Формирование знания об истории Великой отечественной войны и Второй мировой войны в современном образовательном пространстве.


Формирование знания об истории Великой отечественной войны и Второй мировой войны в современном образовательном пространстве.
Выступление на Международном научно – общественном форуме
«Великая Отечественная война: история и историческая память в России и мире», посвященном 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
30 марта – 3 апреля 2015 года.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, дети, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ грозного периода. 70лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время. Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Забыл прошлое - потерял будущее».
Патриотизм - любовь к Родине. Именно так трактуется это понятие. Но Родина – это не только пространство, территория, что – то отвлеченное. Это то, что дорого каждому человеку: родители, дети, школа, друзья, город или село, улица, сад около дома. Все, что в сердце, сознании. Важно пробудить это чувство любви в ребенке. Любить – это значит сочувствовать, заботиться о ком – то, жалеть, желать добра. С детских лет в ребенке воспитывается чувство любви к тем, кто его окружает. Именно с этой любви начинается патриотизм. Любить и защищать конкретно кого – то – вот суть настоящего патриотизма. Именно любовь к близким, к своей малой родине в экстремальных условиях жизни перерастает в истинный патриотизм.
Музей в нашей школе – это неотъемлемая часть образовательно – воспитательного процесса. Дети не только ученики, но и непосредственные участники музейной педагогики. Вместе с учителями они собирают и обрабатывают материалы, оформляют экспозиции, проводят экскурсии, организуют встречи, работают с архивами, пишут статьи в СМИ о своем музее, школе.
В учебном процессе музей играет огромную роль. Уроки истории, обществознания, литературы, географии, краеведения, начальной школы, предметные недели, внеклассная работа, коллективные творческие дела очень часто используют материалы музея, проводят уроки, посиделки и мастер - классы, уроки Мужества в Зале Боевой Славы. Здесь особая атмосфера патриотического настроя. Уроки истории по темам «Война у нашего порога», о первом бое на Тульской земле в полутора км от поселка Черепеть. «Партизанское движение», отряд «Передовой», о юном герое Саше Чекалине, «Ветераны Великой Отечественной войны» об участниках боевых действий и тружениках тыла – жителях нашего края, о выпускнике 41 года Герое Советского Союза Н.К. Аносове, чьё имя с гордостью носит наша школа.
На уроках литературы дети с особым удовольствием слушают стихи и рассказы о Великой Отечественной войне в музее. Здесь проводятся конкурсы чтецов, инсценированное чтение произведений.
В зале боевой Славы проводятся встречи с ветеранами ВОв, воинами – интернационалистами Афганской войны, участниками боевых действий в Чечне, солдатами срочной службы, офицерами Российской Армии, МВД и МЧС России – все они выпускники нашей школы.
Сотрудничество музея, школы и семьи в значительной степени базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия здесь выступают экспозиции, на базе которых проводятся экскурсии и другие мероприятия. Так например, на базе музея проводили слёт династии Малолеткиных, сыгравших в истории посёлка немаловажную роль, собраны материалы о династии М.И. Гришина –ветерана Вов, внучка которого и по сей день работает в школе. А родственники Гречишникова Юры помогли собрать материалы о нём для экспозиции «Афганский дневник».
Смотря на награды, интересно узнать: кому они принадлежат, за что были награждены, как это произошло, что помнят сами ветераны и их родственники? В альбомах и летописях школы отыскивают фотографии своих мам, пап, бабушек и дедушек, которые тоже учились в нашей школе, а ей уже 140 лет. Важно, что при восприятии экспозиции проявляется то, что учащийся «узнал» фотографию человека, который живёт с ним на одной улице и о котором рассказывают в школе и дома. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное.
Специфически музейной реакцией можно считать появление яркого образного представления о событиях и явлениях, получивших отражение в экспозиции: «Война у нашего порога» о первом бое на Тульской земле. Или когда с детьми проходишь по местам боёв и видишь заросшие травой окопы, постоишь у обелиска, сразу представляешь сражение. Как высшую форму эмоционального переживания музейного материала можно рассматривать возникновение у детей чувства сопричастности к тому, что было. Особенно этому способствует поисковая работа в районе первого боя на Тульской земле, в районе города Чекалин, села Рождествено, станции Черепеть, Краинка, поселки Новая Черепеть, Черепеть, Ханино, деревня Малая Алешня – для уточнения событий проходивших в октябре 1941 года и уточнения участников боя. Результатом работы стал проект «Они не пропали без вести». В процессе поиска были выяснены новые имена погибших, но которые в списках на братских могилах не значатся. Сейчас многие историки пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества. Проект «Они не пропали без вести» – это уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. Работа поискового отряда и полевые работы в составе тульского областного молодёжного поискового центра «Искатель» в Калужской и Тульской области, поиск и подъём останков бойцов, волонтерское движение дают возможность не только соприкоснуться с событиями тех лет, пополнить экспозиции музея, но и разыскать заброшенные солдатские захоронения, медальоны, с целью восстановления имен пропавших без вести бойцов. Распространить информацию о Героях Великой Отечественной войны среди жителей района; пополнить «Книги Памяти воинов Суворовского района Тульской области, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны в период 1941 – 1945 годов». Так были найдены старший политрук Карасев Алексей Гаврилович, погибший в Калужской области, Ларин Егор Васильевич – погибший за освобождение деревни Малый Заход Новгородской области.
Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. У школьников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.