Исследовательская работа: Православные храмы Ильинского района. Прошлое и настоящее
XIX районный конкурс исследовательских работ учащихся
Управление образованием администрации Ильинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Посёрская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Православные храмы Ильинского района. Прошлое и настоящее»
Выполнила ученица 8 класса
МКОУ « Посёрская ООШ»
Меринова Кристина
Руководитель:
Катаева Людмила Ивановна
учитель географии и истории
83427693439
2016г
Содержание
Введение.3
Раздел 1. Ильинское православное.6
Раздел 2. Церкви Ильинского района.8
2.1 Церковь во имя святого пророка Ильи8
2.2 Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы..10
2.3. Церковь во имя Вознесения Христова..12
2.4 Храм во имя Сретения Господня в селе Сретенском...13
2.5 Свято-Троицкая единоверческая церковь.14
2.6 Церковь во имя великомученика Дмитрия Салунского..14
2.7 Церковь Рождества Богородицы15
2.8 Храм Успения Пресвятой Богородицы 15
2.9 Часовня Александра Невского ..17
Выводы18
Заключение..19
Список литературы21
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего!»
М.Горький
Введение
На уроках краеведения мы изучали архитектурные памятники Ильинского района и частично коснулись православных храмов. Больше всего меня впечатлила церковь во имя Святого Пророка Ильи, которая на сегодняшний день практически до основания разрушена. И даже никто в настоящее время не пытается её восстановить или заново отстроить, имея при этом все возможности грузоподъемной техники. Мы потеряли такое наследие наших предков, замечательный православный храм и всю ту утварь, которая в нём хранилась. Сейчас в Ильинском действует церковь Пресвятой Богородицы. Нас заинтересовали православные храмы, и мы захотели узнать, в каких ещё сёлах имеются храмы и какова же история храмов в нашем районе.
Без прошлого нет будущего. Изучив некоторые источники, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.
Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны. Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церквей, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. Ибо это ДОМ БОЖИЙ. Внутреннее помещение церкви очень красиво. На стенах росписи, фрески, иконы. Церковная утварь, одежда священнослужителей тоже привносят декоративно-символический элемент в создание особенной атмосферы. Единство архитектуры, изобразительного искусства, музыки, содержание Священных Книг - все это составляет синтез храмового искусства. Никто никого не обязывает ходить в храм. Идущие, туда люди, никаких поощрений не получают. Напротив, в церкви христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?
Потому что храм – это общий дом Бога и верующих в него. Это место специально предназначено для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Помнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец»[1]
Цель: изучить историческое прошлое и настоящее православных храмов Ильинского района и показать историческую значимость церквей в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении православных храмов в селах Ильинского района.
Изучить историю храмов.
Выяснить, какие храмы сохранились, и какие функционируют в наши дни на территории района.
Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому.
Объект исследования: история церквей Ильинского района
Предмет исследования: православные храмы Ильинского района.
Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся часовни. В нашем районе история церквей начинается с XVIII века. У каждого храма есть своя история.
В своей работе мы хотим рассказать об истории некоторых храмов нашего района, о тех, которые сохранились до наших дней полностью или частично, а некоторые и вовсе разрушены.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. На территории Ильинского района с конца XVIII века до 30-х годов XX века церкви и храмы были в каждом крупном селе.[1]
Раздел 1. Ильинское православное
В словаре С.И.Ожегова понятию «церковь» даётся такое толкование: «Церковь – объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община»
«Храм – здание для богослужения, церковь»
30-е годы XX века - переломный период в истории Русской Православной Церкви. Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы и монастыри. В 1929 году возникает организация, деятельностью которой является работа по закрытию церквей и уничтожение их ценностей. Некоторые храмы передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались, а в некоторых располагались сельские клубы. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке. Церковная организация была разгромлена. По всей России сохранилось только 100 соборных и приходских храмов. Не осталось ни одного монастыря.
