Программа психокорекционного занятия для подростков, склонных к булимии
Программа
психокорекционного занятия
для подростков, склонных к булимии.
Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными.
Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические нарушения в разных органах и системах организма:
а) в сердечно-сосудистой системе – учащение сердцебиения, изменение кровяного давления;
б) в системе дыхания – его задержку, замедление или учащение;
в) в пищеварительном тракте – рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;
г) в сексуальной сфере – усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм;
д) в мышцах – реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание;
е) в вегетативной системе – потливость, гиперемию и т.д.
Существуют психические психогенные заболевания:
реактивные психозы;
неврозы;
патохарактерологические формирования личности;
психосоматические заболевания.
Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей (например, вид лимона). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.
К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия - одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, иногда приводящее к летальному исходу и невротическая булимия.
Распространенным видом аддиктивного поведения выступает пищевая зависимость. Булимия обычно встречается в подростковом и раннем юношеском возрасте, чаще у женщин, чем у мужчин. Ожирение в подростковом возрасте может быть предрасполагающим фактором для возникновения этого расстройства во взрослом периоде.
Булимистические личности обычно используют межличностные отношения как способ самонаказания. Источником потребности в наказании может быть бессознательная агрессия, направленная против родительских фигур. Люди с пищевой зависимостью в целом не могут регулировать удовлетворительным образом свои отношения, так что они смещают конфликты во взаимоотношениях на пищу.
Булимическая семейная система включает в себя сильнейшую потребность каждого ее члена воспринимать себя как «полностью хорошего». Неприемлемые качества в родителях часто проецируются на булимического ребенка, который становится накопителем всего плохого. Ребенок становится носителем семейной жадности или импульсивности. В результате фокус внимания смещается с конфликтов между родителями на «проблемного» ребенка. Переедание действительно является защитой против бессознательного страха потерять контроль и быть покинутым.
Невротическая булимия плохо поддается коррекции. При оказании помощи личности с пищевой зависимостью важно помочь ей понять психологическое значение нарушенного поведения. Коррекция также предполагает активное вовлечение семьи (в форме семейной терапии). В тяжелых случаях рекомендуется отрыв аддикта от семьи, медицинское вмешательство и строгий контроль пищевого поведения и веса в условиях медицинского учреждения в сочетании с интенсивной психотерапией.
Эта программа представляет курс занятий, которые способствуют формированию у подростков стремления преодолевать жизненные трудности, научиться адекватно, воспринимать и оценивать себя.
Цель: оказание профилактической помощи подросткам, склонных к булимии, обучение адекватного восприятия, оценивания и понимания себя.
Количество участников: 10-12 человек.
Возраст участников: программа коррекционных занятий рассчитана на работу с подростками, возрастом 13-16 лет.
Время проведения: 10 занятий по 1 часу два раза в неделю.
№ п/п
Название (тема) занятия
Цель занятия
Длительность
1.
Занятие 1. Знакомство.
Усилить развитие группового единства, увеличить степень самосознания и знание о других с помощью обратной связи, определение плана будущей работы.
1 год.
2.
Занятие 2. Самосознание.
Расширить знания о себе, получая от других обратную связь.
1 год.
3.
Занятие 3. « Моя самооценка».
Научить понимать самого себя и выявить уровень общей самооценки подростков.
1 год.
4.
Занятие 4. « Моя семья».
Представление своей семьи, выражение и проявление чувств, связанных с семейной ситуацией. Вразить позитивные и негативные семейные воспоминания; отреагировать на болезненные воспоминания.
1 год.
5.
Занятие 5. «Когда я ».
Обсудить особенности реакции на гнев, выделить из них здоровые и нездоровые реакции, обсудить адекватные способы преодоления гнева.
1 год.
6.
Занятие 6. Наши проблемы.
Определить некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые мы можем контролировать, и проблемами, на которые мы не можем повлиять.
1 год.
7.
Занятие 7.» Зачем нужно знать себя?»
Создать у учеников мотивацию на самопознание, способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
1 год.
8.
Занятие 8. Преображение.
Осмыслить изменения, произошедшие в ходе групповых занятий, и изменения, которые хотелось бы осуществить.
1 год.
Методические приемы и способы проведения психокорекционного занятия: диагностические процедуры, информирование, психодраматические приемы, групповая дискуссия, мозговой штурм, проективное рисование, домашняя работа, метод фиксированных ролей, психогимнастические упражнения, элементы музыкотерапии.
