ОПЫТ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ОПЫТ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В работе рассматривается пример реализации образовательного процесса по истории с использованием на уроке источников личного происхождения.
Ключевые слова: источники, урок истории, региональный компонент, сибирский город, XIX век.
Использование источников личного происхождения на уроках истории не ограничивается лишь их чтением. Важно научить учеников понимать специфику данного вида исторического источника – как правило, данные источники весьма субъективны, так как выражают личностную позицию автора по тому или иному вопросу, актуализируемого в тексте. В свою очередь, на позицию автора влияет множество как внешних, так и внутренних факторов – мировоззрение, общественное положение, настроение и т.д. на момент написания текста. Необходимо, чтобы ученики принимали это во внимание. Польза и важное свойство данного вида источников в том, что они позволяют взглянуть на изучаемое время (эпоху) от лица проживших в ней людей, увидеть повседневную жизнь человека из прошлого, узнать, как думали, о чем рассуждали люди и т.д. Благодаря этому ученик не только сможет глубже окунуться в прошлое на уроке истории, но и поднимет его интерес в изучении самого предмета.
Рассмотрим прием организации деятельности класса на уроке истории с применением источников личного происхождения. Тема урока «Сибирский город и горожане конца XIX века».
На уроке ученикам предлагается разделиться на три группы. Каждая группа получает подборку воспоминаний людей, живших в конце XIX века.
Учителем отмечается тот факт, что все тексты совершенно разные, и задачи учеников – найти среди них те, которые, по их мнению, относятся к теме урока, а именно – описывают сибирские города или быт сибирских горожан. Тем самым ученики учатся самостоятельно отбирать информацию, необходимую для изучения темы. Тексты источников для урока подобраны так, чтобы сложность отбора соответствовала уровню подготовки учеников.
Когда данная работа закончена, самое время переходить к следующему этапу – анализу отобранных источников: Какими видят авторы сибирские города? Как описывают жителей? Чем занимаются горожане?
Ответы учеников (по группам) заносятся в таблицу, начерченную предварительно на доске:
Таблица №1. Городской быт сибиряков XIX века в текстах современников
Группа 1 Группа 2 Группа 3
Описание городского быта Заполненная на доске таблица необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать классу, как различаются сведения, полученные ими из разных источников. После заполнения, класс занимается анализом информации в таблице, выясняя вместе с учителем, почему между разными источниками разница в сведениях, как социальный статус, место жительства, профессиональная деятельность и другие факторы повлияли на мнение автора воспоминаний.
Данный метод работы на уроке позволяет учащимся освоить умение самостоятельно отбирать нужную для работы информацию, искать в отобранной информации важные сведения, сопоставлять эти сведения, и делать на основе их определенные выводы.
С точки зрения усвоения темы урока данный вариант работы дает возможность школьникам глубже погрузиться в саму тему, расширить кругозор по истории изучения эпохи, и, самое главное, - поработать непосредственно с источниками личного происхождения, понять и почувствовать историю, как говорится, «от первого лица».