Не обошла эта участь и сёла нашего района.[4]
Православную веру принесли на Обвинские земли первые поселенцы. Под влиянием местных коми-пермяцких языческих традиций она приобрела своеобразный оттенок. Вплоть до XX века здесь отмечали народные праздники «Чупрай» и «Три елочки», имевшие коми-пермяцкое происхождение. В XVII в. на Обве появляются первые старообрядцы и старообрядческие поселения беспоповского и беглопоповского согласий. В XVIII–XIX вв. cтрогановская администрация и официальная православная церковь вели активную миссионерскую политику по привлечению старообрядцев в официальные православные храмы. Компромиссом стало строительство единоверческих храмов и открытие единоверческих приходов.[4]
Вся сколько-нибудь известная нам история с. Ильинского неразрывно связана с храмом Святого Пророка Ильи. В первом упоминании об Ильинском в переписи Яхонтова 1579 году сказано: «Погост Обва на реке Обва, а в нем церковь деревянная во имя Святого Пророка Ильи». В те времена населенные пункты обычно получали свои имена по названию расположенных в них храмов. Поэтому в следующей переписи Кайсарова 1623 – 1624 годах - погост Обва уже именовался погостом Ильинским и являлся одним из самых крупных поселений в бассейне реки Обвы. В селе Ильинском было два деревянных храма; Пророко-Ильинский и Богоявленский.[3]
Раздел 2. Церкви Ильинского района
2.1 Церковь Во имя святого пророка Ильи
Рис. 1 Церковь во имя Святого Пророка Ильи[10]
На месте старой колокольни была выстроена новая высотой вместе с крестом 28 саженей. К храму был пристроен еще один теплый придел Благовещенский. В середине XIX веке во многих церквях пермского имения Строгановых начался процесс замены иконостасов, который был связан с именем графа Сергея Григорьевича Строганова. Граф был председателем Общества истории древностей российских.
В 1769 году преосвященный Варфоломей, епископ Вятский и Великопермский, дал храмозданную грамоту на постройку вместо обветшавших двух деревянных церквей новой каменной церкви во имя Святого Пророка Ильи с приделом Святителя и Чудотворца Николая. В том же году ветхая Пророко-Ильинская церковь была разобрана. Никольский придел нового храма усердием прихожан и причта был построен в 1775 году и в июле был освящен.
Строгановы заботились не только о внутреннем убранстве храмов, расположенных на их землях, но и в течение нескольких столетий содержали церкви и монастыри на собственные средства. Например, в 1728 году на содержание ильинских священников с причетниками было положено от Строгановых: 6 рублей, 16 алтын, 4 деньги, 13 четвертей ржи, 10 четвертей овса, 3 четверти ячменя. Церкви выдавалось из господской казны 10 фунтов воска на свечи, фунт ладана, четверть ведра церковного вина.
В 1839 г. вместо обветшавшей первой рисовальной школы в Москве (Строгановского училища), любителем древней иконописи. Он лично руководил занятиями своих крепостных мастеров, посылал живописцам литографические образцы икон и т. д. Находя, что большая часть иконостасов в церквях имения не соответствуют своему назначению и потеряла характер, издавна принятый православной церковью, граф Сергей Григорьевич предписал:
В 1845 г. граф приказал в «Попечении о благолепии храмов Божиих Пермского имения» ученику живописи Попову написать местные иконы Спасителя и Богородицы для церквей Ильинской, Сретенской, Слудской, Егвинской и других. Из приходских традиций XIX в. следует отметить проведение ежегодного крестного хода. В девятую пятницу после Пасхи, по окончанию литургии, начиналось шествие с иконами и хоругвями, во время которого во многих местах пелись молитвы с окроплением святой водой.
В 1913 г. церковь Святого Пророка Ильи на церковные деньги и пожертвования ильинцев была перестроена изнутри: вынута арка, соединяющая теплый придел с холодным, построены печи, возобновлена и усилена стенная живопись мастерам монахами Белогорского монастыря. Храм стал обширным и вместительным. На колокольне имелось девять колоколов. На средства местного купца И.И. Дружкова вокруг церкви была установлена каменная ограда с мраморными столбиками и железной решеткой. При ильинской церкви службу нес Благочинный священник Николай Попов. После революции 1917 года прихожане православного храма долго боролись за свою святыню. Настоятель храма, отец Николай Гашев, был репрессирован. Отстоять храм не удалось. Говорят, когда упал колокол с колокольни, то содрогнулась земля как при землетрясении.
В 1939 году храм Ильи Пророка был разрушен, и до наших дней сохранилась только трапезная. В годы советской власти трапезную использовали под сыроварню и универмаг.
