Проект Старинные профессии наших предков .
Муниципальная конференция
проектно-исследовательских работ обучающихся 1-4 классов
«Ступенька открытий»
«Старинные профессии наших предков»
учебно-исследовательский проект
историко-краеведческое направление
Автор: Федоркова Полина,
МКОУ «СОШ № 2», 3 «в» класс
Руководители: Садикова Н.М.,
Садыкова М.М.,
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ № 2»
Ревда, 2017
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc477723204 \h 3Теоретическая часть PAGEREF _Toc477723205 \h 4Каталог старинных профессий PAGEREF _Toc477723206 \h 4Ремёсла и профессии нашего края – отражение исторического развития нашего города PAGEREF _Toc477723207 \h 5Практическая часть PAGEREF _Toc477723208 \h 7Результаты практической деятельности PAGEREF _Toc477723209 \h 7Заключение PAGEREF _Toc477723210 \h 8Библиографический список PAGEREF _Toc477723211 \h 9Приложение PAGEREF _Toc477723212 \h 10
ВведениеМногие люди интересуются историей. Меня и моих одноклассников интересует эта наука. Я считаю, что каждый человек должен знать и изучать историю родного края, его основание, знаменитых людей, ремёсла и профессии, которые были почётными и необходимыми в то или иное время.
На уроках окружающего мира и литературного чтения мы очень часто обращаемся к темам, связанным с историей нашего родного края. Одна из таких тем очень заинтересовала меня. Это «Старинные профессии наших предков».
Цель исследования: узнать о старинных профессиях нашего края и привлечь внимание одноклассников к изучению истории нашего края.
Задачи:
1.Узнать, какие профессии пользовались особым спросом;
2.Посетить музейный комплекс «Демидов Центр», хранящий документы, орудия труда и фотографии прошлых времен;
2.Создать индивидуальные мини-проект на данную тему с публичным выступлением в классе.
Гипотеза: Я предполагаю, что многие профессии тесно связаны с социально-экономическим развитием и историей нашего города и всей страны.
Этапы исследования:
1 этап. Поиск информации о старинных профессиях наших предков.
- посещение школьной библиотеки;
-использование Интернет – ресурсов;
-использование книг, журналов, газетных вырезок из домашней библиотеки.
2 этап. Знакомство со старинными профессиями нашего края.
-изучение материала по данной теме на уроках окружающего мира и литературного чтения;
-беседа с родителями, бабушками и дедушками;
-посещение музейного комплекса «Демидов -Центр».
3 этап. Результаты практической части.
- создание мини-проектов по данной теме;
-публичная защита в классе;
-составление сборника «Старинные профессии наших предков».
Теоретическая частьКаталог старинных профессийПрофессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
В современном мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Каждый человек выбирает для себя одну, которой он посвятит свою жизнь. Любая профессия важна и необходима для комфортной и благополучной жизни человечества.
Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. О некоторых из них мы вам расскажем.
Бондарь – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли бочар или обручник. Бондарь – это ремесленник, изготавливающий деревянные бочки, кадки и другую обручную и плетеную посуду.
Кузнец - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались.
-514354445
Ткач - мастер по производству тканей на ткацком станке. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи. На первых ткацких станках основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к веткам деревьев. У земли нити закреплялись камнями и колышками. Нитки сплетались руками. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа ткани требуется особый станок.
Гончар – мастер по изготовлению изделий из глины. Из этого материала можно изготовить посуду, игрушки, музыкальные инструменты, украшения. Гончар – профессия, благополучно вытесненная цивилизацией. Однако, гончарное ремесло, потерявшее практическое значение в наши дни, все чаще воскресает, как занятное хобби.
Плотник – одна из распространенных строительных профессий, это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций. Это старинное и необходимое для общества ремесло.
Ямщик – это кучер на государственной службе. Ямщики осуществляли почтовые перевозки, перевозку чиновников, казенных и государственных грузов.
Пряха – профессия, очень похожая на профессию ткача. Нити прялись из шерсти животных на специальном приспособлении, которое называлось прялка. Готовая нить наматывалась на веретено.
Фонарщик – светлая профессия в прямом смысле этого слова. Фонарщик – человек, который зажигал фонари в городах. Тогда еще не было электричества, а освещать улицы в темное время суток необходимо. В далеком прошлом, передвигаясь с горящим факелом от одного столба к другому, фонарщик зажигал уличные фонари, внутри которых находились не электрические лампочки, а масляные лампы.
Звонарь – профессия «звонарь» на сегодняшний день является одной из редких. Его задача – не просто дать сигнал к началу службы, но и сделать так, чтобы человек услышал «голос» церкви и пришел в храм.
