Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный краевед»
Рецензия к программе курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для учащихся 5 кл. 34 ч.
Программа внеурочного курса «Юный краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Юный краевед» является дополнением к программе по истории России. Программа разработана для обучающихся на ступени основной школы (5 – 9 классы). Программа реализуется в курсе внеурочной деятельности, в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
В программе основной структурной единицей планирования является раздел, их в учебной программе 10 в них выделены темы занятий и раскрыто их основное содержание, знания и умения, учащихся по каждой теме. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, историческими источниками, картой, атласами, электронными ресурсами. Программа предусматривает проведение экскурсий, творческих отчетов, викторин.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно – хронологическому принципу.
Проводиться сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений по истории родного края и отечественной истории, таких, как социально – экономическое, политические, культурные процессы происходившие в стране взаимосвязаны. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на развитие истории родного края.
Программа сохраняет единое образовательное пространство. Освоение нового содержания образования осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории Отечества, литературы, географии.
- Программа состоит из 3 содержательных линий.
Задачи: воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре.
Задачи: вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами.
Задачи: Изучение природы родного края, народной культуры и традиции.
Растить рачительного хозяина своей земли; учить вдумчиво, читать вечно молодую книгу природы; воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного гуманного отношения ко всему живому на Земле; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям.
Эта программа разработана для организации внеурочной деятельности младших подростков, обучающихся в 5-м классе.
Представленная программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» может быть допущена к применению в образовательном учреждении соответствующего профиля.
Пояснительная записка к программе курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для учащихся 5 кл. 34 ч.
Программа «Юный краевед» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Юный краевед» является основой к программе по истории России. Программа разработана для обучающихся на ступени основной школы (5 – 9 классы). Программа реализуется в курсе внеурочной деятельности, в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованием федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа по курсу представляет базовый уровень краеведческих знаний.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только на основе национальной культуры, национальных традиций и потребности общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей и личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Одна из задач национально – регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и создатель природы и культуры, понимающий и любящей свою «малую Родину».
В программе основной структурной единицей планирования является раздел, их в учебной программе 10 в них выделены темы занятий и раскрыто их основное содержание, знания и умения учащихся по каждой теме. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, историческими источниками, картой, атласами, электронными ресурсами. Программа предусматривает проведение экскурсий, творческих отчетов.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно – хронологическому принципу.
Проводиться сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений по истории родного края и отечественной истории, таких, как социально – экономическое, политические, культурные процессы происходившие в стране взаимосвязаны. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на развитие истории родного края.
Программа сохраняет единое образовательное пространство. Освоение нового содержания образования осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории Отечества, литературы, географии.
Цели программы:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позиции по отношению к окружающей реальности.
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, формирование целостно представления о месте и роли истории родного края в истории России.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, давать характеристику исторических событий показывать роль личностей в истории страны.
- Программа состоит из 3 содержательных линий.
Задачи: воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре.
Задачи: вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами.
Задачи: Изучение природы родного края, народной культуры и традиции.
Растить рачительного хозяина своей земли; учить вдумчиво, читать вечно молодую книгу природы; воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного гуманного отношения ко всему живому на Земле; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям.
Эта программа нужна для организации внеурочной деятельности младших школьников, второклассников.
Содержание курса 34ч.
«Веление» - 1 час. Характеризуется необходимость изучения истории и культуры края. Что изучает предмет. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые.
1часа учебного времени. В разделе характеризуются понятия первобытность, палеолит, мезолит, неолит, занятия людей в данных периодах и их орудия труда. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Расселение племен и народов на территории нашего края.
Раздел 2. «Волжская Булгария.» - 2 часа учебного времени. Булгары, их быт и культура. Буртасы, своеобразие племен, их расселение, занятия, взаимоотношения с соседями. Образование булгарами государства – Великий Булгар.
Раздел 3. «Золотая Орда» и Казанское ханство-1 часа учебного времени. монголо – татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. Образование Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Покорение Иваном Грозным Казанского ханства.
Раздел 4. « Освоение Симбирска 167 – 18 в.» - 3часов. По окончании изучения раздела итоговое повторение разделов 1,2,3.4. В разделе 4 характеризуется причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Деятельность по освоению края воеводы Богдана Хитрово. 1648г. – основание Симбирска. Планировка Симбирска. Штурм Симбирска разинцами. Пугачев в Симбирске.
Раздел 5 «Симбирск и губерния в 19 веке» - 4 учебных часов. Отечественная война 1812г. И участие в ней симбирян. Симбирсое ополчение и его боевой путь. Декабрист - симбиряне. Дворянство Симбирской губернии. Дворянские проекты по отмене крепостного права. Симбирск в пореформенный период.