В начале XXI века началось возрождение храма. Был канонизирован отец Николай Гашев, создан фонд «Возрождение», силами которого ведутся восстановительные работы, на храме была установлена памятная мемориальная доска. В 2007 году в трапезной храма Ильи Пророка установлен и освящен престол. Раз в год на Ильин день в храме проводится праздничный молебен, проходят концерты духовных песнопении.[5,7]
2.2 Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы
Рис.2. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы[фото автора]
Духовным центром современного поселка Ильинский является храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в селе была построена в 1839 году как единоверческая. Сооружена она была на средства Епифана Васильевича и Василия Васильевича Поносовых. Могила Епифана Васильевича, Ильинского купца и почетного гражданина, до сих пор сохранилась у здания храма. Епифан Васильевич был заметной личностью в Ильинском XIX в. Он родился в старообрядческой семье. Не имел никакого образования, но вследствие большой начитанности, как в светской, так и в богословской литературе обратился вместе со своими родителями и семейством к церкви на правах единоверия.
За постройку храма Благовещения в поселке Ильинском Епифан Васильевич был награжден редкой в то время наградой: серебряной медалью для ношения на груди с надписью «За усердие». Построенный храм был одним из лучших в здешних местах единоверческих церквей, особенно по внутреннему решению. Всему этому он обязан был исключительно пожертвованиям Поносова. Таких успехов Епифан Васильевич достиг исключительно благодаря своему уму, своей энергии.
В январе 1882 году Епифан Васильевич Поносов скончался. Та же газета писала: «Народу на похоронах была масса, так что разве четвертая часть могла вместиться в храм. Были как православные, так и единоверцы. И тело покойного с честью было передано земле рядом с его родителями в граде построенной им церкви, каково место указано было еще при своей жизни». В 1898 году Ильинским сельским обществом на общественные средства была сооружена единоверческая часовня в память коронования императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны.
К 1936 году община единоверческого Благовещенского прихода распалась. В середине XX века Благовещенская церковь была переосвящена в православную и до настоящего времени является главным действующим православным храмом Ильинского прихода. Клиром и прихожанами Благовещенского прихода под руководством настоятеля храма отца Сергия основан интереснейший ансамбль «Духовный сад», исполняющий произведения духовной музыки и имеющий поклонников во многих населенных пунктах Пермского края и России.
В 2001 году 2 августа в Ильинском состоялся первый крестный ход от действующей Благовещенской церкви к трапезной храма Пророка Ильи. С этого времени день Святого Ильи Пророка вновь стал главным пре стольным праздником поселка. Ежегодно служится праздничная Божественная литургия, совершается крестный ход по поселку, проводятся концерты духовной музыки, театрализованные зрелища на улицах, работают спортивные и детские площадки, Ильинский базар. Поклониться Илье Пророку приезжают не только из соседних деревень, много гостей бывает из Перми, Нытвы, Осы, Чайковского, Добрянки, Коми-Пермяцкого округа.
В 2004 году к 425-летию поселка Ильинский была построена и освящена часовня во Имя Святого Пророка Ильи, внешне напоминающая деревянную Никольскую часовню, построенную в Ильинском в 1907 году.
В 2008 году ансамбль получил диплом 1-й степени среди взрослых коллективов на V Межрегиональном фестивале православной песни и поэзии «Серебряная псалтирь», проходившем в городе Дубна Московской области.[6,7]
2.3 Церковь во имя Вознесения Христова
Деревянная церковь в селе Васильевском впервые упоминается в переписи 1715 года. Она двухэтажная и имеет два придела. Придел верхнего этажа – во имя Вознесения Христова.
Рис. 3. Церковь во имя Вознесения Христова[10]
Поскольку там нет отопления, то богослужения здесь велись в основном в теплое время года, начиная с Пасхи. В нижнем этаже разместился придел во имя трех святых – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1839 году в церкви был произведен ремонт. Количество прихожан выросло. Это был один из крупнейших православных приходов Пермского имения Строгановых.
В 1941 году Васильевская церковь была закрыта, церковная утварь разграблена, разрушен и сожжен крест, колокола, иконостас. В церкви открыли клуб. Тогда местными крестьянами Макаровым Е.Ф., Ростовщиковым и Жилкиным А.Г. было написано письмо в Москву с просьбой о восстановлении храма. Ответ был получен и в 1944 году церковь начала действовать. В настоящее время – это единственный сохранившийся храм XVIII века на территории Ильинского района, он является памятником архитектуры регионального значения. Церковь считается памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. [6]
2.4 Храм во имя Сретения Господня в селе Сретенском
В 1678 году деревня Вотчина в переписной книге князя Бельского, названа уже погостом Сретенским. Погост – населенный пункт – деревня, которая имела кладбище, церковь или часовню. Свое название погост получил по названию церкви, которая в нем находилась: «церковь деревянная во имя Сретения Господня».
