Рабочая программа кружка Школа светофорных наук
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных
предметов г.Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________/Сухорукова Е.В../
ФИО
Протокол № 1
от « 31» 08 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР
__________/Садовничая Т.И./
ФИО
«____»________2015г.
«Утверждаю»
Директора школы
МКОУ СОШ №25 с УИОП
______/_Ловцова В.Ф. /
ФИО
Приказ № 330
от «22» 09 2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности кружка
«Школа светофорных наук»,
направление спортивно-оздоровительное
1 класс
Разработал:
учитель начальных классов
Овчаренко И. А.
Россошь 2015
Пояснительная записка
Актуальность программы
Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно - транспортные происшествия — это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 9—14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2—3 раза чаще, чем у девочек».
Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.
Цель программы
Создание условий для формирования у подрастающего поколения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, саморазвития, самопознания, самореализации личности.
Задачи программы
Основная задача образовательной программы «Школа светофорных наук» — изучение Правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях.
Формирование у обучающихся потребности в соблюдении ПДД.
Вовлечение наибольшего числа воспитанников в изучение и пропагандуздорового образа жизни, овладение методами предупреждения ДДТП.
Ознакомление с профессиями сотрудников органов внутренних дел(профессиональная ориентация).
Организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорожного движения.
Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим придорожно-транспортных происшествиях.
Развитие внимательности, сосредоточенности, сообразительности,творческих и мыслительных способностей детей.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Изучение «Правил дорожного движения» — приобретение основныхзнаний, меры ответственности за нарушение ПДД для пешеходов, ведениерубрики «Советы пешеходу».
Дорожные знаки: виды знаков. Белые треугольники, знаки- команды,информационно-указательные знаки, сдача зачета по знакам дорожногодвижения.
•Основные «законы» безопасного движения для водителя. Основыправоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения», КодексРФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичныеобстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и манев-
рирование, виды транспорта. Разводка транспорта. Практические занятия в «Автогородке безопасного движения».
•Дорожно-транспортное происшествие — ДТП: техника и тактика водителя на дороге, предписания «действие в экстремальных ситуациях».
•Основы медицинских знаний — первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь.
•Инструкторская деятельность — проведение занятий по Правилам дорожного движения, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов «Опасные участки по дороге в школу», дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками ГИБДД.
Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге — сохранению жизни и здоровья детей.
Ожидаемый результат:
•Приобретение, обучающимися, знаний по технике безопасности ижизненно-важным гигиеническим навыкам.
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказанияпервой доврачебной помощи.
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства.
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
1 год обучения
Обучающиеся знают:
- основные понятия и термины, используемые в Правилах;
- обязанности пешеходов и пассажиров;
- значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
- назначение дорожной разметки;
- подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
- знаки: «Обгон», «Встреченный разъезд»;
- как распознать и предвидеть опасность;
- основные приёмы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Умеют:
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
- соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
- правильно, чётко и интересно объяснять младшим школьникам. Как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
2. Общая характеристика программы
Программа составлена в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, духовно-нравственного единства общества.
Программа разработана с использованием инвариантных блоков, предусматривает изучение Правил дорожного движения, оказание первой доврачебной медицинской помощи, основ страхования, подготовку юных инспекторов движения, проведение различных мероприятий и соревнований поданной тематике с детьми младшего и дошкольного возраста.
Существенным отличием является привлечение школьников младших классов, проведение для них интересных занятий и игр юными инспекторами движения. Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям 8 — 14 лет.
Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Группа детей 1-го года обучения комплектуется без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих и предусматривают введение в образовательную программу через игры, конкурсы, состязания. Для выявления уровня знаний проводится вводное тестирование(приложение №1). Для перевода на второй и третий год обучения обучающиеся проходят тестирование(приложение №2 и №3). Воспитанники 2-го года обучения учатся планировать, вести пропагандистскую работу интересно, творчески; участвуют в городских и районных соревнованиях. Программа 3-го года обучения предусматривает самостоятельное проведение профилактических мероприятий с детьми, работу инструкторов, решение сложных ситуаций. Работа по программе дает возможность учащимся не заучивать механические ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.
Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий. Активизируют познавательную деятельность, различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждении и решение проблемных ситуаций, выполнение на схемах тренировочных упражнений, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов, проведение практических занятий в «Автогородке безопасного движения».
В основе работы с детьми лежат личностно-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения с формированием общечеловеческих, культурных ценностей, направленных на развитие способностей, познавательной активности, любознательности, коммуникативности, интереса к разным видам творческой деятельности, на развитие физического, стрессоустойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.
3. Ценностные ориентиры содержания программы
Знание правил дородного движения способствует умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей); физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
4. Место в учебном плане:
Курс «Школа светофорных наук»» составлен в соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности.
