменьш. с/тр.
силы в природе

32

Л/р №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
1
15.01

динамометр, брусок, грузы, линейка



33

Механическая работа.

1
17.10

брусок, динамометр, линейка
определение работы


34

Мощность.

1
22.01


опред. мощности при ходьбе


35

Решение задач. Подготовка к к/р по т. «Работа. Мощность»
1
24.01

задачник



36

Контрольная работа№4 «Работа. Мощность»
1
29.01





37

Простые механизмы Правило равновесия рычага.

1
31.01

простые механизмы, рычаг,
д. простых механиз. и их д.


38

Л/р №10 «Изучение условия равновесия рычага»
1
05.02

Рычаг, линейка, грузы
д. рычага


39

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия
1
07.02

блок
д. блока
формулу силы тяж, работы

40

Л/р №11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
1
12.02

брусок, динамометр, линейка
определение работы при подъёме бруска


41

Повторение КПД, простые механизмы.
1
14.02





42

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
1
19.02

мяч
падение мяча
гл. V

43

Закон сохранения энергии в механике
1
21.02





44

Повторение и обобщение темы «Прост. механизмы. КПД. Энергия»
1
26.02





45

К/р работа №5 «Прост. механизмы. КПД»
1
28.02







Тема 3 Звуковые явления
6 ч






46

Колебательное движение. Период колебаний маятника
1
05.03

штатив, маятник
д. колеб-го движения


47

Звук. Источники звука.

1
07.03


д. звуковых колеб.,


48

Волновое движение. Длина волны.

1
12.03

волновая машина
д. прод-х и попер-х волн


49

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.
1
14.03

камертоны, молоточек
д. высоты, громкости


50

Громкость и высота звука. Отражение звука.
1
19.03

камертоны, молоточек, звук. генератор



51

Тест «Звуковые явления»
1
02.04







Тема № 4 «Световые явления»
16 ч






52

Источники света.
Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени
1
04.04




д. образован. тени


53

Л/р №12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
1
09.04

ист. света, экран, предмет



54

Отражение света.
1
11.04

зеркало, ист. света, экран
д. отр-ния света.


55

Лабораторная работа №13 «Изучение явления отражения света»
1
16.04

плоское зеркало, треугольник, транспортир, булавки, кнопки картон



56

Изображение предмета в плоском зеркале.

1
18.04

плоское зеркало
д. образован. изобр. за зеркалом


57

Решение задач. Самостоятельная работа «Отражение света. Плоское зеркало»
1
23.04





58

Преломление света. Л/р №14 «Изучение явления преломления света»
1
25.04

мыльный раствор
д. образов. радуги


59

Полное отражение. Самостоятельная работа «Преломление света»
1
30.04





60

Линза, ход лучей в линзе. Решение задач на построение изображений, пол-ых при помощи линз.
1
02.05

ист. света, линза, экран, линейка



61

Л/р 15 «Изучение изображения, даваемого линзой»
1
07.05





62

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.
1
14.05

Фотоаппарат, пр-ный аппарат.



63

Глаз как оптическая система
1
16.05

Модель глаза
Устройство глаза


64

Очки, лупа
1
21.05

Очки, лупы
Виды очков


65

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.
1
23.05





66

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»
1
28.05


д. образов. радуги


67

Контрольная работа за 2 полугодие
1
30.05





68

Работа над ошибками
1



 


69

Повторение.
1



 


70

Итоговый урок
1











































13PAGE \* MERGEFORMAT14215




13PAGE \* MERGEFORMAT141115




15