С 1715 года Сретенское называют селом, в котором проживало 1313 человек, имелось 160 дворов и изб.
В 1788 году в Сретенске была построена каменная церковь (ныне разрушена). А 2 июля 1834 году
Рис. 4. Храм во имя Сретения Господня[10] была освящена еще одна церковь – Свято-Троицкая единоверческая, которой подчинялась кладбищенская церковь, деревянная Георгиевская, освященная из раскольнической часовни (1796 г.)
В 1833 году Сретенская единоверческая церковь была построена одна из первых Строгановских владений. Памятник градостроительства и архитектуры Пермского края местного и краевого значения.[6]
2.5 Свято-Троицкая единоверческая церковь
В 1834-м году была построена деревянная Свято-Троицкая единоверческая церковь в селе Сретенское, но в 1877 году случился крупный пожар, в результате которого деревянная церковь сгорела. Вновь она была отстроена только в 1909 году и в настоящее время является действующим православным храмом.[6]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 5. Свято-Троицкая церковь [фото автора]
2.6 Церковь во имя святого великомученика Дмитрия Салунского
Село Дмитриевское – первое упоминание в 1623 – 1624 году, как деревня Селище на реке Мол. С 1715 – по 1720 год строится первая церковь, в дальнейшем село Селищенское стали именовать селом Дмитриевским – в честь воспроизведенного храма.
В 1779 году иждивением Лазаревых была построена двухпрестольная деревянная, с деревянным колоколом, на каменном фундаменте, церковь, обшитая, снаружи тесом и выкрашена желтой краской. Главный престол церкви был освящен во имя святого великомученика Дмитрия Салунского, а в теплом приделе находится престол во имя святых великомучеников Флора и Лавра. В 1860 году в церкви был произведен ремонт, и она была переосвящена. После установления советской власти в здании церкви располагается Дом Культуры и библиотека. В середине XX века при невыясненных обстоятельствах церковь во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского сгорела. [8]
2.7 Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы 1829 г. стала одной из главных достопримечательностей Чермоза. Монументальное здание, построенное под руководством архитектора Подьячего, отличается широким применением чугунного литься. В частности фигурным литьем крыты портики и купол. Необычно и сочетание во внутренних росписях храма армянских и русских традиций.
Рис. 6. Церковь Рождества Богородицы [10]
В 1848 году на церкви были установлены куранты, изготовленные крепостным самоучкой Егором Епишиным. Эти куранты сделаны на три года раньше, чем куранты на Спасской башне Кремля. А лунный календарь не имеет аналогов в России. Именно эти куранты стали одной из самых необычных достопримечательностей Ильинского. У Чермозских курантов два циферблата диаметром 1,5 м. на правом показаны часы и минуты, на левом – дни месяца и месяцы года. В фигурном вырезе окна показаны фазы луны, соответствующие дате. В двух малых главках купола помещались колокола[9]
2.8 Храм Успения Пресвятой Богородицы
Кроме церкви Рождества Богородицы и часовни Благоверного князя Александра Невского в Чёрмозе до революции 1917 года была церковь на кладбище (предположительно, тоже Успенская) на Шичатке и в Усть-Косьве, которая административно входила в чёрмозскую городскую администрацию. Однако к 1954 году последние три храма были разрушены, храм Рождества Пресвятой Богородицы превращён в клуб, а часовня Александра Невского разобрана в связи с предстоящим затоплением местности водами Камского водохранилища.Настоятель часовни протоиерей Матфий Истомин проявил удивительную сообразительность и решимость. Он вместе со старостой Арефием Дмитриевичем Шилоносовым и монахиней несколько раз ездили с обращениями в Пермь и в Москву, обращались к церковным и гражданским властям разных уровней и добились разрешения на покупку деревянного дома в Запильне (район Чёрмоза) и обустройство в нём небольшого храма. Голодные старушки сами таскали брёвна.
