Статья «Система работы с одарёнными школьниками»


СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ
М. В. БыдановаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов
имени Германа Панфилова»
г. Анжеро-Судженск
4 октября 2010 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым был утверждён документ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа. Второй раздел этого документа посвящён развитию системы поддержки талантливых детей.
Цель данной работы: систематизация опыта деятельности по сопровождению одарённых школьников.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Попытаемся ответить на вопрос, что же такое одарённость. В психологическом словаре находим объяснение одарённости и одарённого ребёнка.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” – “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
Данная трактовка позволяет говорить о том, что попробовать развить потенциальные предпосылки на своих уроках может каждый учитель. Безусловно, этот процесс не происходит сам по себе. Необходимо создать условия, способствующие развитию детей. Данный период в образовании наиболее благоприятный. Трудно вспомнить другое время, когда бы учащимся предлагалось такое количество конкурсов, олимпиад, фестивалей, проектов различного уровня. Участие в данных мероприятиях позволяет формировать стойкий интерес к выбранным предметам. При подготовке проявляется большая инициатива, самостоятельность. Учитель перестаёт быть единственным источником знания, он берёт на себя сопровождающую функцию.
Психологические исследования уровня школьной мотивации наглядно утверждают, что в младшем подростковом возрасте у школьников теряется интерес к учебной деятельности. Это происходит всегда, когда обучение теряет привлекательность, значение оценки нивелируется, процесс получения знаний перестаёт быть интересным, становится более трудным. Систематическая работа с одарёнными детьми позволяет избежать таких проблем. Наоборот, обучающиеся получают возможность сделать открытия, найти в изучаемом предмете нечто такое, что позволит продемонстрировать свою успешность перед сверстниками, повысить самооценку.
Никто не отрицает важности мониторинга школьных успехов. Наряду с этим возникает необходимость в изучении интереса к предмету. Это позволяет выявить наиболее заинтересованных учащихся и предложить им внеурочную деятельность, которая в большей степени будет направлена на развитие их склонностей. С другой стороны появляется возможность увидеть учащихся, для которых изучаемые предметы становятся неинтересными, скучными, трудными. Попробовать найти для них интересную деятельность в рамках своего предмета. Для выявления удовлетворенности преподавания совместно с психологом школы проводится анкетирование с учащимися и родителями. Так как родители являются основными заказчиками образовательных услуг и их запрос должен быть понятен учителю. Анкеты заполняются в начале учебного года и в конце.
Диагностика полученных результатов позволяет выяснить проблемы относительно уровня доступности преподавания предмета, заинтересованности результатами.
Качественный анализ анкет помогает выявить направленность интересов учащихся, определить уровень самостоятельности. Систематически занимаясь внеурочной деятельностью, отмечаю ежегодное увеличение желающих заниматься русским языком и литературой сверх школьной программы. Анализ конкурсного движения в школе позволяет говорить о высокой активности этих школьников в конкурсах различного уровня. Это и традиционные школьные олимпиады, всероссийские конкурсы, конкурсы чтецов, конференции, исследовательские проекты, творческие конкурсы и фестивали.
Сформировалась группа учащихся занимающихся журналистикой. Они освещают школьные мероприятия, размышляют о школьной жизни, берут интервью у участников образовательного процесса и публикуются на страницах городской газеты «Наш город», в приложении к ней «Тропинке», отправляют материалы для участия в региональных конкурсах.
Систематическая работа по предмету даёт свои плоды. Такая деятельность интересна учителю, захватывает детей, позволяет им проявить самостоятельность, приобрести опыт публичного выступления, углубить свои знания, расширить границы учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст].
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] / Д. Медведев.
Психологический словарь [Текст] /под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 2008. — 494 с.