Заготовщик льда – это чрезвычайно трудная и опасная профессия, связанная с риском для жизни. Орудием резчиков льда были длинные пилы с грузом под водой. Лёд нарезался продольными брусками, которые назывались «кабанами». Далее эти «кабаны» поставлялись в поселения и были довольно ходовым товаром.
Плевальщик занимался посадкой репы. Название профессии дал специфический метод посева мелких семян этого растения.
Плакальщицы и вопленицы обучались ремеслу плача ещё с детства. Без них не обходилось ни одно обрядовое действо на Руси. Чем жалобней и пронзительней плакальщица могла стонать, тем выше было вознаграждение за её труды.
Скоморохи – их профессиональными обязанностями было развлечение простых людей на улицах городов. Причиной исчезновения этой профессии стал не технический прогресс, а изменения социального уклада общества.
Это, конечно, не весь перечень устаревших и забытых профессий, а только лишь его маленькая часть.
Ремёсла и профессии нашего края – отражение исторического развития нашего городаНачальной точкой отсчета в истории города можно считать 1734 год, когда заводчик Демидов построил на берегах реки Ревды небольшой чугунолитейный завод. Именно здесь было найдено крупное месторождение магнитной железной руды. Производство чугуна в Ревдах с каждым годом росло, что стимулировало рост поселка. Однако условия труда на заводе были ужасными. Поэтому волнения рабочих здесь случались очень часто (самое значительное произошло весной 1841 года). К концу XIX века в городке уже проживало около 8 тысяч человек. Ревдинцы осваивали различные промыслы и ремесла. В частности, город на всю Сибирь славился своими кустарными мастерами, которые изготавливали отличные кованые гвозди. Новый толчок к развитию город получил после строительства в 1906 году железнодорожной ветки "Екатеринбург - Пермь".
В производстве можно выделить три основные металлургические профессии: доменщик, сталеплавильщик и прокатчик. Они в свою очередь делятся каждая на большое число специальностей.
Доменщик стоит у начала металлургического цикла. Он первым встречает огненные реки выплавленного чугуна и направляет их в огромные ковши.
Сталевар и его подручные выплавляют сталь.
Конверторщики должны в совершенстве определять готовность плавки по цвету пламени и другим признакам.
В металлургии, как нигде в другой отрасли, все тесно взаимосвязано. Если сталеплавильщики не получат вовремя чугун от доменщиков, они задержат плавку, и прокатчики останутся без стальных слитков, что приведет к простою стана.
Безусловно, нельзя говорить, что это весь список самых известных профессий нашего края. Так как, город развивался всесторонне: строительство, торговля, культура, медицина, образование и другое.
Спросив у своей бабушки я выяснила, что ни одно наше поколение трудилось на металлургическом заводе. И по сей день моя бабушка работает на НЦММЗ. Ребята в классе рассказали, что их прадедушки и прабабушки в большей степени работали на железной дороге и на заводе.
Также с классом мы посетили музейный комплекс «Демидов - Центр», где нас познакомили с историей нашего города, известными профессиями прошлого столетия, где еще раз убедились, что Ревда - это перспективный город по развитию металлургии.
Практическая частьРезультаты практической деятельностиВ ходе работы над проектом нам захотелось собрать и систематизировать полученные материалы. Организовать одноклассников на защиту индивидуальных мини-проектов по теме «Старинные профессии наших предков». После каждый учащийся представил на классном часе свой проект и рисунок к нему. Здесь ребята узнали много нового и интересного, поделились впечатлениями от полученных знаний. И нами было принято решение создать сборник проектов « Старинные профессии наших предков».
1844040111125
ЗаключениеРабота над нашим проектом оказалась очень интересной и увлекательной. Мы очень много узнали про старинные профессии наших предков. Познакомились с историей развития нашего города, историей его основанием. Посетили музейный комплекс «Демидов - Центр», познакомились с различными материалами по теме проекта на уроках окружающего мира и литературного чтения, пообщались со своими близкими, узнали у них про профессии наших родственников прошлых поколений.
В практической части мы изготовили индивидуальные мини-проекты на тему «Старинные профессии наших предков». Затем представили свои работы классу, а после составили сборник всех наших работ. Тем самым, можно сделать вывод цель исследования достигнута, задачи решены.
В дальнейшем мы планируем выступить перед вторыми, третьими и четвертыми классами нашей школы, а на ближайшем родительском собрании выступить перед своими родителями.
Библиографический списокО прошлом и настоящем. Книга о Ревде, авт. С. Новиков, 2014
Ревда. О далеком, о близком и родном, авт. В. Зырянов, 2009
Газета «Городские вести», выпуск 22 (2302)
http://www.crown6.orghttp://fb.ru/
Приложение