Раздел 6 «Семья Ульяновых в истории нашего края» - 4ч. Приезд в Симбирск семьи - 3ч. Деятельность И.Н, Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ. Рождение Володи. Памятные места в городе, связанные с семьей Ульяновых.
Раздел 7 «Культура края в 19 веке» - 4ч. Начало планомерного строительства. Центр города и окраины. Классическая архитектура Симбирска. Мемориальные зоны Карамзина и Гончарова.Творчество художников, архитекторов, литераторов.
Раздел 8 «Строительство моста через волгу 2ч.
Раздел 9 «Отечественная война» - 2ч. Начало войны. Патриотический подъем в области. Перевод промышленности на военный лад, эвакуация предприятий. Работа госпиталей. Ульяновцы в боях за Родину.
Раздел. 15 «Культура» - 3 часов. Развитие учреждений образования, здравоохранения. Творчество художников, артистов.
Защита творческих проектов.2ч. Итоговое повторение курса 1час. Защита творческих проектов.
Цель и задачи программы.
Цель курса – создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Совершенствовать все виды речевой деятельности детей. Воспитывать
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, истории своего края, нравственных и социальных установок. Сознательного человека, любящего свою родину. Чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в крае, определять собственную позиции по отношению к окружающей реальности. Познавательные интересы.
Освоение систематизированных знаний по краеведению, формирование целостно представления о месте и роли истории родного края в истории России.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа краеведческой информации. Стремление к познанию культурных традиций через творческую, исследовательскую деятельность.
Формирование историко – краеведческого мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, давать характеристику краеведческому событию показывать роль личностей в истории края и страны. Разнообразных познавательных интересов. Представления о Росси как о родной стране.
Задачи курса:
Воспитательные. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей. Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Воспитание патриота своей страны и гражданского мира. Нравственное развитие ученика: его создания, чувств поведения. Формирование правовой культуры. Эстетическое развитие ребенка: воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование элементов творческой деятельности и развития креативности. пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициями.).
Образовательные. Развитие образного и логического мышления.Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Ознакомление с основными сведениями по истории, культуре, национальными традициями России и Ульяновской области; Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России. Формирование понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции.
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, народному творчеству, традициями.);
Развивающие. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя. Совершенствование всех видов речевой деятельности. Развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества. Привитие навыков прикладного труда и художественного творчества. Формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России.
Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения курса
Личностные. Принцип гуманизация, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Принцип ненасилия предлагает развитие способности к принятию и понимания другого человека, формирование не насильственного отношению к природе, ко всему живому. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания.Идея сотрудничества, в соответствии, с которым образуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах.
Предметные Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям краеведческой культуры как части мировой. Связи событий происходивших в крае с общеисторическими событиями. Многие темы приурочиваются к тем или иным событиям, которые происходили одновременно и в стране и крае. Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучение, взаимосвязь учебной и внешкольной жизни ребенка. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя. Знакомство со знаменитыми людьми края. Литературные, музыкальные произведения народов, проживающих на территории области. Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации, посредствам расширения представлений об окружающем мире, месте где человек родился. Чувствовать и осознавать себя частью большого этноса. Воспринимать красоту окружающего мир (людей, природу). Понимать ценность жизни, проявлять заботу и внимание к окружающему миру. Осуществляется уточнение и углубление знаний, оказывается помощь в самоопределении, выявлении смысла своей роли и своего назначения как в жизненном пространстве, так частично, и во времени. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания.Получают представление о государстве и его признаках, но при этом не предусматривает обобщение этих признаков, заучивание определений.
Содержание программы позволяет ребенку развитие творческой деятельности.
Межпредметных связей с другими учебными предметами (русский язык и литературное чтение, история, обществоведение, ОБЖ), внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволяет более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания, становление мировоззрения, возникновения в них создании необходимых ценностных ориентаций.
Методы и формы проведения занятий с детьми.
Методы реализации программы определяются возрастными особенностями детей.
1.Групповые формы работы. Изготовление поделок - макетов, просмотров видеофрагментов, экскурсии, прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятий могут проводиться не только в классе, но и на улице, в музее, библиотеке в зависимости от формы проведения и цели занятия.Организации занятий могут включать: рассказ, беседу, экскурсии, устные сочинения – миниатюры, беседы – рассуждения, выставки, вернисажи, экскурсии, воспитывающие ситуации,
2. Подготовка и участие в конкурсах и викторинах, создание творческих работ, игры-открытия, игры-фантазирования.