7 августа 1955 года архиепископ Иоанн Лавриненко совершил освящение храма. При этом было освящено множество антиминсов, которые положено освящать только при освящении храма (а в это тяжёлое время храмы, как правило, закрывались). В освящении этого храма участвовал продиакон, ныне патриарший архидиакон Андрей Мазур. Позже храм был увеличен пристроем, но на праздники всех верующих не вмещал: некоторым приходилось стоять на крылечках и на улице под открытыми окнами. В успенском храме города Чёрмоза в разные служило множество священников: архимандрит Иоанн Чувысгалов, протоиерей Илья Мехоношин, протоиерей Феодор Легостаев, протоиерей Александр Логинов, иерей Иоанн Орлов, отец Сергий, отец Филарет, отец Федот, диакон Аркадий Сапун, диакон Валентин и другие. Однако дольше всех здесь служил до своей смерти 3 февраля 2013 года протоиерей Александр Безукладников.В настоящее время настоятелем храма является его сын протоиерей Алексий Безукладников. При храме действует воскресная школа.[8]
2.9 Часовня Александра Невского
Часовня, была единственная, которая функционировала в Чёрмозе все годы её существования вплоть до 1956 года. При заполнении Камского водохранилища водой, она попала в зону затопления, непосредственно в судоходный фарватер, поэтому и была разрушена.[8]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 7. Часовня Александра Невского[9]
Выводы:
- Исторические события и политика государства повлияли на историю церквей. Как на открытие, так и на закрытие и уничтожение, и на возрождение.
Современное общество поддерживает церковь, благодаря этому восстанавливаются разрушенные прежде храмы и строятся новые.
- На территории Ильинского района до 30-х годов ХХ века церкви и молельные дома были в каждом крупном селе.
- В нашем районе в настоящее время функционирует 4 церкви.
- Церковь имеет большую роль в жизни села и жизни людей. Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями.
Я в церковь прихожу, чтоб быть семьей Сестёр моих и братьев, и в общении, Испытываю духом наслажденье, И сердце наполняется хвалой. Мычка Б.
Заключение
Церкви есть у многих религий мира, только они по-разному называются, например храм, костел, дом молитвы и многие другие, но все они верны, потому что в них прибывает покой и умиротворение.
Для русского человека это всегда было важно. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то, в первую очередь ставили храмы. А при этом сами могли жить в землянках.
У каждого человека в жизни бывают такие ситуации, когда выслушать и понять его может не каждый, в таких случаях можно уединиться в церквях и открыть Богу свою душу. Но совсем не обязательно приходить в церкви, когда плохо, сюда можно и нужно заходить, чтобы поблагодарить за все Всевышнего, и он обязательно порадуется вместе с вами и поможет обрести еще большую благодать в жизни, укрепить духовные и телесные силы. Церковь ещё и объединяет людей. Вот для чего нужны церкви каждому верующему человеку.
Часто на старых картинах мы видим русский пейзаж: леса, поля, реки и церковь или часовня. Наши предки и представить себе Россию не могли без храмов, крестов, колокольного звона
Историко-культурный образ Ильинского района призван, с помощью познавательного и образовательного процесса, выполнять достойное формирование уважительного представления о своем районе.
Именно река Обва с ее оживленным древним судоходством явилась прародительницей всей заселенной территории района, именно благодаря Обве и обустроился Ильинский край. Река, ставшая символом жизни для исторических поселенцев, заселивших Ильинское. Образ реки Обвы является неким фундаментом, на котором постепенно складывалась и историко-культурная среда Ильинского района.
В историческом понимании «земля» - это родовое поместье, деревня, погост, село, это сообщество людей объединенных родственными и общественными судьбами, это религиозная и сословная терпимость внутри сообщества, и, наконец, неотъемлемое право на самобытность образа жизни, культуры своей «земли».
Роща в золотистом янтаре рассыпает звезды по рассвету.
Видим зыбь тумана на заре – сто церквей стоят святого света.
Купола их празднично горят, защищая от беды веками.
С верою в Россию зазвонят сто колоколов святых над нами.
В.Морозов, С.Красиков
Список литературы
Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь. – 2001. – С. 14 – 17.
Ильинский районный краеведческий музей //Пермская губерния от «А» до «Я»: Энциклопедический справочник. Пермь, 2001. С. 44-46
Истоки. Краеведческий альманах. Материалы по истории Ильинского района. Пос. Ильинский. – 1994. – 64 с.
Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
Рябкова В.А. Путеводитель Ильинский района. Ильинский, 2006. С.95
Российский государственный архив древних актов – РГАДА.
Симонов В.И. Ильинское и Ильинцы на фотографиях. Ильинский, 2012. С. 127.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Кузнецова О., Отавин О., Рябкова В., Чагин Г. В бывший центр вотчины Строгановых. //www.kulturaperm.ru/museum ilinsk. 2011. Дата обращения: 23.10.2015
Фотографии tepid.rudesman.html. Дата обращения: 15.11.2015
Фотографии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дата обращения: 15.11.2015
13PAGE 15
13PAGE 14115
Рисунок 1Picture 2