Оборудование: Листы ватмана, листы А – 4, фломастеры, цветные карандаши, бланки методики « Незаконченное предложение», бланки
« Найди того, кто», бланки « Мои сильные и слабые стороны», бланки « Ошибочные представления о гневе», « Правила группы», DVD-проигрыватель, DVD-диск « Звуки природы», коробка с прорезями, набор карточек шести цветов ( красный, желтый, черный синий, зеленый, белый), список слов.
Занятие 1.» Знакомство».
Цель занятия: Усилить развитие группового единства, увеличить степень самосознания и знание о других с помощью обратной связи, определение плана будущей работы.
1.Упражнение «Приветствие»(15 мин.).
Участникам предлагают в игровой форме заполнить специально приготовленные бланки с рядом утверждений:
Найди того, кто:
Любит шоколад ____________________
Имеет короткие волосы______________
Бывает на море ____________________
Имеет голубые глаза_________________
Имеет дома кота ___________________
И т.д.
2. Упражнение «Знакомство» ( 10 мин.).
Цель упражнения: усилить развитие группового единства.
Всем участникам группы необходимо разбиться по парам. Подросткам предлагается взять один у другого интервью, узнав имя, любимый вид занятия. После чего дети по очереди представляют всей группе один одного.
3. Упражнение «Название и эмблема группы» ( 20 мин.)
Дети придумывают общее название своей группы, записывают на отдельных листочках. Потом все варианты зачитываются, и дети отдают свои голоса за каждый вариант. Принимается тот вариант, который набрал большее количество голосов.
4.Правила группы (10 мин.).
Цель: утвердить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
5.Завершение.( 5 мин.)
На завершение предлагается всем, взявшись за руки, произнести название своей группы.
Занятие 2. «Самосознание».
Цель занятия: Расширить знания о себе, получая от других обратную связь.
1.Упражнение « Клубочек вопросов» ( 10 мин.)
Цель: самосознание участников, создание позитивной психологической атмосферы
Ведучий убирает из круга один стул .
Инструкция: « Сейчас я назову то, что люблю больше всего. Если среди вас есть такие , кто также это любят, должны поменяться местами. Для кого не останется стульчика, будет ведущим, продолжая игру.»
2.Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
3.Упражнение « Рыба раздумий»(15 мин.).
Цель: развитие самосознания, самоизучение участников .
Методика «Незаконченное предложение».
Копии незаконченных предложений разрезаются и складываются в макет рыбок. Корзина, в которой находятся рыбки, стоит в центре круга. Каждый участник по очереди ловит «рыбу» и зачитывает предложение, завершая его своими словами. После каждого ответа происходит осуждение.
Незаконченные предложения:
Мой наибольший страх – это
Когда другие унижают меня, я
Я не доверяю людям, которые
Я сержусь, когда кто-то
Я хотел, чтобы мои родители знали
Когда другие люди ведут себя по отношению ко мне , как мои родители, я
Мое самое неприятное переживание в детстве
Я ненавижу
Самое лучшее, что могло случиться со мной
Тяжелее всего мне
Если бы я мог изменить в себе кое-что, я бы
Больше всего мне от людей необходимо
4. Информационное сообщение «Отношение к себе».(15 мин.)
Цель: осознание роли самооценки в положительном самовосприятии.
5.Упражнение «Солнце» ( 10 мин.)
Цель: развитие самосознания, положительного самовосприятия.
Участникам предлагается на вырезанном из цветной бумаги «солнышке» написать самые сильные стороны своего – Я на каждом из лучиков, а в центре нарисовать свой портрет и написать имя.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли было определить свои сильные стороны?
Как часто вы обращаете внимание на ваши сильные стороны, или чаще замечаете слабости ?
Помогло ли вам упражнение лучше узнать других и самого себя ?
6. Домашнее задание «Стих про себя» ( 5 мин)
Написать стих про себя, продолжив первые фразы строк стихотворения:
Я как будто птица, потому что
Я превращаюсь в тигра, когда
Я могу быть ветром, потому что
Я – прекрасный цветок
Я – тропинка
Я будто рыба
Я – интересная книжка
Я – песня
Я – мышка
Я – светлячок ..,
Неужто это Я ?!
Занятие 3. « Моя самооценка».
Цель: Научить понимать самого себя и выявить уровень общей самооценки подростков.
