Статья на тему Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» города Курчатова Курской области
307251, Курская область, г.Курчатов, ул. Ленинградская, д.25 Тел.: (47131) 4-62-32, Факс: (47131) 4-75-41
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: учитель начальных классов
Локтионова Галина Павловна
2014 г.
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников.
В условия перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем ставится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети « открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока, сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учится всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г как особого рода понятие. Значительные импульсы развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 60-90х годов. (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельштейн, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин.) Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом возрастного развития детей.
Технология системно-деятельстного подхода.
Реализация технологии системно-деятельстного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик на уроках получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Принцип непрерывности – это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
Принцип минимакса – дает обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребенка; осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний.
Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществляет систематический перебор вариантов.
Принцип творчества – ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Цель моей работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием системно-деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
Способствовать формированию индивидуальных способностей каждого ребенка.
Учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы, выдвигать гипотезы.
Стимулировать познавательную активность учащихся.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура урока открытия новых знаний в технологии системно-деятельностного подхода.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационное начало) -1-2 минуты. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности:
активируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
Использую такие приёмы работы:
в начале урока высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать удачи друг другу;
выбираю для урока девиз или эпиграф (« С малой удачи начинается большой успех», « Только тех, кто любит труд – знанья новые найдут», «Учиться, искать, найти и не сдаваться» и др.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии- 4-5минут.
Организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика через возникновение проблемной ситуации. Для этого использую методы постановки учебной проблемы:
-побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, повседневной жизни, шутки и др.Постановка учебной задачи -4-5 минут.
На данном этапе урока выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действия, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут.
Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.
Использую разнообразные приемы, такие как: « Исследование», «Ловушка», «Чтение с пометками».
Первичное закрепление – 4-5 минут.
На данном этапе выполняем проговаривание нового знания. Для этого провожу фронтальную работу, комментирование, обозначение знаковыми символами, работу в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Организую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет.
Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.
При включении нового в систему знаний и повторение – сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
В этот момент мне помогают познавательные игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», Морфологические шарады, «Заселили слово в домик», «Вратарь», «Погрузи в машины», «Самый внимательный», «Разбери матрёшку», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Третий - лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен», мини - сочинение.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности. Подводим итог.
Одним из способов реализации деятельностного подхода в рамках урока является организация групповой формы работы.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Самый простой вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. В этом случае каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, если есть необходимость еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Еще одним действенным способом реализации системно-деятельстного подхода является организация учебно-исследовательской деятельности учеников.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, конечно же, начинается на уроке. В основном это:
Решение исследовательских задач.
Такая работа позволяет стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать исследовательские навыки. С решением исследовательских задач связаны такие предметы как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Так, например, при изучении темы «Измерение площади фигур» предлагаю учащимся сравнить площадь квадрата и прямоугольника. Для решения данной задачи класс разбиваю на 3 группы, раздаю одинаковые квадраты и прямоугольники, каждая группа использует разные мерки. Сравнивая результаты своих измерений, учащиеся приходят к выводу, что площади одинаковых фигур получились разными. В ходе обсуждения было предложено выбрать одинаковую мерку для измерения площади фигур в каждой группе.
На уроке окружающего мира в 3 классе, при изучении темы «Развитие цветковых растений», предлагаю учащимся на примере текстов о растениях, выяснить, какими отличительными признаками обладает каждая группа растений и сделать обобщающий вывод.
Проведение эксперимента.
С такой формой организации учебно-исследовательской деятельности ученики чаще всего сталкиваются на уроках окружающего мира. Изучая тему «С чего начинается развитие растения» в 3 классе предлагаю учащимся проделать эксперимент : в каких условиях семена прорастают быстрее, в каких медленнее, когда погибают. Сделать выводы о полученных результатах эксперимента и познакомить с ними класс.
Эксперимент вполне применим и на уроках русского языка. В 3 классе при изучении раздела «Что нужно для общения», дети наблюдают за ролью местоимений в предложении, заменяя местоимение «я» другими личными местоимениями.
Создание проблемной ситуации.
Такая работа позволяет осуществить системно-деятельностный подход в проведении уроков русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, а так же стимулировать познавательную активность обучающихся. Так, например, при проведении уроков окружающего мира в 3 классе по теме «Старинные города» возникла проблема: почему многие старинные постройки в городе Курске не сохранились.
Читая и анализируя рассказ С. А. Баруздина «Старинный клад» ставлю проблемный вопрос: «Зачем в мирное время нужна армия?».
Проектная деятельность
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, парную.
С 2003 года я работаю по программе « Гармония» и пришла к выводу, что в этот учебно – методический комплект заложен системно – деятельностный подход.
Часто мини-проектами заканчивается изучение тем на уроках окружающего мира автора Поглазовой О. Т. Так в третьем классе учащиеся подготовили мини-проекты по темам «Памятники истории и культуры нашего города», «Народные традиции», «Народные ремесла родного края», «Национальная одежда».
В рамках проектной деятельности ученики учатся выбирать тему, формировать проблемы, выдвигать гипотезу, определять план действий, правильно выполнять работу, выделять существенную информацию из разных источников, представлять продукт своей деятельности.
Творчество.
Уроки литературного чтения и русского языка являются простором для творческой деятельности.
Авторы учебника русского языка М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко часто предлагают учащимся проявить свое творчество. Во 2 – ом классе дети знакомятся с понятием « изложение», учатся составлять план и пишут свои первые изложения. Сочиняют загадки, сказки, составляют поздравления к праздникам, создают словесные зарисовки на заданные темы, рисуют словесные этюды и т.д.
Воспитательный процесс.
Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, творческие дела, самоуправление – это все то, что направленно на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовность их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит плоды не сразу, но ведет к достижениям.