Общее количество часов в 1 классе 18 часов в год (0,5 часа в неделю)
5. Результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
· объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
· определять цель деятельности;
· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Школа светофорных наук» является сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
6. Содержание программы
1. Изучение ПДД.
- Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причин в районе.
- Основные понятия и термины, используемые в правилах.
-Обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населённых пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей.
- Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте.
- Сигналы светофора и регулировщика. Их истории. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика.
- Дорожные знаки. Их истории. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков.
- Дорожная разметка. Назначение и роль разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки.
- Начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой. Перестроение транспортных средств. Расположение их на проезжей части.
- Скорость движения. Ограничение скорости. Обгон, встречный разъезд.
- Правила дорожного движения для велосипедистов.
2. Первая доврачебная помощь.
- Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Профилактика осложнения ран, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке.
- Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечении.
- Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении, укусах ядовитыми змеями, насекомыми.
- Пропаганда правил дорожного движения.
7. Календарно-тематическое планирование
№ пп. Тема Виды учебной деятельности Дата
План Факт
1. Введение в образовательную программу. 03.09 2. Изучение ПДД. Конструирование светофора из бумаги Знакомство с правилами дорожного движения 17.09 3.
Основные понятия и термины, используемые в правилах. Знакомство с новыми терминами и их содержанием 01.10 4. Дорожные знаки, разметка. Рисование дорожных знаков Учиться различать назначение, форму и цвет знаков дорожного движения 15.10 5. Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара. 29.10 6. Обязанности пешеходов, пассажиров. Блиц- опрос «Не зевай- на вопросы отвечай» Формирование умения классифицировать правила по разным группам, актуализация имеющихся знаний 12.11 7. Где можно играть? Игра «Это я, это я, это все мои друзья» Научиться играть в игру «это я, это я, это все мои друзья», запомнить правила игры. 26.11 8.
Регулирование дорожного движения светофорами. Музыкальная сказка «Дорожные приключения»
Знакомство с основными правилами работы светофора. Знакомство со сказкой «Дорожные приключения» 10.12 9. Правила движения пешеходов. Дидактическая игра «Найди пешехода - нарушителя»
Выучить правила движения пешеходов. Познакомится с игрой «Найди пешехода – нарушителя» 24.12 10. Сюжетно-ролевая игра «Горят огни на перекрёстках» Знакомство с новой игрой и ее правилами 21.01 11.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Аппликация на тему
«Вырежь и наклей специальный вид транспорта»
Выполнение аппликации по теме. 04.02 12.
Скорость движения.
Знакомство с понятием «скоростной режим» и ограничением скорости движения 18.02 13. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Знакомство с правилами движения велосипедистов 03.03 14.
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. Знакомство с терминами «кровотечение», «ожог» и др. Порядок оказания первой помощи. 17.03 15.
«Моя безопасная дорога от дома до школы» Создание схемы движения от дома до школы 31.03 16. Викторина «Школа светофорных наук» Конкурс знатоков, отстаивание своей точки зрения 14.04 17. Конкурс на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения. Рисование рисунков по правилам дорожного движения 28.04 18. Посвящение первоклассников в пешеходы. Подведение итогов. Выставка рисунков учеников по правилам дорожного движения 12.05 Список литературы
Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
Бабаев А. 58651 погибли за год. Выживем ли в автомобильной войне // За рулём. 1990 г. №6. – С. 1-3.
Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 1984.
Жерендо К. Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее: Пер. с фр. / Под ред. В. И. Жулева. – М.: Юридический материал, 1983.
Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. – М.: Знание, 1986.
Клебельсберг Д. Транспортная психология. – М.: Транспорт, 1987.
Комметарий к Правилам дорожного движения РФ / Под ред. В.А. Фёдорова. – М.: За рулём, 1996. И последующие издания.
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Транспорт, 1990.
Лукошявиченко О.В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. – М.: Транспорт. 1988.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Введены в действие с 01.04.2001.
Психология пешехода и безопасность движения: Методические указания по групповой и индивидуальной воспитательно-профилактической работе с пешеходами. – Л.: Изд. УГАИ УВД Леноблгорисполкома / Ленинградский Политехнический институт им. М.И.Калинина, 1987.
Саулина Т.Ф. 3 сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Уч.-метод. Пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. – СПб.: Изд. Дом МиМ, 1997.
Три сигнала светофора / Сост. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», 1995.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб., 2001.
Школьный учебный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения: Методические рекомендации ЦБ «Атогород» Комитета по образованию Администрации СПб. И Управления ГИБДД ГУВД СПб. И Лен. обл, 2000.
Экзаменационные билеты категории «A-B», УТВЕРЖДЕНЫ Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001