Познавательно-игровая программа, посвящённая Всемирному дню авиации и космонавтики К космическим далям — вперёд!
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
«К космическим далям – вперёд!»
Познавательно-игровая программа,
посвящённая Всемирному дню авиации и космонавтики
Составила: педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории Ганина Г.И.
Гагино
Цель мероприятия: - познакомить обучающихся с историей и работой сотрудников Гагинского аэропорта;
- познакомить обучающихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внёс свой вклад в покорение Вселенной;
- расширить кругозор обучающихся, познакомив их с литературой по данной теме.
Оборудование, оформление, реквизит: Медиапроектор; компьютер; книги о космосе; элементы ракеты; конфеты на верёвках; карта звёздного неба; обручи 2 шт.; шарфы – 2 шт.; ракетки – 2 шт.; воздушные шарики – 2 шт.; мольберты – 2 шт.; карандаши; плакаты к конкурсам, выставка книг «Покорители неба».
К космическим далям – вперёд! (Слайд 1)
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней
В тот день Земля как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть родней.
Ах, этот день невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой -
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков ? Да, -
В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним:
К звездам начался поход
С Гагаринского
Русского «Поехали»
Александр Твардовский.
Вы все прекрасно знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают (что?) всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд 2) Работники авиации и космонавтики– это смелые, ловкие, внимательные, выносливые люди.
И сегодня у нас на празднике присутствуют уважаемые гости – работники авиации, работники бывшего Гагинского аэропорта - Леонид Иванович Сизёмов – старший диспетчер по управлению воздушным движением воздушных судов, Гусева Марина Николаевна – техник-наблюдатель метеообстановки. Уважаемые гости, расскажите, пожалуйста, немного о своей работе.
Уважаемые Леонид Иванович и Марина Николаевна, мы поздравляем вас с профессиональным праздником - Днём авиации и космонавтики. Человек с древних времен мечтал о полете. Вспомним хотя бы миф об Икаре, который полетел к Солнцу и погиб, так как его искусственные крылья были скреплены воском, и тот растаял, крылья рассыпались. Но вот мечта наших предков исполнена: появились летные машины, позволяющие человеку подниматься в небо. И именно работники авиации и космонавтики позволяют нам осуществить наши фантазии о полете наяву.
Поэтому мы благодарим вас и желаем вам здоровья, благополучия, никогда не терять присутствия духа, желаем безоблачного неба над головой.
Ребята, а вы знаете, почему именно 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.
Правильно 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос.
Сегодня для нас кажется привычным, что с земли стартуют космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. (Слайд 3) «А что тут особенного?» - можете сказать вы. А то, что ещё 50 лет назад космические полёты были фантастикой.
С этого дня началась эра освоения космоса. Многие учёные, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в работе по освоению космоса. Руководил ими гениальный советский учёный Сергей Павлович Королёв. (Слайд 4). 12 апреля 1961 года (ровно 55 лет назад) с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту. (Слайд 5,6,7).
Ребята, а кто был первым космонавтом? Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. (Слайд 8). Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй. Ю.А.Гагарин родился в 1934 году под Смоленском (Слайд 9), учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище (Слайд 10). Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов.(Слайд 11) Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полёт Ю.А.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд 12)
Его самое первое впечатление при виде Земли из космоса (Слайд 13): «Красота-то какая!» От итогов первого полёта в космос зависела дальнейшая программа.
