Статья: Военная история моей страны через историю моей семьи.
Военная история моей страны через историю моей семьи.Научный руководитель - Павлинина А.М.
ГУ СОШ №39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара,
А.Н.Ильченко - ученик 3 класса «В» лингвистической гимназии.
В работе рассмотрены варианты изучения исторических фактов страны через историю своей семьи. ИСТОРИЮ, как науку можно изучать не только в курсе школьной программы. История –это край, где мы живём, люди, которые нас окружают, это даже наша семья. В своей статье, основанной на исследовательской работе, ученик утверждает: по маленькой истории каждого человека можно составить большую историю целой страны.
Я учусь в лингвистической гимназии СОШ №39. Мы изучаем 4 языка, огромное количество предметов, но в программный материал не входит такой предмет как история. Я и мои одноклассники уже начали изучать этот предмет с первого класса, приняв участие в проекте «Мы – наследники Великой Победы», который организовали для нас наши родители и учителя. Одним из этапов нашей проектной деятельности было создание «Книги памяти», которую мы посвятили нашим прадедам, [жившим в годы Великой отечественной войны, ковавшим победу каждый на своём месте: кто на фронте, а кто в тылу врага, нашим прабабушкам, которые растили детей в те грозные годы и восстанавливали страну после войны.]¹ Изучая семейные архивы, я постепенно пришёл к выводу, что историю своей страны не обязательно учить по учебнику, с ней можно знакомиться в музеях города, проводя краеведческую работу.
Мы родились в Павлодаре. Здесь жили наши деды и прадеды. Как павлодарская земля жила во время войны? Рассмотрим слово ИСТОРИЯ, как память человечества о прошлом.
Побывав на экскурсии в краеведческом музее нашего города, и из музейных уроков, которые проводились в школе, я узнал, что [за пять лет войны только из Павлодарской области в действующую армию было мобилизовано 40486 человек. Потери на фронтах составили 21830 человек, т.е. более половины. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80" \o "Павлодар" Павлодарцы принимали участие во всех крупнейших сражениях войны. Более 10 тысяч из них были удостоены боевых наград. 23 павлодарца получили звание Героя Советского Союза, 8 человек стали полными Кавалерами ордена Славы. В годы войны в области проводилось всеобщее военное обучение мужчин в возрасте 16-50 лет, девушки занимались на курсах телефонисток, телеграфисток, радисток, медсестер, санинструкторов.]⁴ Обучением военных было охвачено подавляющее большинство населения (напр. в совхозе "Шакат" - 75 %). В Павлодаре и селе Щербакты были размещены эвакогоспитали. Их обслуживающий персонал из павлодарцев приложил все усилия, чтобы абсолютно большая часть раненых и больных восстановила здоровье.
В годы войны выросло промпредприятий области, особенно в 1942, Было налажено производство бумаги из соломы, обуви на деревянной подошве, глиняной посуды. Судоремонтные мастерские были преобразованы в судоремонтный завод. Ведущим предприятием области стал завод "Октябрь", строившийся для военных нужд, но уже в 1944 давший продукцию основного профиля –запасные части для сельскохозяйственных машин. Развивали производство, предприятия добывающих отраслей: трест "Павлодарсоль", Шоптыкольская угольная шахта, Экибастузская и Жамантузская угольные копи. Комбинат "Майкаинзолото" вышел на третье место в стране. В 1945 в области было 80 предприятий союзного и республиканского и около 700 - областного и местного значения. На предприятия пришли женщины, подростки, выполнявшие и перевыполнявшие задания.
Село в годы войны лишилось основной части работников, поэтому были привлечены к труду дети. Павлодарцы направили в освобожденные от оккупации районы 235 комбайнов, 45 тракторов, 40 автомобилей, 1235 рабочих лошадей и др.
Павлодарцы отправили на фронт 104 вагона с теплыми вещами, оказывали помощь семьям фронтовиков, погибших на фронте. В трудные годы войны жители области проявили патриотизм и самоотверженность, неисчерпаемое терпение и гуманизм.
На создание военной техники в государственные займы жители области за 4 года войны внесли 202 млн. руб. [2].
За всеми этими цифрами скрываются конкретные люди, воевавшие, работающие день и ночь в полях, на заводах, на фермах, отдающих последнее для фронта и для победы.
Вот о таких конкретных людях я и мои одноклассники постарались узнать в своих семейных архивах, изучая слово ИСТОРИЯ, как рассказ, повествование. Военная история моей семьи состоит из нескольких таких повествований, поскольку несколько членов моей семьи воевали, а другие работали в тылу.