3. Индивидуальные формы работы. Чтение произведений краеведческой литературы и фрагментов статей периодической печати. Составление проектов, нахождение нужной информации в Интернет
Литература
Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 –х томах.
Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 –х томах.
Историческое краеведение, учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.
«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».
Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей.» Издю 2 – е Ульяновск: 1997г.
Буров Г.М. «Каменный век Ульяновского Поволжья». Путеводитель по археологическим памятникам. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1980г.
Кузминский Н.А. «Край наш родной». Учебное пособие. приволж. кн.изд. Ул. отд., 1985г.
8.»Родной город Ильича». Редакционная коллегия: Гайдашенко К.П., Гнутов М.А., Никитин М.И. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1986г.
«Ульяновцы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Ульяновск, ИПК ПРО, 1994г.
Саранцев И.П. «Трудовые резервы Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.г.). – Ульяновск УИПК ПРО, 2005г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 1, 2002г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 3, 1999г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 4, 1999г.
Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 2, 2008г.
Историческая застройка Симбирска – Ульяновска (обзор). Составитель Свешникова О.А., Изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск 2001г.
Электронные ресурсы.
Темы для самостоятельной работы учащихся.
Стоянки древних людей на территории Ульяновской области.
Наш край в составе Волжской Булгарии.
Наш край в составе Золотой Орды.
Симбирская земля в составе казанского ханства.
Крепости Богдана Хитрово.
Богдан Хитрово.
Поражение Степана Разина под Симбирском.
Емельян Пугачев в Симбирске. Пугачевский бунт.
Отечественная война 1812года и участие в ней Симбирян.
Подготовка проектов по отмене крепостного права Симбирскими помещиками
Симбиряне – декабристы.
Отмена крепостного права в Симбирской губернии.
Семья Ульяновых в Симбирске.
Строительство моста через Волгу
Работа Ульяновских предприятий в годы войны.
Развитие промышленности в период социализма.
Наука, культура, образование.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный краевед» 34ч. 5 класс.
Наименование темы
Кол – во часов
Требования к подготовке урока
Спецификация учебных элементов
Даты
План, фактич
Раздел 1:
«Наш край в древности».
1
1. Наш край в древности.
Знать: находки эпохи палеолита на территории Среднего Поволжья, изменения климата в период мезолита, хозяйственная жизнь населения, основные проблемы периода
Уметь: характеризовать исторические понятия, выделять главные существенные отличия данных периодов, четко излагать исторические события. Объяснять причинно следственные связи. Уметь показывать по карте места расселения древних людей.
Знать: причины наступления неолита в Северной Европе. Новые виды хозяйственной деятельности людей. Причина наступления мезолита.
Уметь: выделять существенные признаки неолита и мезолита, называть события, которые проходили на данном этапе, уметь показывать роль человека в исторических событиях.Уметь: показывать по карте места расселения людей
Палеолит, мезолит.
Раздел 2: «Волжская Булгария».
2
11 – 12 в.в. – расцвет Волжской Булгарии
8 – 9 в.в. племена буртасов.
2 «Наш край в составе Волжской Булгарии».
3 Монголо – татарское нашествие
1
Знать: причины вторжение м.-т. В Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.
Уметь: показывать по карте основные места военных походов, сражений уметь их характеризовать.
Знать: хозяйственную и культурную жизнь особенности и и отличия народов: булгар, буртасов. Уметь: характеризовать исторические понятия, выделять главные особенности в жизни народов, четко излагать исторические события. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте места расселения народов..
1223г. Вторжение на Волжскую Булгарию.
1236г. Завоевание государства. 11 – 12 в.в. – расцвет Волжской Булгарии
8 – 9 в.в. племена буртасов.
Раздел 3: «Период Золотой Орды и Казанского ханства».
1
4 Наш край в составе Золотой Орды.
Знать: историю образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения.
Уметь: показывать по карте территорию государств. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте места расселенияю. Знать: воцарение крымской династии, участие местного населения в борьбе с ханством.
Уметь: характеризовать исторические понятия, выделять главные положения в названных периодах, четко излагать исторические события. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте территории государств..
1251 - 1262г.г. перепись населения.
1236 г. Нашествие м.-т. На Среднее Поволжье.
Раздел 4:
«Основание Симбирска и освоение края в 17 – 18 в.
3
5 Освоение нашего края.
Знать: причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Карсунско- Симбирская черта. Социально – экономическое развитие края в период его освоения..
Уметь: четко излагать исторические события. Правильно использовать научную терминологию. Показывать по карте территории строительства сторожевых линий.
Б.М. Хитрово, сторожевые линии.
6 Строительство Симбирска.