Волновались учёные, конструкторы, инженеры, медики, связисты: каковы будут результаты невиданного до сих пор эксперимента? Полёт первого космонавта показал, что в условиях невесомости, в условиях, почти во всём отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы. Юрий Гагарин был достоин быть первым. (Слайд 14) Своим мужеством, трудолюбием, целеустремлённостью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы. Его любила вся планета. Но он не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полётам. (Слайд 15) Трагическая авария во время одного из тренировочных полётов на реактивном самолёте оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди Земли всегда будут помнить Юрия Гагарина, его необыкновенно добрую улыбку. (Слайд 16)
А сейчас, я предлагаю вам посмотреть документальное видео 1980 года о первом космонавте планеты Юрии Алексеевиче Гагарине, о его полёте в космическое пространство. Видео
По дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Полёты становились всё более длительными. Изменились и сами космические корабли. (Слайд 17) Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами. Венера-1" – имя первого аппарата, предназначенного для исследования планет. (Слайд 18)
Искусственный спутник Земли серии "Метеор" собирал информацию о состоянии атмосферы, тепловом излучении Земли, потоках заряженных частиц, то есть данные о погоде. (Слайд 19)
Через спутники связи сведения транслируются на радио и телевидение. Космические корабли ведут разведку полезных ископаемых Земли. И на самих космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы.
Словом, много нужных и полезных для науки, для развития хозяйства работ проводится с помощью космических аппаратов. Давайте посмотрим на некоторые космические аппараты.
"Салют-7" – советская орбитальная станция, предназначенная для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. (Слайд 20)
Орбитальная станция (ОС) космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений, и т.п. На фото: первая экспериментальная орбитальная космическая станция "Союз". Павильон "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР. (Слайд 21)
С автоматической межпланетной станции "Луна-1" в 1959 году началось освоение естественного спутника Земли. (Слайд 22)
Автоматическая межпланетная станция "Луна-9" с закрытыми лепестками, которая впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну и передачу изображения ее поверхности на Землю в 1966 году. (Слайд 23)
Первый планетоход, "Луноход-1", был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года. Он предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, рентгеновского и радиоактивного космического излучения. (Слайд 24)
Одной из первых на красную планету отправилась автоматическая межпланетная станция "Марс-2". Произошло это в мае 1971 года. (Слайд 25)
Российская автоматическая межпланетная станция "Марс-96" была запущена 16 ноября 1996 с помощью ракеты-носителя Протон. На фото: Научно-производственное объединение им. Лавочкина. Монтаж автоматической межпланетной станции "Марс-96".(Слайд 26)
В космических полётах участвовали специалисты из разных государств.
(Слайд 27) Сейчас все космические корабли совершают стыковку с международной космической станцией «Мир» (Слайд 28), и космонавты разных стран работают вместе. Орбитальная станция (ОС) последних поколений (Мир, МКС) имеет модульную архитектуру станция состоит из модулей секций, доставляемых на орбиту по отдельности, и собираемых в единое целое на орбите. (Слайд 29)
Строительство Международной космической станции "Мир" началось в 1998 году. Всего за время развертывания станции на борту МКС побывало около 30 экспедиций. А в 2001 году на МКС была открыта новая страница в коммерческом использовании космоса – на российский сегмент были отправлены первые космические туристы. (Слайд 30)
В наши дни в космос, кроме космонавтов, могут полететь и космические туристы. И сейчас, задумываясь о звёздных перелётах, о встречах с иными цивилизациями, нужно сказать, что эти мечты уже не так фантастичны, как много лет назад.
Дорогие ребята! Кто из вас не мечтал стать космонавтом и отправится в далёкое, полное неожиданностей путешествие к звёздам? Сегодня у вас есть такая возможность. Вы согласны отправиться в полёт? А фантазия и знания помогут нам. В полёт отправляются две команды (два экипажа) космических кораблей. Первый экипаж – команда– «Ракета», ваш девиз: «Стремимся вперёд, как ракета в полёт!», команда– «Комета», ваш девиз: «У кометы есть девиз: никогда не падать вниз!».
На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (наше уважаемое жюри) и даст оценку выполнения различных заданий.
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Итак, приглашаю всех в Центр подготовки юных космонавтов.
Ребята, для начала давайте определим, какие качества, на ваш взгляд, должен иметь будущий лётчик-космонавт? (Смелость, ловкость, внимательность, крепкое здоровье).
Ждут нас быстрые ракеты,
Ждут нас дальние планеты,
На какую захотим, на такую полетим!