Военные истории членов моей семьи.
Приходько Семен Афанасьевич.(17 августа 1924 – 28 декабря 2005г.)
Мне приходится прадедушкой (отец бабушки, со стороны папы). С января 1941 по ноябрь 1942 работал в Качирском районе, в селе Пахомовка, трактористом. С ноября1942 по апрель 1947г. – служил в армии на Дальнем Востоке, на северо-восточной границе, в пограничных войсках. После демобилизации из армии в апреле 1947г., работал в Качирском районе, в селе Трофимовский трактористом, скотником. является традицией в нашей семье. В нашей семье были еще два ветерана:
Ильченко Василий Семенович (20 февраля 1918 - 27 ноября 1989г.)
Второй мой прадедушка (отец деда, со стороны папы) До войны работал плотником, трактористом, затем призвался в армию и ушел на фронт. [Служил в войсках связи, занимался доставкой особо важных пакетов. За время войны, получил 3 ранения, участвовал в сражении на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, Венгрию, Чехословакию. В Чехословакии был ранен в грудь, разорвавшимся снарядом, осколок которого так и остался у него в груди до самой смерти. В следствии чего, попал в госпиталь и в последствии комиссован домой. День Победы встретил в Павлодарской области селе Трофимовка. После войны был плотником.] ²Быков Алексей Иванович (19февраля1920 -1 июля 2003г.)
Третий мой прадедушка (отец деда со стороны мамы). До войны жил в Смоленской области, работал кочегаром паровоза. Служил в войсках морского флота, дошел до Украины, затем попал в плен, в концлагерь. В 1945г был освобожден советскими войсками. Остался жить на Украине в Хмельницкой области Шапитовском районе. В Казахстан приехал с семьей поднимать целину. Затем работал в Трамвайном управлении нашего города. После выхода на пенсию работал до последнего дня столяром, плотником, грузчиком, дворником, сторожем. (Есть фото с сослуживцами 9 мая 1988г)
Примечание. Есть медали, но в небольшом количестве, так как все медали передаются в нашей семье по мужской линии.
Остальные военные рассказы моих одноклассников собраны в один сборник, который мы назвали Книгой памяти.
В наши времена мы помним и храним память, каждый год ходим на площадь Победы, смотрим парад по телевизору, поздравляем бабушку(супругу деда и труженицу тыла), дарим цветы, торт, поздравляем с праздником и благодарим за победу!
Исследовав все собранные архивные данные, я с помощью взрослых попробовал в таблице проследить, насколько перекликаются исторические данные о Казахстане в годы войны с конкретными историями людей. Посмотрим на результаты:
Как видим, из приведённых таблиц, война коснулась каждой семьи из исследованных нами:-в каждой семье были мобилизованные на фронт (из 8 семей 17 человек), что подтверждает исторические сведения о том, что Казахстан в годы войны – это поставщик военной силы;
-из 8 семей, 12 человек трудились в тылу на производстве, а 22 человека в сельском хозяйстве – это подтверждение тому, что Казахстан в годы войны – это поставщик продовольствия, обмундирования, военной техники и боеприпасов;
Таблица №1.
Таблица №2.
-из 8 семей – 4 приютили эвакуированных людей (11 человек) и это подтверждение тому, что Казахстан в годы войны – это дом для сотен тысяч людей, предприятий, эвакуированных из оккупированных земель.
Таким образом, мы видим, что исторические данные полностью совпадают с конкретными судьбами людей, что подтверждает мою гипотезу о том, что историю, как науку можно и нужно изучать через конкретные человеческие судьбы.
В заключении хочу отметить, что изучение истории – это увлекательное занятие, наверное, в будущем – это будет мой любимый предмет. Изучая историческое прошлое, можно узнать, сколько героических людей жили, воевали, трудились для своей Родины, чтобы мы жили в мире, чтобы наша страна процветала. Учась на этих примерах, мы понимаем, что и нам надо будет сделать в своей жизни что-то такое, чтобы наши потомки помнили нас и гордились нами, как мы помним и гордимся нашими прадедами, которые своими маленькими жизненными историями составили большую историю нашей любимой страны.
Список использованной литературы, источников.
1. Казаков А.П., Шорыгина Т.А.Детям о великой победе. Москва, 2013.
2.Книга памяти Казахстана, Алматыкитап, 2005.
3.Летопись Великой отечественной 1941-1945, Москва, 1985.
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлодарское_Прииртышье_в_годы_Великой_Отечественной_войны
5.http://www.slovopedia.com/4/200/651526.html6. http://www.may9.ru – сайт 70-летию Победы.