Знать: причины строительства Симбирска его планировку. Первые жители их образ жизни.
Уметь: показывать по карте основные места военных походов, сражений, их характеризовать.
1648 г. – основание Симбирска.
Симбирский кремль.
7
Поражение С.Разина под Симбирском. Пугачевский бунт в Симбирске
Знать: причины , ход восстания под предводительством С. Разина. Требования восставших. Неудачные попытки штурма.
Уметь: четко излагать исторические события, выделять этапы восстания. Объяснять причинно- следственные связи. Уметь показывать по карте места сражений и путь продвижения войск.
1 октября 1774 г. Плененный Пугачев в Симбирске. Граф Панин
1770 г. Осада Симбирска отрядами Разина, поражение восставших. 1 октября 1774 г. Плененный Пугачев в Симбирске. Граф Панин
Раздел 5:
«Симбирск и губерния в 19 веке».
4
8 Участие Симбирян в войне 1812года.
Знать: причины войны, действие регулярных войск, формирование ополчения. М.И. Кутузов, Дохтуров, Д. В. Тенишев. 1812г. в Симбирске сформирован пехотный полк.
Уметь: показывать по карте основные места военных сражений, их характеризовать, четко и последовательно излагать ход событий. Выделять этапы войны. Называть понятия, относящиеся к этому периоду. Называть даты основных сражений.
1812г. начало Отечественной войны.
1812г. в Симбирске сформирован пехотный полк.
9 Симбиряне – декабристы.
Знать: причины восстания декабристов, их требования, последствия восстания. Биографию Симбирян – декабристов: Н.И. Тургенева (1789 1871г.г.), В.П. Ивашева 1797 – 1840г.г.), Ф.М. Башмаков 1780 – 1859г.г.). Уметь: характеризовать политическую обстановку накануне восстания и после него, излагать факты биографии декабристов, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
Н.И. Тургенева (1789 1871г.г.).
В.П. Ивашева 1797 – 1840г.г.).
Ф.М. Башмаков 1780 – 1859г.г.).
10 Отмена крепостного права в Симбирске.
Знать: социально – экономическое развитие края, дворянские проекты по отмене крепостного права, проведение реформы.
Уметь: характеризовать социально – экономическую обстановку периода , называть понятия, относящиеся к этому периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
1861г. Отмена крепостного права.
1857г. Начало работы Симбирского комитета. Пореформенное положение крестьян.
11 Торговля и купечество во второй половине 19 века.
Знать: развитие экономики края, виды торговли.
Уметь: характеризовать экономическую обстановку во второй половине 19 века, называть понятия, относящиеся к периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории. Знать: быт и нравы Симбирского дворянства; основа дворянского благосостояния, дворянство за службу. Меценатская деятельность дворян.
Уметь: показывать роль личности в истории края
1884г. Пожар в Симбирске.
1878г. Утверждение Симбирского герба. Владимир Николаевич Поливанов (1849 – 1915г.г.). Михаил Петрович Баратаев (1784 – 1856г.г.). Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859г.г.).
Раздел: 6 «Семья Ульяновых в истории нашего города».
4
12 Приезд в Симбирск Ульяновых.
1
Знать: историю семьи Ульяновых, их приезд в Симбирск. Назначение И.Н. Ульянова на должность инспектора, затем директора народных училищ. Дома, в которых жила семья Ульяновых: дом Прибыловских, дом Жарковой на Стрелецкой улицы, ул. Московская, ул. Покровская.
Уметь: Показывать роль личности в истории.
1874г. Назначение И.Н. Ульянова (1831 – 1886г.г.) на должность директора народных училищ. 10 (22) апреля 1870г. рождение сына Владимира.
13, 14. 15, Экскурсия в дом – музей Ульяновых.
Отчет об экскурсии.
3
Знать: историю семьи Ульяновых, их приезд в Симбирск. Назначение И.Н. Ульянова на должность инспектора, затем директора народных училищ. Дома, в которых жила семья Ульяновых: дом Прибыловских, дом Жарковой на Стрелецкой улицы, ул. Московская, ул. Покровская. Уметь: показывать роль личности в истории. Называть ключевые факты из биографии семьи.
Уклад семьи Ульяновых.
Раздел: 6 Этнография народов Среднего Поволжья.
4
16, 17, 18, 19. Среднее Поволжье -могонациональный край.
Знать: быт и нравы народов Среднего Поволжья: чуваш. Татар. Мордвы. Вклад просветителей в развитие образования, науки. Меценатская деятельность передовых людей.
Уметь: показывать роль личности в истории края и страны. Национальные традиции народов.