Только есть один секрет:
Здесь лентяям места нет!
Конкурс «Теоретическая подготовка» (Слайд 31)
Прежде чем стать настоящим космонавтом, многому нужно научиться, немало нужно знать и уметь. Надеюсь, вы уже кое-что знаете о космосе и космонавтах, поэтому попробуем сейчас определить, допускаетесь ли вы к полёту. Поднимаем руку и отвечаем. Команда, которая даст большее число правильных ответов, побеждает в конкурсе.
- Что такое астрономия? (Слайд 32)
(Наука о звёздах и планетах.) (Слайд 33)
- Чтобы быть космонавтом, нужно знать все планеты Солнечной Системы. Назовите их. (Слайд 34)
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) (Слайд 35)
- Почему на Земле невозможна жизнь без Солнца? (Слайд 36) (Потому что будет холодно и темно) (Слайд 37)
-Почему День авиации и космонавтики в нашей стране отмечают 12 апреля? (Слайд 38) (В этот день Ю.А. Гагарин совершил первый космический полёт) (Слайд 39)
- Назовите космонавтов, которых вы знаете. (Слайд 40)
Гагарин, (Слайд 41)
Титов (Слайд 42, 43),
В 1963 году состоялся первый полет в космос женщины-космонавта - Валентины Владимировны Терешковой. (Слайд 44, 45).
В 1984 году впервые в открытый космос вышла женщина - советский космонавт Светлана Савицкая. (Слайд 46, 47)
Николаев (Слайд 48)
Леонов Алексей Архипович 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытый космос. В открытом космосе космонавт Алексей Леонов находился 12 минут 9 секунд (Слайд 49, 50)
- Назовите космический корабль, на котором Ю. Гагарин отправился в космос. (Слайд 51) («Восток») (Слайд 52)
- Назовите главного конструктора космического корабля «Восток». (Слайд 53) (Академик С. Королёв) (Слайд 54)
- Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полёт? (Слайд 55) (Космодром) (Слайд 56)
- Как называется защитный костюм космонавта? (Слайд 57) (Скафандр) (Слайд 58)
- Замечательно, все юные космонавты показали хорошие знания и могут лететь к звёздам.
Конкурс «Ракета» (Слайд 59)
Итак, летим. И первое, что мы должны сделать, это подготовить ракету. Составить ракету из фрагментов. Чья команда быстрее справится с заданием, побеждает.
Конкурс «Что возьмем с собою в космос?» (Слайд 60)
Необходимо взять с собой все 14 предметов, но в определенной последовательности, в зависимости от его значимости в космосе. Самый нужный предмет – получает 1 балл и т.д.
При подведении итогов. Теперь давайте проверим, справились ли вы с заданием. (Слайд 61)
№
Предметы
Правильно
1
Коробка спичек
11
2
Продукты
3
3
Нейлоновый шнур
6
4
Парашют
12
5
Переносной обогреватель
10
6
Коробка сухого молока
9
7
Кислородный болон
1
8
Звездная карта небосклона
2
9
Спасательная лодка
14
10
25 литров воды
4
11
Магнитный компас
13
12
Сигнальная ракета
8
13
Аптечка
5
14
Приемный передатчик
7
Игра с болельщиками
1. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звёзд. (Ракета)
2. Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолёт)
3. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился (Парашют)
А теперь давайте все вместе сядем на стулья, закроем глаза и повторяем за мной. Включаем двигатели: «Ж-ж-ж!» Начинаем подъём: «У-У-У!» Внимание – полетели.
Конкурс «Выведение корабля на орбиту» (Слайд 62)
Всё готово к полёту. Экипаж, прошу занять свои места. Осталось только вывести наш корабль на орбиту. Итак, задание: Командир экипажа, одному игроку завязывает глаза и ведёт его к месту старта, стараясь не задеть кегли. Затем, след участнику завязывает глаза и также ведёт его к месту старта и т.д. Пока все члены экипажа не окажутся в месте старта. Чем точнее будет пройден маршрут, тем быстрее корабль выйдет на орбиту.
