Этическая беседа на тему Что такое хорошо (7-9 класс)
Этическая беседа
Тема : «Что такое хорошо?»
(Синева Юлия Евгеньевна)
Цель: сформировать систему знаний о ценностях человеческой жизни, о добре и зле, о важности терпения и умения преодолевать искушения.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- формирование у детей представление о ценностях человеческой жизни;
- формирование представлений о добре и зле, и умения видеть между ними разницу;
- развитие способности преодолевать свои желания;
Жизненно-практическая задача: формирование этической культуры учащихся.
План беседы:
1.Вступительное слово
2.История Адама и Евы
3.Сказание о Сусанне
4.Обсуждение
5.Подведение итогов
6.Заключение
1.Вступительное слово
Ребята, здравствуйте! Сегодня я хотела бы посвятить наше занятие ценностям человеческой жизни и различиям между добром и злом.
Какие главные ценности в вашей жизни? (учащиеся отвечают) Вот видите, у каждого свои жизненные ценности. Правильность ответа на этот вопрос зависит от того, в чем человек видит смысл своей жизни, на что уповает и на что надеется.
Ценностями человеческой жизни являются, прежде всего, ценности духовные. К ним относятся жизнь по законам своей совести, искоренение своих недостатков, дурных привычек и страстей, развитие в себе добродетелей, и прежде всего смирения, терпения, любви к ближним, умения жить не ради себя и своих близких, а ради других.
Но очень много людей в нашем мире живет не по этим духовным ценностям, а по своим телесным и материальным потребностям. Люди думают не о своей душе и вечной жизни, а только о временных и материальных нуждах, развлечениях и удовольствиях. Для таких людей главная цель жизни поиск удовольствий и стремление избежать временных земных страданий. Для них хорошо не то, что дает им вечную жизнь, а то, что удовлетворяет их временные сиюминутные потребности.
В связи с этим перед нами встает еще один, я бы даже сказала, извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо»? от ответа на него зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека. Согласно православному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вредит и мешает этому спасению.
Наверняка, каждый из вас заметил, что многое из того, что в нашем современном обществе почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.
Многие современные люди живут идеями потребления и удовольствий. Для них главное в жизни – деньги, власть, слава, удовлетворение желаний и получение удовольствий. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.
Взять хотя бы телевидение. Что мы видим по телевизору? Сейчас очень часто показывают боевики, в которых герой убивает и калечит других людей для того, чтобы добыть деньги и стать богатым. Во многих фильмах люди предают друг друга, грабят, воруют, обманывают и все это только для того, чтобы стать богатыми и наслаждаться жизнь; ведут распущенный образ жизни, становятся бандитами, наркоманами и алкоголиками, при этом они считают, что живут правильно и берут от жизни все. Хотя на самом деле они убивают себя духовно и телесно и никогда не бывают по-настоящему счастливы.
Но ведь не все люди так ведут себя. Есть люди, которые живут по закону совести. Но это дается очень нелегко. Человеку приходится преодолевать различные искушения. Как вам известно, искушение – это соблазн, желание испытать удовольствие. Но радость, полученная от удовлетворения этого удовольствия, быстро проходит, и на душе остается только пустота и горечь от содеянного.
Например, мама, уходя на работу, запретила детям брать конфеты. Однако, в её отсутствие дети тайком съели часть конфет. Когда они ели , им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом им стало стыдно, что они не послушались маму. Долгое время их еще мучал страх, что скоро мама узнает о проступке, отругает и накажет их за это. Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хотелось получить удовольствие от конфет, но это было запрещено. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, они укрепили бы в себе добродетель терпения и послушания.
Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над соблазном, искушением укрепляет добродетели человека, увеличивает его духовную силу. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и происходит духовный рост человека.
2.История Адама и Евы.
А сейчас я хочу рассказать вам две истории. Одну из них знает каждый из вас, это история об изгнании из рая Адама и Евы.
Бог вылепил человека – Адама из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла.
Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.
За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом ; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».
3.Сказание о Сусанне.
Вторая же история, которую я хочу вам рассказать, как я думаю, знакома не многим из вас, а может быть даже и никому. Это история о девушке по имени Сусанна.