1.Обсуждение домашнего задания « стихотворение обо мне» (15 мин.)
Обмен впечатлениями от выполненного задания, мыслями и чувствами, которые возникали во время написания стиха.
2.Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
3.Упражнение « Мои сильные и слабые стороны».(20 мин.)
Цель: Определение участниками своих сильных и слабых сторон, развитие адекватной самооценки.
Сильные стороны Слабые стороны
1________________ 1___________________
2________________ 2___________________
3________________ 3___________________
4.Упражнение « Концентрические круги» ( 20 мин.)
Цель: развитие самосознания и положительного отношения к себе.
Участники, разбившись на пары, объединяются в две группы. Создают внешний круг и внутренний. Все поворачиваются лицом друг к другу. Участники, общаясь в парах, продолжают незаконченные предложения:
Мне нравится в моей внешности
Мои самые большие достижения
Мне бы хотелось
Моя цель в жизни
Ты достигнешь своей цели, потому что
После обсуждения каждого предложения участники внешнего круга делают шаг влево, таким образом, создавая новые пары.
Ритуал прощания. Упражнение « Все, мы вместе!»( 5 мин.).
Участники берутся за руки, подносят их вверх и произносят: « Все, мы вместе!», делая шаг к центру круга.
Занятие 4. « Моя семья».
Цель: Представление своей семьи, выражение и проявление чувств, связанных с семейной ситуацией. Вразить позитивные и негативные семейные воспоминания; отреагировать на болезненные воспоминания.
Упражнение «Приветствие» (10мин.)
Все участники, ставши в круг, бросают мяч и рассказывают, что нового случилось за день, и какое у кого настроение.
2.Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
3.Упражнение « Семейные истории».( 30 мин.)
Участникам раздаются бумага и маркеры. Просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой – несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.
4.Релаксация « Дерево».( 10 мин.)
Все становятся в круг и закрывают глаза. Под музыку детям предлагают представить себя мощным развесистым деревом. Представить, что ноги – это корни, а руки – ветви. В представлении по корням и мощному стволу проходит вода и питательные вещества, а руки – ветки тянутся листьями к солнечным лучам, которые нежно греют и ласкают их. После завершения упражнения предлагают всем потянуться, как бы срывая вкусные яблоки с высокого дерева. Далее дети должны нарисовать деревья, которые они представили и по желанию забрать этот рисунок с собой на память.
5. Упражнение «Волшебный подарок». (5 мин.)
На прощание дети в кругу дарят друг другу по очереди придуманный подарок, изображая его руками.
Занятие 5. «Когда я ».
Цель занятия: Обсудить особенности реакции на гнев, выделить из них здоровые и нездоровые реакции, обсудить адекватные способы преодоления гнева.
1. Упражнение «Я рад общаться с тобой» ( 5 мин.)
Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
2.Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
2.Упражнение «Шкала гнева» (20 мин.)
Цель упражнения: научить подростков различать такие состояния, как раздражение, фрустрация и гнев для того, чтобы они могли своевременно предупреждать проявление бурных и неконтролируемых эмоциональных реакций. Для того чтобы продемонстрировать участникам разные градации этих чувств, ведущий с разной силой бросает мешочки с бобами или другие материалы. Участники проделывают те же действия.
В конце упражнения можно обсудить, что ощущают участники в минуты раздражения, чтобы они могли, как можно раньше идентифицировать это чувство.
3.Упражнение «Альтернатива гневу»(25 мин.)
Цель игры: изучить реакции на собственный гнев, осознать ошибочные представления о гневе.
Члены группы индивидуально заполняют лист рабочих материалов к упражнению. После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: « Что ты делаешь, когда злишься?» Происходит обсуждение листов рабочих материалов. В конце раздаются и обсуждаются копии материалов
« Ошибочные представления о гневе».
Лист рабочих материалов к упражнению
Когда я злюсь, я обычно( опиши, что ты делаешь) _____________
_____________________________________________________________
Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему да или почему нет?_______________________________________________________
Как выражают гнев в моей семье?
Мама______________________________________________________
Папа______________________________________________________
Братья/сестры:______________________________________________
Другие важные мне люди:____________________________________
Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами?________________________________
4. Ритуал прощания ( 5 мин.)
Улыбнитесь друг другу.
Занятие 6. Наши проблемы.
Цель занятия: Определить некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые мы можем контролировать, и проблемами, на которые мы не можем повлиять.