Яковлев Иван Яковлевич (1848 – 1930г.г.)
Авксентия Филипповича Юртова (1854
Макар Евсевьевич Евсеев.
Раздел: 7
«Культура края в 19 веке».
4
20 Мемориальная запись Н. Карамзина, И. Гончарова.
1
Знать: биографию выдающихся Симбирских жителей.
Уметь: показывать роль личности в истории страны. Четко последовательно излагать учебный материал.
И. Гончаров (1766 – 1826г.г).
Н. Карамзин(1766 – 1826г.г).
.
21 Творчество Симбирских архитекторов. Шодэ А.А., Ливчак Ф.А. Бенземан И.А.
1
Знать: особенности развития архитектуры в Симбирске. Биографию Шодэ и Ливчака, архитектурные стили в которых работали архитекторы.
Уметь: показывать роль личности в истории страны, знать биографию архитекторов. Четко последовательно излагать учебный материал.
Шоде Август Августович (1864 – 1918г.г.).
Ливчак Федор Адольфович (1815 – 1854г.г.).
Бенземан Иван Адольфович (1815 – 1854г.г.).
22 Литературная жизнь в Симбирске. Чтение художественных книг писателей.
1
Знать: особенности развития, достижения литературы, музыкального искусства. Биографию Симбирских поэтов, их литературные произведения.
Уметь: называть характерные, отличительные, противоречивые признаки литературной жизни общества данного периода, называть имена личностей, которые внесли свой вклад в формирование духовной жизни.
Художественная культура.
Н. М. Языков.
Д.Н. Садовников.
Д.Д. Минаев.
С.Т. Аксаков.
23 Классическая архитектура Симбирска 19 века
1
Знать: особенности архитектурного облика Симбирска в конце 19 века.
Уметь: называть характерные, отличительные, противоречивые архитектурных стилей данного периода, называть имена личностей, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного облика города.
9 июня 1871г. Приняты «Постановления Симбирской городской думы по Благоустройству г. Симбирска
Раздел 8
24. 25
«Строительство моста через Волгу»
2
1916г. начало строительства императорского моста через Волгу. Трудности в строительстве. Столыпин.
1916г. Строительство моста.
Раздел: 9
«Отечественная
война»..26, 27
« Ульяновская область в годы войны».
2
Участие ульяновцев в войне 1941 – 1945г.г.
26 27 предприятия Ульяновска. Построенные в годы войны.
28, 29
Жизнь и труд ульяновцев в годы войны.
Знать: экономическую и аграрную политику области в годы войны. Эвакуация заводов: Харьковский электоромеханический завод ныне «Контактор», ф –ка «КИМ», Московский автомобильный завод, приборостроительный завод.
Уметь: характеризовать социально – экономическую обстановку периода, называть понятия, относящиеся к этому периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
19 февраля 1943г. Образована Ульяновская область. 2 ноября 1941г. Открыт филиал центрального музея В.И. Ленина.
1943г. Основан сельскохозяйственный институт.
1944г. Открыт Ульяновский кукольный театр.
1944г. Основан завод «Автозапчасть».
Раздел: 10
«Культура Ульяновской области в 20 веке».
2
«Культура Ульяновской области в 20 веке».ападное и восточное направления во внешней политике страны. мический застой.
30
История Ульяновского драматического театра.
Знать: становление драматического театра в Ульяновске. Деятельность актеров в Ульяновском театре.
Уметь: характеризовать перемены, происходившие в развитии драматического театра, излагать учебный материал, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
Стриженов Глеб Александрович (1925 – 1985г.г.).
Родина Лия Ефимовна (1921 – 2000г.г.).
Леонтьева Валентина Михайловна (1923 – 2007г.г.).
31
Ульяновская филармония. Ульяновский симфонический оркестр.
Знать: основание филармонии симфонического оркестра в Ульяновске. Деятельность музыкальных коллективов..
Уметь: характеризовать перемены, происходившие в развитии филармонии и симфонического оркестра, излагать учебный материал, отвечать на поставленные вопросы.
1944г. основание филармонии.
32, 33
Защита творческих проектов.
2
Знать: основные события данного периода. Выдающиеся личности, деятельность архитекторов, творчество художников, Литературную деятельность писателей и их вклад в развитие края.Уметь: характеризовать социально – экономическую обстановку периода, называть даты и понятия, относящиеся к периоду, отвечать на поставленные вопросы. Показывать роль личности в истории.
34
Итоговое повторение курса
1
Знать: фактический к материал по краеведению.Уметь: характеризовать исторические понятия четко излагать события по истории родного края. Правильно использовать научную терминологию. Объяснять причинно следственные связи.
15