Один богатый человек по имени Иоаким жил в Вавилоне. У него имелся прекрасный дом, обширный сад, и была у него жена, которую звали Сусанна, женщина молодая, красивая, которая верила в Бога. Иоаким среди вавилонян считался не только самым успешным, но и самым знающим человеком. К нему в сад часто приходили зажиточные горожане, чтобы побеседовать, услышать совета, поделиться своими новостями.
В саду часто прогуливалась и отдыхала Сусанна. Обычно она ждала, когда все гости уйдут, не желала смущать их своим появлением. Как-то в полдень к Иоакиму пришли двое назначенных судей из числа старейшин. Хозяина в доме не было, и они решили дождаться его в саду. Они увидели прогуливавшуюся Сусанну и залюбовались ею. Оба неожиданно воспламенились желанием, им захотелось соблазнить ее. Они спрятались в зелени и стали наблюдать за ней. Сусанна между тем решила искупаться. Она была уверена, что в саду никого нет, и велела служанкам закрыть ворота. Служанки заперли ворота и отправились за мылом и маслом. Старцы дождались их ухода и незаметно подкрались к сидевшей на скамейке Сусанне. Они стали говорить ей, что она им очень понравилась, что хотят ее любви. А если она откажет им, то они изведут ее, расскажут, что у нее был юноша, поэтому она и отослала служанок.
Возмутилась Сусанна, поняла, что если она откажет им, то они оклевещут ее и тем самым погубят. Но если она изменит мужу с ними, то сама не захочет жить. Сусанна закричала, призывая своих служанок, но их не было. Старейшины тоже закричали, они побежали к воротам и открыли их.
В саду собрался народ. Люди стали слушать двух выбранных судей, двух уважаемых старейшин. По их рассказу выходило, что Сусанна предавалась незаконной любви в саду с юношей, и они застали ее за этим мерзким деянием. Люди поверили судьям и осудили Сусанну за прелюбодеяние на смерть — забиванием камнями. Ее схватили и повели на расправу.
В это время к людям подошел пророк Даниил. Он остановил толпу и спросил, куда ведут девушку и в чем она провинилась. Ему со слов старейшин все рассказали. Тогда Даниил велел всем вернуться в сад, чтобы на месте все выяснить. В саду пророк Даниил спросил старейшин, под каким деревом Сусанна предавалась любви. Один старец ответил: «Под мастиковым», а другой: «Под зеленым дубом».
Так Даниил уличил их во лжи, назвал обманщиками, свидетельствующими против невинной. Люди поняли, что старейшины обманули их. С судьями решили поступить так же, как они хотели поступить с Сусанной. За обман, за лжесвидетельство их до смерти забили камнями.
4.Обсуждение.
Ребята, вот вы услышали две истории, в которых люди не смогли справиться со своим искушением и понесли за это наказание. Скажите, что является соблазном в каждой из этих историй?
Давайте, немного пофантазируем и представим, как могла сложиться ситуация, если бы наши герои смогли преодолеть свой соблазн. (учащиеся высказывают своё мнение).
Ну что ж, ребята, какие выводы вы сделали для себя из нашей сегодняшней беседы?
5.Подведение итогов.
Мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наше занятие. Именно для этого я выдала вам цветные карточки. У меня на столе стоит три коробки, и сейчас я предлагаю каждому из вас положить свою карточку в одну из коробок.
6.Заключение.
Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы разобрали с вами, какие ценности человеческой жизни наиболее важны, разобрали важность умения преодолевать искушения.
И закончить нашу встречу я хотела бы одной притчей.
Жил-был очень мудрый старец. И в это же время жил один человек. И вот решил этот человек проверить действительно ли старец такой мудрый. Поймал он бабочку и думает: «Пойду к мудрецу и спрошу у него: живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если он ответит, что живая, то я сожму кулак, и бабочка умрет; а если ответит, что мертвая – раскрою ладони, и бабочка улетит». Пришел человек к старцу и задал свой вопрос. Как вы думаете, что ему ответил старец? (ученики высказывают своё мнение). Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»
Так вот, ребята, я надеюсь, что вы поняли, что каждый сам творец своего счастья, каждый сам должен выбрать, какой дорогой ему идти: дорогой добра или дорогой зла. Я не сомневаюсь, что каждый из вас выберет правильный путь. Всё в ваших руках!