Конкурс «Невесомость» (Слайд 63)
Итак, полёт начался. После выхода в космос в корабле наступает невесомость. Чтобы испытать, что это такое, попробуем подкрепиться по-космически. Итак, задание: съесть без рук конфету, подвешенную на нитке. По очереди, по одному участнику от каждой команды подбегает, съедает конфету и возвращается на место, затем следующий участник и так далее. Та команда, которая быстрее справится с заданием, та и побеждает в конкурсе.
Конкурс «Карта звёздного неба» (Слайд 64)
Картина звёздного неба в безлунную ночь чудесна! На тёмно-синем небосклоне мерцают крупные и мелкие звёзды. Глядя на ночное небо, думаешь: невозможно сосчитать все звёзды, а на самом деле они, видимые простым глазом, сосчитаны давным-давно, и всего-то их на каждом небесном полушарии около трёх тысяч. А теперь, юные космонавты, посмотрим на карту звёздного неба. (Слайд 65)
Итак, задание: соединить крупные звёзды. И подписать название получившегося созвездия. Команда, справившаяся с заданием первой, получает балл. На что похож полученный предмет? (на ковш). Это созвездие называется Большой медведицей. (Слайд 66). Из скольких звёзд оно состоит? (из семи). А знаете, ребята, что средняя звезда ручки ковша называется Мицар, что в переводе с арабского означает «Конь» (Слайд 67). Рядом с Мицаром есть чуть заметная звёздочка. Это звезда Алькор, что значит «всадник». Считается, что если человек видит эти звёзды, то у него очень хорошее зрение. Попробуйте когда-нибудь ясным вечером рассмотреть эти звёздочки.
Конкурс «Компас» (Слайд 68). Продолжим путь, который нам указывают звёзды. А для того, чтобы верно знать, куда нам следует держать путь, попробуем узнать, какая звезда нам поможет не затеряться в Солнечной системе.
Итак, задание: решить выражения и записать ответы в таблицу в порядке возрастания. Во вторую строку расставить буквы, которые соответствуют этим числам.
6-4=2 (П) 9-4=5 (Л)
10-1=9 (Н) 5+1=6 (Я)
2+1=3 (О) 4+4=8 (Р)
3+8=11 (А) 8+4=12 (Я)
2 3 5 6 8 9 11 12
П О Л Я Р Н А Я Когда справятся с заданием (Слайд 69).
Полярная звезда всегда указывает на север. Итак, если вы будете стоять к ней лицом, то за спиной будет .(юг), слева ..(запад), справа ..(восток).
Конкурс «Астрономы» (Слайд 70).
Как вы думаете, что ближе к Земле – планеты или звёзды? (Планеты Солнечной системы). А что же такое звёзды? (Звезда – громадный раскалённый газовый шар). Итак, задание: распределите по группам следующие названия: Солнце, Земля, Луна, Ио, Юпитер, Венера, Плутон, Вега, Мицар, Алькор, Харон, Полярная. (Слайд 71).
(После выполнения задания) 1 группа – планеты: Солнце, Земля, Юпитер, Венера, Плутон. (Слайд 72).
2 группа – звёзды: Мицар, Алькор, Полярная, Вега. (Слайд 73).
3 группа – спутники: Луна, Ио – спутник Юпитера, Харон – спутник Плутона. (Слайд 74).
Конкурс «В минуты отдыха» (Слайд 75).
Ребята, а чем космонавты занимаются на борту космического корабля? Да, они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди они едят, спят, читают, смотрят телевизор и даже пишут стихи. Итак, задание: закончить стихотворение.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного . (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической .. (орбиты).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь и полетишь
К загадочной .. (Венере).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом . (скафандре).
А ещё космонавты любят просто повеселиться и поиграть. Донести воздушный шарик на ракетке.
