Деятельностный подход в экологическом воспитании школьников 
Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Тында
Подготовила:
учитель биологии, высшей категории
Т.К. Сидоренко
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в экологическом воспитании школьников.
Сегодня, очевидно, что традиционный путь развития ведет к деградации природы и проблемам в современном обществе. ХХI век ставит новые задачи, связанные с осмыслением проблем окружающего мира на основе интеграции экономических, социальных, экологических проблем в направлении повышения безопасности и культуры человека. Для создания экологических ценностных ориентаций, развития критического, творческого мышления необходимо системное экологическое образование и воспитание. 
Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Важнейшее значение имеет формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Процесс экологического образования неразрывно связан с воспитанием экологически грамотного и культурного человека, важно принятие учащимися общечеловеческих ценностей, осознание влияния собственного образа жизни на судьбу будущих поколений, обретение навыков сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
	Основное отличие экологического учебно-воспитательного процесса - формирование системного и критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа являются наиболее подвижной формой экологического образования и воспитания. 
Учителя естественного цикла муниципального общеобразовательного  бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 г. Тында
 более 15 лет занимаются  учебно-исследовательской работой, выбирая темы биолого-экологической, природоохранной направленности, например, «Экология растений кабинета биологии», Т.К. Сидоренко. 
Школьный двор МОБУ СОШ№7 - это не только  достояние нашего города, но и объект для проведения исследовательской деятельности  по темам, связанным с изучением экологии, флоры и фауны. 
 На территории школьного двора  проводились исследовательские работы. Одной из работ является «Влияние органических и минеральных удобрений на рост и развитие дикорастущей жимолости съедобной», которая была завезена с берега реки Гилюй, «Влияние экологических и антропогенных факторов на рост и развитие жимолости съедобной» (Т.К. Сидоренко – учитель биологии).  «Исследование загрязнения снежного покрова  города Тынды», учитель М.Ф. Ведерникова. Снежный покров обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв. 
1. «Экологическое состояние почвы на территории школьного двора» (Ведерникова М.Ф.).
2. «Приживаемость водосбора на разных участках школьного двора» (Сидоренко Т.К.).                                                                                            
Любая исследовательская деятельность в детских объединениях эколого-биологической направленности сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, моделирование, посторенние плана исследования. Учителя биологии  с учащимися  проводят  практические работы, например,         «Оценка состояния древостоя с использованием простейшей шкалы», «Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки», «Грибы – паразиты на растениях и меры борьбы с ними», игра – шоу « Наш школьный двор», лекции на природоохранные темы    и др. 
Проводятся факультативы, кружки по экологии, в школе действует школьное лесничество «Березка», работа которого имеет экологическую направленность. Школьное лесничество « Березка  объединяет 878 школьников. 
Согласно договору Тындинский лесхоз поставляет школе  древесные и кустарниковые породы для озеленения пришкольного участка.
Совместно с представителями лесхоза проводим акции:     
«Зимующим птицам – нашу заботу»;
 «Отходы в доходы»; 
 «Пожар – враг леса».
Проводятся операции:
«Сохраним краснокнижные растения»
«Зеленая аптека» (проводим учет лекарственных растений на территории школьного двора, изучаем их лечебные свойства).
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».
Члены школьного лесничества высаживают растения, выявляют насекомых вредителей.
Проводится конкурсы: 
« Сохраним зеленую красавицу», 
« Кормушка».
Развешиваем  с учащимися кормушки на деревья для подкормки птиц зимой. Весной проводится праздник «День птиц». О своей работе, проблемах экологии ребята пишут статьи в СМИ.
Осенние листья, ветки деревьев школьники используют для приготовления различных поделок, композиций. Длительное время ведем работу с жильцами микрорайона о запрете выгула собак на школьном дворе. В 2011году высажено деревьев – 687,кустарников– 465, ежегодно выращиваем цветковых растений  от 1500 до 3040 
Большое значение имеет экологическая практика, направленная на выполнение социально – значимых проектов. Важной чертой проектирования является его ориентированность на практическую реализацию, связанную с ресурсосбережением, охраной природы, с безопасностью и улучшением окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.   
С учащимися разработан проект «Школьный двор как центр экологического воспитания школьников», учитель Т.К. Сидоренко. Целью проекта является реализация государственной политики в области патриотического, экологического, эстетического воспитания молодежи – содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение школьного двора. На первом этапе реализации проекта была организована совместная деятельность учащихся, родителей, учителей, жителей микрорайона по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы – экологи, зеленые патрули, «Зеленый мир»  по разным направлениям деятельности). 
- Поведена ландшафтная организация  школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации и опрос школьников,  жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки школьного двора.
-Удалены с участка погибшие деревья и кустарники, с помощью специальной техники шефствующие организации бурили ямы для посадки деревьев;
спонсорами   произведен подвоз земли  для клумб;
- Практической деятельностью на территории школьного двора занимались школьники, родители формировали первые клумбы,  альпинарий, делали плетеные ограждения для клумб, рабаток.
Общение с природой при изучении родного края формирует экологическое мировоззрение, способствует воспитанию культурного поведения в природе, ведь каждый выход на природу сопровождается экологическими акциями. Разноплановая работа с учащимися дает реальный результат и способствует экологическому воспитанию школьников.
Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе, тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, с осознанием того, что от их посильных действий зависит окружающий мир и их здоровье. 
Деятельностный 
подход в экологическом
воспитанииTimes New Roman