Программа субботней школы развития детей по подготовке к обучению в школе «Малышкина школа» — Зелёные странички
МОУ «Средняя школа №5»
Программа
субботней школы развития
детей по подготовке
к обучению в школе
«Малышкина школа»
Составитель: Савосина У.В.,
учитель начальных классов
МОУ «средняя школа № 5»
2013 - 2014 гг.
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях.
Основная цель программы - расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность.
Основные задачи данной программы.
Развивающие – развить речь детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности.
Образовательные – сформировать знания об окружающем их мире.
Воспитательные – воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.
Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Вторая цель – обеспечить развитие дошкольника.
Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению:
линия формирования произвольного поведения,
линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,
линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других)
и линия мотивационной готовности.
Третья цель – знакомство с родным языком.
Специфика преподавания любого предмета для шестилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями: · дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске; · личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением; · рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии. Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используется пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма - это ребус, т.е. игра. Но при помощи такой игры возможно научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание , сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос. Это же ограничение выдвигает важнейшую образовательную задачу обучения дошкольников. Это, безусловно, знакомство с родным языком и развитие речи. Они дают главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. В программу сознательно не вводятся незнакомые новые слова. Необходимо помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Это: · исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а это важнейшие элементы общей культуры, и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят их к будущему освоению научного языка; · представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые прежде всего опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов. Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка.
Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников
Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это наиважнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста. Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. В процессе занятий ориентация идёт на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития, с другой - соответствовать его уровню развития.
Особенности методики обучения.
Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы. Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее. Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.
В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.
Учебно- методический комплект по курсу окружающего мира
Учебно-методический комплект по курсу окружающего мира для дошкольников включает пособие для педагога и тетради для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для 6-7 лет (Солнечные ступеньки. Рабочие тетради дошкольника . Автор : Коллектив Издательство: Кировская областная типография. 2013). Тетради используются, в том числе, и для работы дома. Тетрадь даёт возможность родителям увидеть, чем занимается их ребёнок на занятии, какие трудности испытывает, к чему проявляет интерес, даёт возможность показать на примерах то, что ребёнок видел в иллюстрациях. Тетрадь необходима и непосредственно на занятиях. Дети, идущие через год в школу, должны уметь работать в тетрадях: находить нужную страницу, а на ней – задание, выполнять его в определённом темпе.
Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:
1. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей педагог оценивает их знания.
2. Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде педагогом.
3. Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством педагога вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.
В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Условия реализации программы
Для успешной реализации задач данной программы необходимы: карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия; предметы сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения; изделия или иллюстрации народного творчества; технические средства: магнитофон, видеомагнитофон с аудио и видеокассетами, компьютер, проектор, экран.
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Всего должно быть проведено 10 занятий.
Предполагаемые результаты к концу обучения:
1.Устойчивость интереса детей к данному предмету. 2. Расширение кругозора детей. 3. Применение знаний в практической деятельности. 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог. 5. Повышение уверенности детей.
Календарно-тематический план занятий.
№п/п
Тема занятия
Времена года. Составление рассказа на тему «Осень».
Домашние животные. Животные жарких стран.
Домашние птицы.
Перелетные птицы и оседлые.
Время года зима. Как в мире встречают Новый год.
Рыбы.
Наземный транспорт.
Город. Названия улиц, бульваров.
Жилища людей разных стран.
Театр, музыкальные инструменты.
15