Конкурс «Космическая мозаика» (Слайд 76). Из слова «космонавтика» вам нужно составить как можно больше других слов. (Слайд 77).
(космонавт, ватин, нитка, касатик, сок, коса, вата, каток, кино, воск, кит, ток, том, мост, кимоно, комик).
Конкурс «Фантастические животные». (Слайд 78).
Ребята, а ведь на других планетах, наверное, живут животные. Давайте пофантазируем и нарисуем их. Рисовать вы будете по очереди. Первый нарисует голову, второй – туловище, третий – что-то ещё. И так все остальные. Выигрывает та команда, которая быстрее нарисует животное и оригинальнее назовёт его.
Космический кроссворд. А сейчас, ребята, давайте разгадаем космический кроссворд. Ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку и отвечаем. Команда, которая даст большее число правильных ответов, побеждает в конкурсе.
Ребята, как ни жаль, но нам нужно возвращаться домой на Землю. Горючее кончается, родные очень скучают и ждут нашего возращения. Итак, приготовиться к спуску. Внимание – посадка: хлопок. Выключаем двигатели: «Ш-ш-ш!» Мы благополучно приземлились на планете Земля.
Ребята, вам понравилось наше необычное путешествие? А чтобы узнать о космосе, космонавтах и лётчиках больше, я предлагаю вам обратить внимание на эти книги.
А для подведения итогов я предоставляю слово нашему компетентному жюри. Пожалуйста.
Итак, со счётом у нас побеждает команда « ». Участники получают призы. А для наших уважаемых гостей ребята – воспитанники нашего Дома детского творчества приготовили небольшие подарки. Ёщё раз мы поздравляем наших гостей с профессиональным праздником и поблагодарим их за нашу встречу. Большое всем спасибо! До новых встреч!
Команда «Ракета»
Наш девиз: «Стремимся вперёд,
Как ракета в полёт!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Команда «Ракета»
Наш девиз: «Стремимся вперёд,
Как ракета в полёт!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Команда «Ракета»
Наш девиз: «Стремимся вперёд,
Как ракета в полёт!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Команда «Комета»
«У «Кометы» есть девиз:
Никогда не падать вниз!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Команда «Комета»
«У «Кометы» есть девиз:
Никогда не падать вниз!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
Команда «Комета»
«У «Кометы» есть девиз:
Никогда не падать вниз!»
Дорога так к победе нелегка,
Жюри, мы просим вас о снисхождении.
Судьба судейства, знаем, нелегка,
Но космонавтики сегодня День Рождения!
6-4= (П) 9-4= (Л)
10-1= (Н) 5+1= (Я)
2+1= (О) 4+4= (Р)
3+8= (А) 8+4= (Я)
6-4= (П) 9-4= (Л)
10-1= (Н) 5+1= (Я)
2+1= (О) 4+4= (Р)
3+8= (А) 8+4= (Я)
Конкурс «Что возьмем с собою в космос?»
№
Предметы
Баллы
1
Коробка спичек
2
Продукты
3
Нейлоновый шнур
4
Парашют
5
Переносной обогреватель
6
Коробка сухого молока
7
Кислородный болон
8
Звездная карта небосклона
9
Спасательная лодка
10
25 литров воды
11
Магнитный компас
12
Сигнальная ракета
13
Аптечка
14
Приемный передатчик
Конкурс «Что возьмем с собою в космос?»
№
Предметы
Баллы
1
Коробка спичек
2
Продукты
3
Нейлоновый шнур
4
Парашют
5
Переносной обогреватель
6
Коробка сухого молока
7
Кислородный болон
8
Звездная карта небосклона
9
Спасательная лодка
10
25 литров воды
11
Магнитный компас
12
Сигнальная ракета
13
Аптечка
14
Приемный передатчик
К О С М О Н А В Т И К А
К О С М О Н А В Т И К А
1 группа – планеты:
2 группа – звёзды:
3 группа – спутники:
1 группа – планеты:
2 группа – звёзды:
3 группа – спутники:
Покорители неба15