1. Упражнение «Приветствие» (5 мин.)
Все участники, ставши в круг, бросают мяч и рассказывают, что нового случилось за день, и какое у кого настроение.
2. Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
3.Упражнение «Черный шар»( 45 мин.)
Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют к ним скотчем булавки.
После этого ведущий читает небольшую лекцию, посвященную идентификации проблем. Все участники говорят о проблемах, с которыми они не могут справиться, и о проблемах, которые им не подвластны.
Всем членам группы нужно раздать по одному черному шарику. Каждый участник надувает свой шар, дуя в него столько раз, сколько проблем он себе видит. Затем все участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, чтобы противостоять своим проблемам.
После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем.
Общее обсуждение.
4.Ритуал прощания. Упражнение « Все, мы вместе!»( 5 мин.).
Участники берутся за руки, подносят их вверх и произносят: « Все, мы вместе!», делая шаг к центру круга.
Занятие 7. «Зачем нужно знать себя?»
Цель занятия: создать у учеников мотивацию на самопознание, способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
Материалы: тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
1.Упражнение «Цвет настроения». (5 мин.)
Цель: определение эмоционального состояния подростков.
Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению
2.Упражнение «Я рад общаться с тобой»( 5 мин.)
Цель: повышение положительного настроения и сплоченности группы.
Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
3. Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
4.Беседа « Хорошо ли ты себя знаешь?»(10 мин.)
Цель: самораскрытие, работа с образом «Я».
Психолог. Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников? Как это сделать?Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному?А кто знает себя очень хорошо? Все ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других?Нужно ли знать себя?
5.Упражнение «Самоанализ «Кто я? Какой я?»»(10 мин.)
Цель: самораскрытие, работа с образом «Я».
Психолог. Продолжите письменно предложения:Я думаю, что я...Другие считают, что я...Мне хочется быть...Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.Психолог вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.
Список слов
Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
6.Упражнение «Горячий стул»(10 мин.)
Цель: эмоциональная поддержка, повышение самооценки.
Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением, (думаю, что я...).Количество совпадений подсчитывается.
7. Ритуал прощания. Упражнение «Цвет настроения». (5 мин.)
Цель: определение эмоционального состояния подростков на завершающей стадии занятия.
Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), как изменилось настроение у ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
8. Домашнее задание
Психолог. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных синим.
Занятие 8. «Преображение».
Цель занятия: Осмыслить изменения, произошедшие в ходе групповых занятий, и изменения, которые хотелось бы осуществить.
1.Приветствие ( 5 мин.)
Этюд « Улыбка по кругу»
2. Правила группы (5 мин.).
Цель: вспомнить правила работы в группе.
Правила, по которым работает группа:
Говорить по очереди, не перебивая, и не перекрикивая друг друга.
Быть честным и правдивым.
Правило соблюдения тайны.
Называть друг друга по имени.
« Тут и сейчас».
Не оценивай и не давай советов.
Доброжелательность.
3.Упражнение „ Старый я, новый я”( 30 мин.)
Члены группы иллюстрируют изменения, произошедшие с ними в ходе занятий, посредством создания коллажей. Одна половина картона символизирует « мою прошлую личность», другая – «нового меня». Картинки, символы и слова вырезаются из журналов и приклеиваются на картон. После того как коллажи закончены, каждый участник демонстрирует свое произведение группе, затем проводится анализ каждой работы через обратную связь и обсуждение.
4.Упражнение « Домашнее занятие»(10 мин.)
Цель: самораскрытие, работа с образом «Я».
Участники вывешивают рисунок под названием «Я в лучах солнца». Идет осуждение положительных и отрицательных качеств, присущих каждому участнику.
3.Завершение занятия(10 мин.)
Завершить занятие можно, поаплодировав изменениям, совершенным членами группы, и поощрив продолжение личностного роста.
Литература:
1.Занятия психолога с подростками / Упоряд. Т. Гончаренко.- К. : Изд.
„ Шкіл. світ” , 2006.
2. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия.-
СПб. , 1998.
3. Пушкина Т.П. Медицинская психология. – Новосибирск. Научно –учебный
центр психологи НГУ, 1996.
4. Турищева Л.В. Психологические тренинги для школьников. – Х.„Основа”,
2009.
5. Шевченко Ф.С. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими
растройствами._ СПб.: Изд.” Речь”, 2002.
Практический психолог
Чекмак Т.В.
Заголовок 3Заголовок 515