Художественное мастерство Гончарова в романе.
Урок 45
Художественное мастерство Гончарова в романе.
Урок – исследование «Художественное мастерство Гончарова в романе» проходит в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.
1 группа «Пейзаж и его функции в романе». Задание: подберите эпиграф к ответу
Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты. С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы. Достигают ли образности эти картины? Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образы жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи? Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.
2 группа «Портрет как средство создания образа литературного героя». Задание: вспомните, что такое портрет? Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа? Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? Подтвердите, ваши ответы цитатами. Распределите каждому участнику работу над портретом одного героя. Придите к общему выводу по данному вопросу (см. тему). Подберите эпиграф, с которого начнете свой ответ.
3 группа «Сожаление о старом халате». Задание: Подумайте, как описывает быт героев автор? Использует ли он мелкие детали? Подробны ли описания интерьеров? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича). Подтвердите ваши рассуждения цитатами (пусть их зачитают другие участники группы по ходу вашего ответа). Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев? Итак, каково бытописание? Закончите5 ответ выводом: какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?
4 группа «Особенности речи героев». «Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова или обороты, указывающие на его род деятельности. Социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». (Школьный словарь литературных терминов).
Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. Указывает ли их речь на то, о чем говорится в определении? Распределитесь в своей работе над речью разных героев (например, Обломов – 1 ученик и т.д.). обязательно подтвердите ваши ответы цитатами из текста. К какому общему выводу вы пришли? (см. тему).
5 группа «Мотив еды и его функции в романе».
Как я люблю французское панно,
Где овощи, и рыбы, и вино,
И дичь богатая на блюда плоском –
Янтарно-желтым отливает лоском.
Георгий Иванов
Используя этот эпиграф в своем ответе, подумайте, что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Проявляется ли в этом юмор автора? Только ли физическое насыщение несет в себе еда? Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах? Сравните отношение к ней Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами (другие ученики читают). К какому выводу вы пришли? (см. тему).
6 группа. Творческие работы. Задание: напишите письмо Захару (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Обломову) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
- Подведение итогов работы групп экспертами (связать с эпиграфом урока). При подготовке эксперты заранее могут познакомиться, как рассматриваются некоторые вопросы в «Семинарии» (газета «Литература» № 2, 2000). Творческие задания для групп подготовлены учителем Медведевой И.Н. (ср. шк. № 15, город Глазов).
Домашнее задание:
В качестве итоговой работы по творчеству И.А.Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это ядовитое слово «обломовщина», «Есть ли сатира в романе «Обломов»?, «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов – общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «Старое и «новое» в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов» (по книге Ю.В.Лебедева, М.Б.Кузнецовой «Литература. 10 класс. «Методические советы». Пособие для учителя).
15